Улучшение иммунитета в весенний период: Ключевые стратегии для поддержания здоровья
Авторизация

Блоги





Блог: Ольга Козлова

Ольга Козлова

психолог


Учим ребенка использовать речь


09.01.2012, просмотров: 1504

Ребенок родился. Вот уже позади период новорожденного (первый месяц жизни), период младенчества (до 1 года). Наступил период раннего детства (1-3 года), который характеризуется интенсивным физическим и психическим развитием. Среди множества новых возможностей ребенка в этом возрасте одна выделяется особенно - овладение речью.

Возраст от одного до трех лет - это стадия сензитивности (особенной восприимчивости) к речевым воздействиям.

Автономная речь ребенка в первые месяцы второго года жизни исчезает. Необычные по звучанию и по смыслу слова заменяются словами со взрослой речи. Быстрый переход на новый уровень речевого развития зависит от полноценности общения малыша со взрослыми. Если общение недостаточное или родные быстро выполняют все желания ребенка, развитие речи замедляется. Еще ее задержку можно встретить в семье, где подростают близнецы, которые общаются друг с другом на общем для них детском языке.

В раннем возрасте быстро растет объем пассивного словаря. Двухлетний малыш понимает все слова, которыми пользуются взрослые, понимает инструкции. Чуть позже, в 2-3 года, возникает понимание рассказа.

Быстро наполняется и активный словарь . После года - 10-12 слов, в два года - 200-300 слов, в три года - 1200-1500 слов. Конечно, эти цифры могут варьироваться, так как дети развиваются с индивидуальными различиями.

К концу второго - вначале третьего года жизни появляются простые словосочетания и предложения. К трем годам речь малыша настолько развита, что превращается еще и в средство самоорганизации.

Инициируя или поддерживая диалог, отвечая на вопросы, родители развивают у ребенка потребность в общении.

Формирование речи в этот период жизни малыша - основание всего его психического развития. Если по каким-то причинам речевые возможности ребенка не используются в достаточной мере или ограничены, то общий уровень психического развития начинает тормозиться.

Иногда, такое недоиспользование речи происходит по вине родителей, которые не успевают "взрослеть" за своим малышом. Ребенку уже давно два года, а родители относятся к нему как к новорожденному. Предлагаю рассмотреть некоторые ситуации.

Первая. Ребенок проснулся и чтобы привлечь к себе внимание, кричит или плачет.

Правильная реакция взрослых: подойти и объяснить, что вместо крика можно позвать словами (мама, иди, ку-ку), Эти слова уже есть в активном словаре ребенка или доступны для обучения. Взрослым надо попросить, чтобы малыш тут же произнес (повторил ) нужные слова. Только после этого целесообразно взять малыша на руки.

Вторая. Ребенок отталкивает (бросает, переворачивает...) посуду с едой, потому что наелся (блюдо не нравится, нет аппетита).

Правильная реакция взрослых: подойти и объяснить, что вместо этих действий можно использовать слова (не буду, не хочу, все, кака), которые уже есть в активном словаре ребенка или доступны для обучения. Обязательно надо попросить, чтобы малыш тут же выполнил Вашу инструкцию. Только после этого целесообразно забрать тарелку со стола.

Третья. Ребенок криком или жестом требует какой-то предмет. Имея опыт общения с малышом, родители понимают, о чем идет речь.

Правильная реакция взрослых: подойти и объяснить, что нужно назвать предмет, который ребенок хочет. Предлагаем слово, которое уже есть в активном словаре ребенка или доступно для обучения. Обязательно надо попросить, чтобы малыш тут же выполнил Вашу просьбу. Только после этого целесообразно дать желаемый предмет.

Четвертая. Ребенок хочет взять чужую игрушку.

Правильная реакция взрослых: объясняем, что игрушка чужая и взять ее можно только при согласии хозяина. Необходимо подойти вместе с малышом к обладателю игрушки и попросить ее словами "можно?", "дай", "давай поменяемся"… Попросите ребенка повторить эти слова, а дальше уже действовать согласно ситуации. Важно понимать, что игрушку Вашего ребенка давать в другие руки желательно также после его разрешения.

Я думаю, что этих примеров достаточно. На все другие жизненные ситуации распространяются предложенные схемы.

А теперь несколько общих правил.

1. Учить ребенка использованию речи необходимо на протяжении всего периода взросления (ничего зазорного здесь нет). Ведь будут меняться ситуации и обогащаться словари ребенка.

2. Если в 1 год мы предлагаем использовать одно слово, то по мере подрастания учим использовать словосочетания и предложения.

3. Важно учить ребенка использованию интонационных возможностей речи.

Воспитание и развитие ребенка не есть простым делом. Но если правильно приложить усилия, получиться удивительно прекрасный результат.

Желаю успехов!

Ответы на другие волнующие вопросы можно найти на моем сайте www.psiho.kiev.ua.



 

Добавить комментарий


Имя: *
E-mail:
Комментарий: *
высылать уведомление об ответах на E-mail.