1 | Гомеопатия |
2 | Лекарственные сборы |
3 | Эффективность растений |
4 | Апитерапия |
5 | Лекарственные растения |
Hyoscyamus - ядовитое растение, особенно опасное для домашней птицы; отсюда оно и получило свое название. * (* Фаррингтон («Гомеопатическая клиническая фармакология») пишет: «Это интересное растение, будучи безвредно для некоторых животных, оказывается ядовитым для кур, и потому получило название "куриный яд"») Некоторые животные, главным образом молодые охотничьи собаки, поедают его без всякого вреда для себя, но даже у них белена может вызвать послабление стула.
Ганеман говорит, что при высушивании Hyoscyamus утрачивает большую часть своей целебной силы. Это обстоятельство касается большинства растительных средств, поэтому, назначая лекарство пациенту, нужно всегда пользоваться услугами компетентных аптекарей.
Старая школа применяет Hyoscyamus и гиосцин в качестве «средств, угнетающих мозговую деятельность, при острых маниакальных состояниях, белой горячке, лихорадочном бреде и бессоннице, иногда с хорошими результатами. Они употребляются преимущественно в психиатрической практике». Кроме того, Hyoscyamus «прекращает спазмы в кишечнике, являющиеся следствием приема Aloe и других слабительных средств».
Данные токсикологии, результаты лекарственных испытаний и клинический опыт применения Hyoscyamus свидетельствуют о ясно очерченной сфере действия и поразительном сходстве этого средства с его ботаническими «родственниками» - Belladonna и Stramonium, хотя оно легко отличается от них.
В случаях бреда Hyoscyamus имеет свои специфические особенности. Подобно Belladonna, он вызывает и излечивает болезненные расстройства, сопровождающиеся «повышенной мозговой активностью», но у Hyoscyamus последнее обстоятельство, в отличие от Belladonna, не связано с воспалительным процессом. Для Hyoscyamus характерен весьма своеобразный симптом - «желание раскрываться». В случаях умопомешательства пациент Hyoscyamus может гримасничать, совершать нелепые телодвижения, словом, вести себя как шут, или демонстрировать картину сильного «похотливого безумия». «Во время лихорадки пациенты Hyoscyamus сбрасывают с кровати постельное белье не потому, что им слишком жарко, а потому, что они просто не желают укрываться». «Ключевой симптом Hyosciamus в случаях лихорадки - "пациенту нужно раскрываться"». (Ниже мы будем цитировать Кента, который подробно обсуждает этот вопрос.)
Говоря о применении Hyoscyamus при лихорадочных состояниях, мы не нашли ничего лучшего, чем привести ганемановское описание эпидемии военного тифа, разразившейся в Лейпциге в 1813 году (за год до битвы при Ватерлоо). Ганеман лечил 183 брюшнотифозных пациента, и «ни один из них не умер».
Если Bryonia и Rhus уже не показаны и болезнь перешла во вторую стадию, когда на первый план выступают психические симптомы, «пациент перестает жаловаться на недомогание, его охватывает жар без жажды, он не понимает, что к чему, не узнает и оскорбляет своих близких, неправильно отвечает на вопросы, несет чепуху с широко открытыми глазами, делает глупости, порывается убежать, громко кричит или жалобно воет и при этом не может объяснить, почему он так поступает; хрипение слизи в горле, искаженное лицо, косоглазие; пациент теребит свои руки, ведет себя как сумасшедший; отмечается непроизвольный стул и т.д.... Если болезнь перешла в стадию бреда и маниакального безумия, то в таком случае налицо все показания для прописи Hyoscyamus niger». Еще позднее, в третьей стадии почти полного умственного и физического паралича, по мнению Ганемана, может понадобиться Nitri spiritus dulcis. N.B. В журнале «Гомеопатия» (июль 1935 года) мы опубликовали очень интересную статью Ганемана, в которой описывается успешное гомеопатическое лечение брюшного тифа, эпидемия которого разразилась после наполеоновских войн. Эта работа заслуживает самого пристального внимания.
Хореические симптомы Hyoscyamus довольно определенны и специфичны. «Подергивания всех телесных мышц, с головы до пят». «Состояние постоянной повышенной возбудимости: ни одна часть тела, ни одна мышца ни минуты не находятся в спокойном состоянии. Конвульсивные движения. Судороги; клонические судороги».Для хореи Hyoscyamus, в отличие от «вращательных движений Stramonium», характерны грубые, неловкие судорожные подергивания, из-за которых пациента бросает из стороны в сторону; попытка повернуться и показать врачу язык вызывает судорожные подергивания всего тела. Юз употребляет выражение «местная хорея» (косоглазие, заикание, подергивание лицевой мускулатуры).
Рассказывает врач:
Эпилепсия Hyoscyamus характеризуется тем, что накануне приступа у пациента возникают головокружение, звон в ушах, искры в поле зрения, гложущий голод; во время припадка лицо становится багровым, глаза выкатываются из орбит, пациент пронзительно кричит, скрежещет зубами, отмечается непроизвольное мочеиспускание; вслед за этим наступает глубокий сон, сопровождающийся храпом. Для Belladonna характерны спазмы в гортани и сжатие в горле во время эпилептического приступа. В случае Stramonium наблюдаются risus sardonicus* и быстрые толчкообразные движения головы вправо. (* Risus sardonicus - сардонический смех - характерное выражение лица пациента, связанное с тоническим спазмом лицевой мускулатуры. Этот термин имеет интересное происхождение: на острове Сардиния произрастает ядовитое растение, отравление которым вызывает безудержный смех). Кроме того, Stramonium присущ «глуповато-дружелюбный взгляд».
Hyoscyamus часто бывает показан при белой горячке и бешенстве. Обратите внимание на длинную сноску в главе «Hyoscyamus» («Materia Medica Pura» Ганемана). Ганеман говорит, что в некоторых случаях бешенства может понадобиться Belladonna, в некоторых - Stramonium, в то время как другие пациенты нуждаются в Hyoscyamus. Далее он пишет: «Belladonna уже совершила несколько замечательных исцелений и могла бы делать это еще чаще, если бы врачи не вмешивались в процесс лечения и не назначали параллельно другие средства в убийственных для пациента дозах».
Затем следует весьма интересное и важное замечание: «Большие дозы гомеопатически показанных лекарств наносят значительно больший вред, чем такие же дозы лекарственных средств, не являющихся подобными (гомеопатическими) по отношению к данной болезни или оказывающих на нее противоположное (антипатическое), или, так сказать, совершенно неподходящее (аллопатическое), действие. При гомеопатическом применении лекарств, когда полная совокупность болезненных симптомов оказывается подобной действию лекарственного средства, врач совершает преступление, избегая назначения показанного средства в как можно меньших дозах. В таких случаях лекарства, которые применяются в дозах, принятых в практике Старой школы, превращаются в смертельно действующие яды. Опираясь на огромный опыт, я утверждаю, что гомеопатическое применение лекарств является универсальным и неизменным, особенно в случаях острых заболеваний; эту истину очень важно иметь в виду, назначая Belladonna, Stramonium и Hyoscyamus при бешенстве.