1 | Сексуальность |
2 | Cексуальные нарушения |
3 | Сексуальное развитие |
4 | Лечение нарушений |
5 | Психотерапия |
Гипноз |
Сексуальные перверсии (синонимы - половые извращения, парафилии) - это патологические отклонения направленности полового влечения или способов его удовлетворения. Прежде к ним относили все сексуальные девиации, т. е. любые сексуальные потребности и действия человека, которые отличаются от господствующей в обществе модели полового поведения. Они считались болезненными проявлениями психических нарушений и других заболеваний и, кроме того, всячески осуждались с точки зрения морали.
Одно из первых определений патологического сексуального поведения принадлежит Р. Крафт-Эбингу, по мнению которого извращением - при существующей у индивида возможности естественного полового удовлетворения - необходимо считать всякое проявление полового инстинкта, не соответствующее целям природы, т. е. размножению.
В настоящее время большинство сексологов придерживается мнения, что только часть сексуальных девиаций носит явно патологический характер. Так, К. Имелинский (1986) указывает на два специфических признака парафилии:
1) навязчивое (принудительное) желание реализовывать только перверсные формы сексуальной активности и нарушения в создании тесного партнерского союза;
2) отсутствие жажды наслаждения от близости с половым партнером и подмена ее стремлением к наслаждению от выполнения определенных действий сексуального характера.
Таким образом, парафилии исключают глубокие партнерские связи, поскольку роль партнера сводится к функции обезличенного стимула, сексуального раздражителя, запускающего механизмы удовлетворения аномального полового влечения в типичных для каждого больного ситуациях. Сексуальные контакты лиц, страдающих парафилиями, характеризуются анонимностью и проявлениями промискуитета.
А.А. Ткаченко (1999), обобщая многочисленные исследования, выделяет целый ряд специфических особенностей в сексуальных предпочтениях лиц с парафилиями (в той или иной степени многие из них присущи всей девиантной сексуальности). Партнер для парафильных актов подбирается по наличию каких-то чисто внешних сексуально возбуждающих символов (в каждом случае сугубо индивидуальных), а его собственные чувства и желания игнорируются. Формальными критериями выбора объекта для парафильных реализаций являются определенный возраст или тип телосложения, особенности одежды, цвет волос, обильная косметика и др. У лиц с парафилиями садомазохистского круга часто отмечается сексуальное возбуждение при виде крови - своей или чужой. Причем они утверждают, что с детства плохо переносили кровь, каждый раз ощущая непонятную взвинченность или слабость. Похожее действие оказывает черный цвет, например сексуальное поведение запускается при виде черных колготок или лосин. Известно, что черная кожа широко используется в садомазохистских практиках. В других случаях сексуальное возбуждение может наступать при виде льющейся мочи, звонком детском смехе. В качестве стимула, запускающего аномальное сексуальное поведение, могут выступать запахи. Например, запах духов и алкоголя, исходивший от жертвы, порождал неумолимое желание совершить изнасилование, а затем нанести ей множество ударов ножом.
В большинстве случаев лица с парафилиями склонны к стереотипному, клишированному сценарию поведения, что проявляется в тенденции каждый раз проводить одни и те же сексуальные действия (однообразное ощупывание половых органов, фелляция, особые ритуалы, предваряющие или даже замещающие коитус) в строго определенной окружающей обстановке (парк, кабина лифта и др.). При этом осуществление стереотипа в полном объеме, равно как и степень наслаждения, во многом зависят от желаемой эмоциональной и поведенческой реакции партнера, порой весьма жестко обусловленной (испуг, стыд, оцепенение либо сопротивление насильнику).
Сексуальные действия лиц, страдающих парафилиями, часто приобретают самоценный характер, в результате чего процесс исполнения вынашиваемого замысла (начиная с поиска объекта) оказывается важнее и приносит большее наслаждение, чем его логическое завершение. Поэтому не являются редкостью отсутствие эякуляции и оргазма, несмотря на выполнение субъектом достаточно сложного и длительного ритуала, связанного с реализацией аномального полового влечения.
Прослеживается своеобразный возврат на более ранние этапы индивидуального развития. Примером является типичное поведение педофила с разглядыванием и ощупыванием половых органов ребенка: при нормальном психо-сексуальном развитии такие действия свойственны детям 2-4 лет. Манипуляции с жертвами и трупами, их расчленение сходны с играми ребенка, когда он с любопытством разбирает игрушки.
У парафиликов нарушено осознавание себя (субъекта), мотивов своего поведения и окружающей реальности, частью которой является объект их вожделения. Поэтому для них свойственно ощущение непроизвольности или насильственности собственных сексуальных переживаний, отчуждение себя от своих действий и искажение самосознания вплоть до отождествления себя с женщиной (в ощущениях, эмоциях, мышлении) в ситуации полового контакта.
Истинные парафилии являются для субъекта практически единственным источником полового удовлетворения (обычный половой акт если и возможен, то все равно не дает необходимых ему ощущений и полной сексуальной разрядки). Часть из них имеет тенденцию к прогрессированию (учащению и расширению круга перверсных сексуальных действий, постепенному подчинению всей жизни человека удовлетворению аномального полового влечения) - прогрессирующие формы парафилии. Так, единичные акты эксгибиционизма могут постепенно учащаться и в наиболее тяжелых случаях поиск возможностей для совершения эксгибиционистских актов становится смыслом существования человека с данной перверсией и вытесняет все остальные интересы, грубо нарушая социальные связи.
Нарастание частоты перверсных действий нередко сочетается со снижением остроты сексуальных переживаний и одновременным усилением раздражительности, ощущения пустоты, чувства неудовлетворенности, что, в свою очередь, побуждает человека все чаще прибегать к перверсным реализациям, приносящим хотя бы временное облегчение. Сексуальные переживания приобретают характер неодолимой болезненной привычки, постепенно нарастает социальная неприспособленность, изоляция от окружающего мира. Такие лица могут ощущать свою ущербность, внутреннее раздвоение переживаний, после снятия сексуального напряжения у них нередко появляется чувство отвращения к себе.
» Психосексуальное развитие человека | |
» Нарушение стереотипа полоролевого поведения | |
» Феномен гомосексуальности | |
» Нарушения темпов и сроков психосексуального развития | |
» Сексуальные девиации |