1 | Сексуальность |
2 | Cексуальные нарушения |
3 | Сексуальное развитие |
4 | Лечение нарушений |
5 | Психотерапия |
Гипноз |
Включается:
Ускоренная эякуляция является одной из наиболее частых сексуальных проблем мужчин. У. Мастере и В. Джонсон (1983) полагают, что по крайней мере 15-20 % американцев испытывают трудности при попытках контролировать быструю эякуляцию, однако далеко не каждый из них обращается за помощью к специалистам. Так, согласно данным опроса NHSLS (1994), 30 % мужчин сообщили, что оргазм у них наступает слишком рано. В обследовании К. Штарке и В. Фридриха (1987) из 78 % мужчин в возрасте до 30 лет, которые смогли указать среднюю продолжительность полового акта, у 7 % она была до 1 минуты, у 23 % - до 3 минут, у 40 % - 4-10 минут, у 7 % - свыше 10 минут, у 1 % - семяизвержение отсутствовало.
Следует признать, что на сегодняшний день среди исследователей не существует общепринятого определения преждевременной эякуляции. Так, Г. Келли (2000) отмечает, что границы между нормой и патологией здесь не абсолютны и во многом культурально обусловлены. Он приводит такой пример. Если эякуляция у мужчины из Ист-Бей (Меланезия) происходит более чем через 30 секунд после введения полового члена во влагалище, местные жители считают такой половой акт чрезмерно длительным, что воспринимается ими как отклонение от нормы.
Наряду с подходом, представленным в адаптированном варианте МКБ-10, существуют и другие трактовки ускоренного семяизвержения. Например, Ло Пикколо (1978), основываясь на статистических данных обследования 1000 супружеских пар, считает, что лечение показано мужчинам, у которых половой акт длится менее 4 минут. В 1970 году У. Мастере и В. Джонсон высказали мнение, что если мужчина эякулирует раньше, чем партнерша успевает достичь оргазма по крайней мере в 50 % случаев половых сношений между ними, то он страдает преждевременной эякуляцией. Однако впоследствии Мастере и Джонсон (1991) сами же признали такое определение неудачным. В частности, оно неприменимо к ситуациям, когда женщина вообще редко испытывала оргазм или никогда не имела его во время коитуса. X. Каплан (1974,1987) связывает с понятием преждевременного семяизвержения отсутствие произвольного контроля над эякуляторным рефлексом. Она полагает, что в норме мужчина способен научиться длительно переносить высокую степень полового возбуждения без возникновения рефлекторной эякуляции. Однако большинство специалистов считает, что полный произвольный контроль над эякуляцией - скорее исключение, чем правило, поэтому связывать его с нормой весьма проблематично (С. Кратохвил, 1982; У. Мастере, В. Джонсон, 1983 и др.). В последнее время получила распространение точка зрения, согласно которой к половым расстройствам следует относить случаи, когда обычно уже при минимальной сексуальной стимуляции семяизвержение у мужчины раз за разом наступает раньше, нежели его партнерша успевает получить удовлетворение от коитуса и если он настолько неспособен управлять процессом эякуляции, что один или оба партнера начинают рассматривать это как проблему.
Диагностические критерии преждевременного семяизвержения, по версии Американской Психиатрической Ассоциации (АПА), следующие:
а) эякуляция наступает при минимальной сексуальной стимуляции до, в процессе или сразу после пенетрации до того, как этого хотелось бы партнерам;
б) нарушение семяизвержения приводит к проблемам в общении с половым партнером;
в) преждевременное семяизвержение не связано с прямым действием препаратов (например, эффект отмены опиоидов).
Следует отметить, что мужчины нередко испытывают чувство разочарования и неверия в свои силы из-за неспособности контролировать наступление эякуляции, но поскольку оргазм по-прежнему доставляет им наслаждение, у них может не быть достаточной мотивации для обращения к врачу с этой проблемой (М. Metzetal., 1997).
В наибольшей степени страдают их партнерши, которые только начинают приходить в сексуальное возбуждение, когда у мужчины уже наступает эякуляция и половой акт заканчивается. Постоянные проблемы с преждевременной эякуляцией могут стать причиной конфликтов между сексуальными партнерами и повлечь за собой другие половые расстройства. Женщины, которые испытывают досаду, разочарование и физический дискомфорт из-за частых сексуальных фрустраций, могут потерять интерес к сексу и перестать испытывать возбуждение от него (Г. Келли, 2000). В ряде случаев попытки мужчины сознательно контролировать свое сексуальное возбуждение, чтобы не допустить быстрой эякуляции, настолько отвлекают его от полового акта, что это приводит к потере эрекции. Любые затруднения в возникновении и поддержании эрекции на фоне конфликтных отношений с партнершей легко фиксируются по невротическим механизмам, приводя к возникновению тревожного ожидания сексуальной неудачи, т. е. вторичной психогенной эрекционной дисфункции.
По некоторым оценкам 35-40 % мужчин, получавших лечение по поводу сексуальных расстройств, в основном жаловались на преждевременную эякуляцию.
Несомненно, что при прочих равных условиях способность мужчины в достаточной мере регулировать длительность полового акта позволяет ему лучше подстроиться к партнерше и обеспечить удовлетворяющую ее сексуальную | стимуляцию. Кроме того, при большей продолжительности полового акта мужчина и сам, как правило, испытывает более яркие и интенсивные оргастические переживания.
Функционально-психогенные причины преждевременной эякуляции: