1 | Сексуальность |
2 | Cексуальные нарушения |
3 | Сексуальное развитие |
4 | Лечение нарушений |
5 | Психотерапия |
Гипноз |
Определение критериев сексуальной нормы - достаточно сложная задача вследствие тесного переплетения биологических, социальных и личностных факторов, влияющих на половую жизнь человека, а также многообразия связанных с ней индивидуальных отклонений. Зависимость понятия нормы от комплекса культурных факторов, религиозных убеждений, морально-этических требований, господствующих в отдельных социальных группах или в обществе в целом, приводит как к чрезмерно широкой трактовке сексуальной нормы, так и к неоправданно жесткому ее ограничению, вплоть до полного отрицания самой возможности многообразия сексуального самовыражения личности. Только разработка четких научных критериев сексуальной нормы позволяет провести границу между тем, что следует считать нормальным и здоровым, и тем, что рассматривается как ненормальное, патологическое, а значит, требующее определенной коррекции. Искаженные, неправильные представления о сексуальной норме нередко создают у людей значительные трудности в личной жизни и могут вести к формированию у них сексуальных дисгармоний и дисфункций.
Одним из возможных подходов к изучению этой нормы является нозоцентрический (от патологии к норме), в соответствии с которым вначале определяются границы сексуальной патологии, а все половые проявления, не относящиеся к ней, считаются различными вариантами нормы.
По определению польского сексолога 3. Старовича (1991), к сексуальной патологии относятся такие сексуальные потребности, а также такое сексуальное поведение, которые затрудняют сексуальное партнерство (как выбор партнера, так и совместную с ним половую жизнь) или приспособление сексуальных предпочтений индивида к морально-культурным нормам поведения и к правовой системе данного общества. Таким образом, сексуальные потребности и действия человека, которые не становятся для него источником указанных затруднений и проблем в половой жизни, должны считаться нормальными.
Немецкий сексолог С. Шнабль (1981) считает, что на понимание нормы в сексологии оказали влияние три основных ее понятия. Первое - норма как некий моральный постулат, этическое требование, то есть своего рода идеальный образец сексуального поведения, предписанный обществом. Такого рода нормы появлялись и сменялись в процессе исторического развития общества, что зависело от господствующих религий или классов, установившихся культурных и моральных норм. Их объявляли абсолютными и «естественными», хотя порой они противоречили элементарному здравому смыслу. Во втором случае норма - средняя величина, выведенная из частотных характеристик тех или иных сексуальных проявлений. При таком подходе нормальными считаются такие сексуальные проявления, которые встречаются у большей части людей, а к ненормальным относят все то, что наблюдается сравнительно редко.
Подобный подход до сих пор в значительной мере формирует общественное мнение, способствуя негативной оценке лиц, которые относятся к «сексуальным меньшинствам», то есть удовлетворяют свои половые потребности иначе, чем большинство людей. Попытка определить норму через вычисление некого усредненного показателя, противоречит признанию за человеком права на индивидуальное самовыражение. Третье понимание нормы, в ее медико-психологическом аспекте, не связано ни с критерием ценности, ни со степенью частоты. Нормальное - это все здоровое, необходимое для хорошего физического и психического самочувствия, хорошей социальной адаптации, независимо от того, как часто или редко оно встречается, в какой степени приближается к идеальному.
Многие специалисты выделяют партнерскую и индивидуальную сексуальную норму. Критериями партнерской нормы являются:
В соответствии с этими критериями к партнерской норме могут быть отнесены все формы сексуальной активности, сексуального поведения и сексуальных действий, которые имели место между двумя зрелыми лицами разного пола, принимаются ими обоими и направлены на обоюдное наслаждение, которое не вредит их здоровью и не нарушает норм общежития. Характер конкретных форм сексуального поведения и действий партнеров не имеет при этом решающего значения, поскольку за человеком признается право поиска собственных, индивидуальных путей к половому удовлететворению. Попытки ограничить человека в выборе сексуальных действий жесткими рамками предписаний и догм, игнорируя его потребности, нередко приводят к неудачам в интимной близости, конфликтам, провоцируют развитие сексуальных нарушений и невротических расстройств. Перечисленные критерии партнерской нормы достаточно условны (например, требование разнополости партнеров). Вместе с тем они позволяют вполне адекватно оценить интимную связь по важнейшим параметрам, характеризующим уровень взаимоотношений между сексуальными партнерами.
Рассматривать границы сексуальной нормы и патологии можно и с позиции значения половой сферы для человека в самом широком ее понимании. При таком подходе к сексуальной норме относится потенциальная способность выполнять все три основные функции сексуальности: биологическую (оплодотворение), психологическую (наслаждение, удовлетворение) и социальную (реализация потребности в межчеловеческих контактах). Затруднения или невозможность реализации человеком любой из этих функций определяют выраженность у него отклонений от нормы в сторону сексуальной патологии.
Поскольку партнерская норма достаточно полно разграничивает сексуальную норму и патологию в психологическом и социальном аспектах, выделяют также индивидуальную норму, характеризующую биологический компонент сексуальности. Так, польский сексолог Ю. Годлевский считает, что для взрослого человека нормальными являются такие формы сексуального поведения, которые, во-первых, по непреднамеренным причинам не исключают либо резко не ограничивают возможность осуществления полового акта, способного завершиться зачатием; во-вторых, не характеризуются стойкой тенденцией избегания половых сношений в силу наличия у индивида сексуальных дисфункций или грубых нарушений психосексуального развития. Приведенная индивидуальная норма сформулирована как дополнение к партнерской норме.