1 | Сексуальность |
2 | Cексуальные нарушения |
3 | Сексуальное развитие |
4 | Лечение нарушений |
5 | Психотерапия |
Гипноз |
Гендер - любые психологические или поведенческие свойства, ассоциирующиеся с маскулинностью или фемининностью и предположительно отличающие мужчин от женщин. В более узком смысле термин «гендер» означает «социальный пол», т. е. социально детерминированные роли, идентичности и области деятельности мужчин и женщин, которые зависят не от биологических различий между полами, а от социальной организации общества. Гендер - это своеобразный социальный конструкт, а не природная данность. Тендерная принадлежность предполагает половое самосознание и самоопределение, тендерную идентичность.
Тендерная идентичность представляет собой фундаментальное (базисное) чувство своей принадлежности к определенному полу, в результате чего индивид осознает себя мужчиной, женщиной или существом промежуточного (третьего) пола. Тендерная идентичность вырабатывается в результате сложного взаимодействия природных задатков человека и процессов социализации, «кодирования». Причем субъект является активным участником этого процесса, принимая или отвергая предлагаемые ему социальные роли и модели поведения. Возможно «перекодирование» тендерной идентичности, т. е. смена пола. Это происходит в тех случаях, когда индивид категорически не может принять тендерный статус мужчины или женщины, полученный согласно своему анатомическому полу, в результате чего он испытывает постоянный душевный дискомфорт и настаивает на его изменении в соответствии с половым самосознанием (при транссексуализме). Также выделяется тендерная роль (син. половая роль), которая обозначает нормативные предписания и ожидания, предъявляемые обществом (соответствующей культурой) к мужскому или женскому поведению и фактически является критерием оценки маскулинности/фемининности ребенка или взрослого.
Многие люди считают тендерные особенности однозначными, тесно связанными с половой принадлежностью. Например, если женщина проявляет пассивность и нежность, то она обнаружит эти качества в любых ролях и ситуациях. Но в жизни все может быть иначе. Мужчины и женщины взаимодействуют друг с другом в различных социальных ситуациях, исполняя при этом конкретные социальные роли. В разных сферах деятельности, например, в семье и на производстве, характер тендерной дифференциации часто не совпадает.
Традиционно считается, что потребность в социальном успехе выше у мужчин, поэтому современные бизнес-леди воспринимаются как нечто новое и беспрецедентное. Но если в прежних исторических условиях честолюбивая женщина, как правило, могла сделать карьеру только опосредованно, например, удачно выйдя замуж, то в наши дни она может самостоятельно добиться высокого социального статуса. Изменения положения женщины в обществе влекут за собой иную мотивацию и характер взаимоотношений полов. Однако не следует отождествлять социальное равенство мужчин и женщин с их одинаковостью и нивелированием тендерных (полоролевых) различий, к чему призывают радикально настроенные представители феминистского движения. Было бы ошибкой полностью игнорировать культурные стереотипы маскулинности и фемининности, поскольку они важны для гармоничных партнерских отношений. Когда мужчина - это мужчина, а женщина - это женщина, они ищут и находят друг в друге то, чего каждому из них не хватает. Если тендерные роли «перепутаны» и в поведении индивида присутствует многое из того, что традиционно соотносится с противоположным полом, он часто оказывается одинок, поскольку не имеет внутренней потребности в близких отношениях с другим человеком.
По материалам: В. Доморацкий "Медицинская сексология и психотерапия сексуальных расстройств", - М. 2009