Лечение наркомании и алкоголизма: путь к выздоровлению

Формирование либидо

Энергетическое обеспечение полового влечения (либидо) осуществляют глубокие структуры головного мозга (лимбический комплекс, зрительные бугры, гипоталамус, гипофиз) и эндокринные железы. С деятельностью этих биологических структур связаны пробуждение и развертывание полового влечения, наличие и степень выраженности всех сексуальных проявлений, особая обостренность сексуальных переживаний человека. Зрелое половое влечение характеризуется селективностью (избирательностью) в выборе объекта влечения и предпочитаемых форм сексуального поведения. К нарушениям формирования либидо могут приводить как патогенные воздействия на эмбриональной фазе, так и (в значительно большей степени) влияния негативных психологических и микросоциальных факторов на ранних этапах психосексуального развития человека.

Согласно концепции 3. Фрейда, либидо составляет источник всей психической энергии индивида, а всякое эмоциональное и телесное удовлетворение он называл сексуальным. В соответствии с преимущественной локализацией эрогенных зон, стимуляция которых вызывает эротические ощущения в различные периоды психосексуального развития человека, 3. Фрейд выделил несколько его фаз.

Фактически - это стадии развития либидо. Первая фаза, оральная, охватывает первый год жизни, когда рот является для младенца основным источником удовольствия (сосание, а затем кусание). Вторая, анальная, фаза (в возрасте от одного года до трех лет) характеризуется повышенным интересом ребенка к дефекации. Контролируя этот процесс, ребенок получает телесное удовольствие и одновременно вырабатывает навыки самоконтроля. Третья, фаллическая, фаза приходится на возраст от трех до пяти лет. Происходит усиление интереса ребенка к гениталиям. На этой фазе мальчик должен преодолеть эдипов комплекс, а девочка - электры комплекс и чувство зависти к мальчикам из-за отсутствия у нее полового члена. На этой фазе происходит половая идентификация (в норме - завершается формирование правильного полового самосознания ребенка). Четвертая, латентная, фаза продолжается до начала полового созревания. Она характеризуется временным ослаблением сексуальных реакций ребенка и «дремлющим» либидо.

С половым созреванием начинается генитальная фаза развития, когда либидо ищет и находит удовлетворение в половой близости. Фрейд высказал мысль, что если нормальному психосексуальному развитию что-то мешает, происходит как бы возврат, регресс к пройденным фазам. Именно в психологической регрессии или фиксации на пройденных этапах психосексуального развития он видел ключ к пониманию девиантной сексуальности.

Итак, будучи тесно связанным с сознанием, либидо претерпевает длительную индивидуальную эволюцию, постепенно усложняясь и приобретая новые качества. В отечественной сексологии выделяют несколько стадий его формирования (Г.С. Васильченко, 1977).

Понятийная стадия целиком связана с формированием у ребенка сознания, лишена чувственной окраски и к сексуальному влечению как таковому отношения не имеет. На этой стадии ребенок осознает, что все окружающие его люди делятся не только на мальчиков и девочек, но и на более емкие категории - мужчин и женщин (мама и папа, бабушки и дедушки, тети и дяди). Усвоив факт раздельнополости, ребенок начинает отождествлять себя с одним из двух полов.

Романтическая стадия у юношей характеризуется фантазиями, в которых они совершаются различные подвиги в честь идеализируемого объекта первой влюбленности. У девочек отчетливо прослеживается стремление нравиться, обратить на себя внимание, появляются фантазии, основным содержанием которых является бескорыстная забота о ней со стороны прекрасного и храброго «рыцаря». Попытки разрушить эти иллюзии поучениями со стороны родных или сокращением дистанции со стороны юноши воспринимаются как грязные и оскорбительные. Характерные черты этой стадии - высокий накал чувств с элементами сладостного трагизма и самоотречения, убежденность в уникальности переживаемого: «никто и никогда не любил так как я». Значение этой стадии формирования либидо состоит в возвышении физиологического инстинкта до истинно человеческой любви. В отличие от стремительного развития полового влечения у юношей черты романтической стадии у девушек могут надолго сохраниться, переплетаясь с эротическими элементами.

Эротическая стадия выражается в стремлении к нежности и ласкам. Эта стадия, длительное время определяющая женскую сексуальность, у юношей достаточно быстро сменяется потребностью в их завершении сексуальной разрядкой. У девушек постепенно появляется волнующий интерес к эротическим ситуациям и стимулам, фантазии приобретают все более чувственный характер, возникает стремление стать объектом ухаживания и эротических ласк со стороны мужчины. Переживания первой влюбленности наполняют эротическую стадию яркими и незабываемыми чувствами и надеждами, многим из которых так и не суждено сбыться.

Сексуальная стадия протекает на фоне инстинктивного влечения к разрядке сексуального напряжения, т. е. специфических эмоций низшего порядка, которые тесно связаны с деятельностью глубинных структур мозга и половых желез.

Юношеская гиперсексуальность, возникающая в подростковом возрасте, сопровождается рядом специфических феноменов - интенсивным половым влечением со своеобразной эротизацией психики, неослабевающим любопытством к вопросам секса, частыми спонтанными и адекватными эрекциями с выраженным половым возбуждением, ночными поллюциями, регулярной мастурбацией с яркими сексуальными фантазиями, началом половой жизни, которая характеризуется чередованием сексуальных эксцессов и периодов воздержания.

У женщин эта стадия у характеризуется появлением влечения к интимной близости и способности к переживанию оргазма и, нередко, наступает лишь после начала регулярной половой жизни. Бурное пубертатное развитие у женщин может сопровождаться ранним и интенсивным проявлением эротического либидо, но при отсутствии регулярных половых контактов или по крайней мере мастурбации формирование зрелого сексуального влечения обычно запаздывает.

По данным A.M. Свядоща (1988), отсутствие сексуального либидо в течение всей жизни наблюдалось у 22,4 % обследованных им женщин. В большинстве случаев такая задержка связана с подавлением сексуальности в результате дефектов воспитания или некомпетентности полового партнера.







Также в разделе: Сексуальность человека:
  » Сексуальные реакции и копулятивный цикл
  » Половая конституция
  » Сексуальность в современном обществе
  » Особенности мужской и женской сексуальности
  » Гендер
  » Половой диморфизм
  » Сексуальная норма
  » Сексуальное поведение
  » Сексология и сексопатология