1 | Обзор и факты |
2 | Режим дня |
3 | Проблемы воспитания |
4 | Семейная жизнь |
5 | Особый интерес |
Методы воспитания |
Безопасность детской кроватки |
Выбор детского сада |
Жестокое обращение с детьми |
Дети в возрасте от 15 до 18 лет |
Вы можете назвать это давлением на ребенка или большими ожиданиями, но результат будет тот же – ребенок подвержен школьным стрессовым ситуациям. Все начинается с детского сада, переходит в спортивные игры и превращает радость познания в борьбу за первенство. Друзья превращаются в социальные связи, а благотворительные действия – в список резюме.
Ричард Л.Холл, доктор философии, завуч школы Ловета в Атланте (школа насчитывает 1.500 учащихся от дошкольников до старшеклассников), говорит, что за 30 лет педагогической деятельности в школе не видел более стрессовой ситуаций, нежели сегодня.
“Ситуация становится просто невыносимой”, утверждает он. “Учащиеся практически не имеют права останавливаться, при этом они не ощущают со стороны поддержки. Окружающие воспринимает только их большие цели, и никто не хочет принимать их такими, какие они есть. В результате все пребывают в атмосфере всепоглощающего стресса”.
Стресс и напряжение
Стресс сам по себе не является негативным явлением, утверждает детский психолог Бренда Браянт, доктор философии, профессор человеческого развития Калифорнийского университета.
“В действительности, только состояние стресса заставляет человека быть активным и действовать. Трудности вынуждают Вас обучаться, а Ваш мозг – работать. Основой всех теорий обучения является стресс, но когда он нарушает развитие – это уже проблема. Ребенок может вообще потерять работоспособность, когда много стрессовых ситуаций одновременно наваливается на него ”. И вот здесь должны вмешаться родители. С одной стороны, развитие ребенка нужно направлять соответственно возрасту, а с другой – родители часто не позволяют ребенку учиться согласно способностям”.
“Чтобы заставить ребенка учиться, не нужно на него давить”, говорит Карен ДеБорд, доктор философии, специалист детского развития Кооперативной службы пропаганды сельскохозяйственных знаний и внедрений достижений Северной Каролины. “Более важно – мотивировать ребенка. Вместо того чтобы давать деньги за каждую пятерку, лучше скажите, как Вы гордитесь им, при этом обязательно спросите, не гордится ли ребенок сам собой. Если ребенок учится только для того, чтобы получить вознаграждение, зачем тогда учить его вообще? Это то же самое, когда взрослые ходят на работу только ради денег и постоянно жалуются на свой род занятий”. Холл утверждает, что не честно со стороны родителей требовать более высоких стандартов, нежели они сами выполняют.
“Очень часто родители хотят видеть ребенка только отличником и не принимают ничего иного. Мы, как учителя, и мы, как родители, должны понять, что непрерывное совершенство не естественно. К тому же, мы сами постоянно не можем поддерживать высокие стандарты”. Если стресс выводит ребенка из строя, делая его неработоспособным, родителям следует обраться за помощью к детскому психологу или психиатру. Но более важным моментом является предупреждение стрессовых ситуаций.
Предотвращение стрессовых ситуаций: решающий фактор
Следующие рекомендации помогут Вам избежать превращения работоспособного стресса в напряжение:
“Слушайте Вашу маленькую личность. Допускайте и принимайте ее или его потребности. Помните, что школа – длинный процесс, поэтому ежеминутная неудача или успех не определяет дальнейшей жизни ребенка. Ребенок будет расти, и родители должны научиться принимать это развитие и тот факт, что оно не всегда будет предсказуемым. В этой ситуации наша задача – постоянно любить, поддерживать и присутствовать на всех этапах развития ребенка”. Неотъемлемой частью нашей поддержки является организация режима дня ребенка.
“Сам по себе режим оказывает благоприятное действие, поскольку смягчает стрессовые ситуации”, говорит ДеБорд. “Режим засыпания и просыпания важен в любом возрасте, к тому же, он помогает ребенку выработать свой собственный режим. Следует организовывать семейные собрания. В начале учебного года обговаривайте каждую неделю такие моменты, как кто первым идет в душ, на который час заводить будильник и тому подобное. Пусть каждый выскажет свое мнение”.
Общение поможет детям сделать выводы из своих ошибок. Браянт рекомендует сказать детям, что Вы поможете им решить проблемы, которые провоцируют плохое поведение. “Когда дети ждут только наказания, они, конечно, не скажут Вам, что они делают. Нужно поддерживать равновесие между рамками дозволенного, открытостью общения и наказанием. Установление рамок дозволенного поведения – это не то же, что и наказание. Лично я за установление этих рамок, но иногда родители прибегают к наказаниям, поскольку не понимают, под каким давлением находятся их дети. Дети не хотят плохо себя вести, но не знают, как поддерживать дружеские взаимоотношения с родителями, не смотря на давление со стороны сверстников”, говорит она. На разных этапах развития ребенок сталкивается с разными стрессовыми ситуациями.
Начальная школа
В начальной школе дети еще не научились себя контролировать. Они все еще учатся вести себя в обществе. Они учатся, как подружиться с кем-то, как побороть агрессию, как контролировать свои побуждения и эмоции. Если родители и учителя естественно не воспринимают эти этапы развития, они становятся источником стресса. “Первоклассники уже готовы к обучению, поэтому они идут в школу именно в этом возрасте”, говорит ДеБорд. “Они хотят обучаться и готовы к приему информации, поэтому основным моментом становится их желание. Ребенок много чего добьется, будь это чтение или что-то другое, если он и в дальнейшем будет ощущать радость от процесса обучения”.
Признаки стресса у ребенка начальной школы: