Грудничковое плавание
|
Адаптация новорожденного к условиям большого мира у только что состоявшихся родителей может вызвать массу вопросов. Одни склонны ограждать младенца от любых влияний внешней среды. Другие, наоборот, считают, что маленький организм должен и сможет многое освоить, всему научиться, ко всему привыкнуть уже в первые месяцы жизни. |
Грудничковое плавание, пожалуй, самая спорная с этой точки зрения тема.
Его приверженцы апеллируют к тому, что в первые месяцы жизни ребенка плавательный рефлекс и умение задерживать дыхание должны быть развиты и закреплены, иначе они попросту будут позабыты организмом и в будущем придется обучаться всему заново. Их оппоненты утверждают - то, что забыть организм намерен, непременно должно быть забыто и заново выучено, и вообще, погружение в водную среду для новорожденного стрессу подобно и именно этот стресс вынуждает его использовать врожденные рефлексы.
Как результат, молодые родители колеблются, отдавать ли малыша в грудничковый бассейн. Навредит или пойдет на пользу? Экспериментировать не каждый родитель намерен. В чем же преимущества грудничкового плаванья? Каковы аргументы противников? Как найти квалифицированного тренера? И в каких условиях должны происходить тренировки? А быть может за такую практику и вовсе не приниматься?
Грудничковое плавание: аргументы «за»
Факт остается фактом - внутри утроба плод находится в условиях, сравнимых с водной средой. Этому подчиняется и его дыхательная система, и его рефлекторные движения. С рождением у малыша раскрываются легкие, но в последующие несколько месяцев рефлекс задержки дыхания сохраняется. На нем и основываются методики грудничкового плавания. Вместе с тем в водичке ребенок совершает (также весьма рефлекторно) привычные плавательные движения, которые можно закрепить.
Как поступать с врожденной предрасположенностью ребенка к плаванью, ведутся дискуссии. Однозначного мнения быть не может, поскольку опыт каждой семьи индивидуален. Известны случаи, когда никакие ранние занятия не помогли ребенка обучить плаванью. И наоборот, другие родители хвастаются, насколько легко и радостно их ребенок освоил водную среду. Опыт опыту рознь, но медицинской наукой доказано - польза от раннего плаванья для маленького организма ощутима:
- адаптация к окружающей среде через привычные для детского организма условия;
- контакт с водой - это возможность нормализовать метаболизм;
- плаванье способствует нормализации внутричерепного давления и мозгового кровообращения;
- плаванье способствует нормализации внутригрудного давления, чем обеспечивает оптимальное функционирование сердечнососудистой системы малыша;
- плаванье позитивно воздействует на только лишь крепнувшие мышцы, это возможность избавить или предупредить развитие судорог у новорожденного;
- правильный комплекс плавательных упражнений позитивно сказывается на дыхательной системе, запуская все-все отделы легких; особенно полезно это для детишек с развившимся состоянием угнетенного дыхания, а это типично после кесарево, аспирации околоплодными водами, обвития пуповины;
- массажное воздействие воды позитивно отражается на функционировании кишечного тракта, это отличный способ предупредить развитие запоров и кишечной колики,
- с умом организованное грудничковое плавание формирует и укрепляет иммунитет ребенка.
Особенно привлекательно раннее использование водных упражнений для физиологически незрелых и недоношенных детей. Сделав выбор в пользу грудничкового плавания, не пренебрегайте занятиями с профессиональным инструктором.
Грудничковое плавание: аргументы «против»
Они имеют право на существование и нередко весьма обоснованы. Принимать во внимание мнение противников грудничкового плаванья необходимо. В то же время правильно организованный процесс для ребенка способен принести больше пользы, чем вреда. А молодым родителям советуют внимательно относиться к поведению младенца - если он капризничает и каждое посещение бассейна сопровождается очевидным стрессом, то обучение плаванью лучше отложить на более поздние годы, а взаимодействие с водой ограничить более или менее длительным пребыванием в домашней ванночке.
Вот как высказываются противники практики грудничкового плавания:
- Будучи врожденным рефлексом, умение «барахтаться» и задерживать дыхание относится к защитным рефлексам, и сохраняются они на первых порах для использования в критических ситуациях, которую мы и воссоздаем в бассейне. Другими словами, это искусственное создание критической ситуации, поведение в которой (пусть даже умелое) сопровождается для младенца стрессом.
- С точки зрения физиологии, склонному к угасанию рефлексу нужно позволить это сделать. Нередко детей, с которыми занимались грудничковым плаванием, в более сознательном возрасте приходится обучать плаванью по стандартным методикам.
- Новорожденные ребенок беспомощен перед глубиной, а такая (в сравнении с внутриутробным пространством) будет ощущаться им даже в самом маленьком бассейне-ванночке. Инстинктивно «проныривание» да и любое плавание воспринимается ребенком потенциально опасным - так же фактом, как и наличие врожденных рефлексов, признано обстоятельство, что их совершенно недостаточно для самостоятельного преодоления большего, чем объемы матки, пространства.
- Полноценное физическое развитие ребенка в соответствии с его возрастными потребностями совсем не обязательно должно включать плаванье. Это чрезмерная динамическая нагрузка для ребенка, даже не умеющего ползать, которая может пойти и во вред.
- Грудничковое плаванье может стать пусковым механизмом к развитию воспалительных заболеваний (уха, носоглотки, дыхательных путей) и ослабления иммунитета, поскольку возникает риск перемерзнуть и подцепить инфекцию в бассейне. Справедливости ради нужно отметить, что таких рисков в окружающем малыша мире масса и без бассейнов, и если удается их минимизировать, то благодаря разумному подходу к воспитанию и закаливанию ребенка. Такой же подход необходимо соблюдать и при посещении бассейна. Что касается микрофлоры и хлорирования воды, то опять же - столкнуться с этим непременно придется и в более позднем возрасте, и не факт, что в это время иммунитет будет более подготовленным.
- Расстройство пищеварения может быть спровоцировано захлебыванием мелких порций воды во время «проныривания».
- Касательно пользы ныряния для внутричерепного и внутригрудного давления у ребенка - это нужно обсуждать с педиатром. Часто медики не рекомендуют его деткам с повышенным внутричерепным давлением и до полного заращения обходного шунта в сердце. Заглатывание грудничками воды в бассейнах и вовсе может стать поводом для попадания в реанимацию.
Все эти замечания не лишены смысла, но и не являются однозначным поводом для отказа от грудничкового плавания. Выход прост:
- взвешивайте плюсы и минусы грудничкового плавания,
- консультируйтесь с детским врачом и объективно оценивайте здоровье и самочувствие своего ребенка (в том числе его поведение в бассейне),
- все занятия или как минимум каждый новый этап проводите под руководством компетентного в этом вопросе специалиста.
Грудничковое плавание - с чего начать?
Первый, а затем и весьма регулярный, контакт с водой малыш испытывает во время домашних купаний. Для этого используются специальные ванночки. Помимо непосредственного процесса обмывания с малышом в ванной можно играть, веселить и даже проводить процедуры закаливания. Полноценное раннее плаванье в маленькой ванночке не проведешь, для того в домашних условиях может использоваться взрослая ванна. Здесь возникают вопросы - насколько она чиста, насколько правильно будет выстраиваться родителями само мероприятие и вообще, все ведь можно доверить профессионалу! Но кого считать профессионалом и что значит «доверить»?
Определяясь куда и к кому отвести малыша для начала грудничкового плавания, принимайте во внимание такие составляющие правильного решения:
- Качество бассейна. К сожалению, найти хороший бассейн порой непросто даже для взрослого человека. Чаще всего «загвоздка» заключается в качестве воды - она должна быть и максимально очищенной и не пресыщенной хлоркой. Для ребенка это особенно важно. Отдавайте предпочтение учреждениям, где используются самые прогрессивные технологии очистки воды, но при этом будьте готовы к тому, что как минимум входящий поток воды будет подаваться из центрального городского водопровода.
- Наличие условий для самых маленьких. Речь банально о мини-бассейнах и ванночках для новорожденных. Обычно вода сюда набирается через специальные естественные фильтры и не сравнима с обработанной для общего бассейна. Если ближайший бассейн такой услуги предоставить не может, ищите дальше. Касательно микрофлоры, которая будет присутствовать в любой ванночке - соблюдение гигиены и стандартов чистоты сотрудниками бассейна никто не отменяет, но на самые минимальные и часто неотъемлемые бактериальные воздействия иммунитет здорового младенца должен среагировать защитой. И то, что рано, это неплохо.
- Квалификация инструктора по плаванью. В его дипломах и сертификатах вряд ли будет написано «тренер по грудничковому плаванью», как таковой специализации такой нет, но опытом человек обладать может. Обычно знания приходят со временем, с годами практики, а действительно хорошего специалиста можно подобрать по отзывам знакомых или на специализированных форумах.
- Доверие. Еще одна составляющая, без которой сложно доверить стороннему человеку совсем маленького ребенка. Доверие - также чувство наживное. Молодым родителям следует опираться не только на советы и отзывы о профессионале, но и, например, понаблюдать, как он работает с маленькими пловцами.
- Прислушаться к ребенку. И присмотреться. И воспринять его мнение. Может младенческий возраст и не тот, когда малыша легко понять, но научиться этому лучше раньше, чем позже. Если грудничковое плавание приносит ребенку положительные эмоции, вы на правильном пути. Если ребенок капризничает и нервничает, а тем более заболевает, отказывайтесь от затеи, откладывайте ее до лучших времен, а быть может, будет достаточно сменить бассейн или тренера.
Этап первый: плавание
Основа основ грудничкового плавания - приучить ребенка к воде и движениям в ней.
До того, как переместить ребенка в воду, проводится определенная подготовка. Выполнить ее может как квалифицированный специалист, так и мама. В течение нескольких минут на пеленальном столике поглаживают и разминают тело - от пальчиков рук и ног к туловищу, от позвоночника к плечикам и круговыми движениями живот. Затем малыш накрывается полотенчиком и относится в воду.
В воду ребенок опускается вертикально, он должен произвести «ухват»:
- правая рука взрослого поддерживает малыша (четыре пальца на груди, фаланга большого пальца повторяет рельеф нижней челюсти ребенка, препятствует захлебу),
- левая рука выполняет массажные движения в воде:
- размять ягодицы,
- погладить спинку,
- размять мышцы ножек и ручек.
Следующий этап пребывания ребенка в воде - «ходьба» по дну:
- малыш удерживается в вертикальном положении,
- им нужно «потанцевать», слегка подвигав в воде, чтобы рифленая поверхность резинового коврика раздразнила стопу,
- ребенка можно поманить вперед яркой игрушкой, а возможно и без того он начнет совершать «пошагивания»,
- рука взрослого, удерживающая ребенка, должна следовать в направлении шаговых движений малыша,
- длительность хождения определяется настроением маленького пловца, но обычно это 2-3 длины ванночки.
Далее наступает этап под названием «двойная ручная поддержка», когда ребенка переводят в горизонтальное положение:
- в вожже выполняется движение «восьмерка»,
- большой палец правой руки должен быть отогнут и не закрывать обзор ребенку,
- кистью удерживающей руки нужно слегка покачивать, чтобы стимулировать гребковые движения у малыша,
- дойдя до середины ванны, ребенка рекомендуют повернуть к взрослому,
- если малыш тревожится и плачет, вернитесь на этап «ухват».
Следующий элемент грудничкового плавания - «полив»:
- в положении «ухвата» левой рукой зачерпывают воду и вместе с командой «Ныряй!» поливают на лоб ребенка - это первый шаг к последующей практике «проныривания», с командой у малыша должно развиться восприятия воды на лице для пробуждения защитных рефлексов,
- после проделывают проводку «восьмеркой» медленно и одобрительно беседуя с малышом.
Затем малыша вынимают из воды, заворачивают в полотенце и относят в детскую комнату, где при необходимости могут выполняться гигиенические процедуры. 2-3 недель занятий с периодичность несколько раз в неделю может быть достаточно для привыкания ребенка к выполняемым упражнениям. Далее начинается второй этап грудничкового плавания.
Этап второй: ныряние
Первым этапом грудничковое плавание можно и ограничить. Не все родители решатся, да и не все медики порекомендуют приниматься за «проныривание». Это резкое и одномоментное погружение малыша под воду, к которому не только тренер или родитель, но и ребенок должен быть готовым. Отрицать наличие стрессового фактора в данном случае бессмысленно.
Приступать к «проныриванию» можно только, если малыш освоил «ходьбу», проводку «восьмеркой» и «двойную ручную поддержку». Затем он должен быть привычным к поливу, логичным продолжением которого может быть «проныривание»:
- при команде «Ныряй!» упражнение «полив» заменяют погружением ребенка в воду:
- левой рукой наклонить голову ребенка,
- правой рукой следом за командой «Ныряй!» погрузить малыша под воду примерно на секунду,
- правая рука должна контролировать правильное погружение и выведение из воды.
Малыш по завершению процедуры должен быть спокойным. После чего принимаются за привычную для него проводку «восьмеркой». За одно занятие рекомендуется выполнять по 3-4 ныряния с интервалом в одну минуту.
Если малыш при нырянии поперхнулся или закашлялся, то действия инструктора должны быть быстрыми и энергичными, особого повода для беспокойства нет:
- в положении «ухват» свободной левой рукой выполняются мягкие похлопывающие движения рукой по спинке,
- прием «эмбрион в воде» - малышу придают соответствующую форму и проводят по поверхности воды - отлично расслабляет.
После ныряний выполняется повторный сеанс массажа в воде с вниманием к мышцам спины и ягодицы, а выполнение «потанцовывания» улучшит ребенку настроение.
В течение последующего месяца стандартная схема грудничкового плавания должна выглядеть так:
- вступительный массаж,
- ходьба по дну - 2-4 длины ванночки,
- проводки «восьмерками» - 2-4 длины ванночки,
- упражнение «полив» - 2-4 раза,
- упражнение «проныривание» с интервалом в 1-2 минуты - 2-4 раза,
- повторный массаж,
- «потанцевывание» по дну ванночки,
- «холодное пятно» или обливание - одномоментный контакт малыша с прохладным участком бассейна как элемент закаливания (выполняется по желанию),
- гармонизация малыша, создание положительного настроя после плавания.