1 | Обзор и факты |
2 | Режим дня |
3 | Проблемы воспитания |
4 | Семейная жизнь |
5 | Особый интерес |
Методы воспитания |
Безопасность детской кроватки |
Выбор детского сада |
Жестокое обращение с детьми |
Дети в возрасте от 15 до 18 лет |
Стресс бывает позитивным и негативным. Так называемый хороший стресс — это эустресс; а плохой — дистресс. Каким бы он ни был, стресс — это адаптация, при которой тревога сменяется сопротивлением, а потом и истощением. Благодаря стрессу происходит привыкание организма к неким внешним факторам на клеточном и на системном (организм в целом) уровне. |
Дети, подверженные стрессу, имеют перепады настроения. Они могут веселиться и играть, а через минуту уже полезут в драку, потому что будут чем-то раздражены. Дети в стрессовом состоянии плохо засыпают, могут просыпаться среди ночи, у них отсутствует четкий график сна. При стрессе у детей иногда развивается ночное недержание мочи. То есть ребенок не встает в туалет и не терпит рефлекторно до пробуждения, а «делает дело» в штаны.
Характерны и физические ощущения, такие как головные или абдоминальные боли. Детям в стрессе сложно контролировать внимание, что сразу отражается на оценках в детском саду и школе. Ребенок получает замечания от учителя. Малыш может замкнуться в себе, избегая игр, прогулок с друзьями и общения с членами семьи.
Маленькие дети при стрессе становятся подвержены многим негативным привычкам. Они могут начать грызть кожу вокруг ногтей или сами ногти, сосать большой палец, ковыряться в носу, облизывать или закусывать губы и т. д. Дети школьного возраста и старше в некоторых случаях начинают запугивать окружающих, много врут, пытаются доказать свою независимость и самостоятельность. Реакция на просьбы родителей и учителей может быть неадекватной, в том числе, агрессивной. Для ребенка, который живет в стрессе, характерны страхи и кошмары. Он становится излишне суетливым. На небольшие проблемы и препятствия реагирует необычайно бурно.
Причиной стресса у ребенка (как и у подростка) могут стать такие факторы:
У детей в возрасте до 6 лет расставание с мамой, папой (или бабушкой или дедушкой) при посещении учебного/воспитательного заведения может вызывать стресс. Если у кого-то из родителей ребенка стрессовое состояние, это отражается на семье, в том числе на психологическом комфорте малыша.
Стресс может быть вызван и мировыми новостями, которые ребенок слышит по телевизору, радио, от взрослых и т. д. Это могут быть войны, стихийные бедствия. Ребенок начинает переживать о своей безопасности и положении дорогих ему людей, которых теоретически могут затронуть услышанные/увиденные события.
Это особый вид стрессов у детей, связанный с климатическими изменениями. На детской психике отражаются в значительной мере загрязнения воздуха, смена погоды (например, когда среди лета становится резко холодно, и идут дожди). Стресс могут вызвать смены температуры воздуха, а также колебания давления.
Качество воды также относится к фактору экологических стрессов. Загрязненная токсинами или другими веществами еда может оказать негативный вред как на физическое, так и на психологическое состояние малыша. Дети, которые подвержены экологическим стрессам, чаще болеют инфекционными болезнями, у них развиваются аллергии и стресс-связанные расстройства.
При стрессе растет уровень психического напряжения, ребенок находится в бодром состоянии. Психика занята сверхконтролем. Это приводит к тому, что различные мелочи вызывают у малыша беспокойство, он постоянно находится на гране нервного срыва. У малыша появляются тревожные ожидания, например, он постоянно боится, что с мамой и папой по пути с работы что-то случится (собьет машина, нападет грабитель и пр.).
Стресс становится причиной инсомнии. Проявляется это с беспокойном сне и очень тяжелом засыпании. Память ребенка ухудшается, внимание сложно удержать на одном объекте или рассказе учителя. Стресс мешает работе вегетативной нервной, эндокринной систем и головного мозга. Надпочечники начинают вырабатывать излишнее количество таких гормонов как адреналин и кортизол. Дети в стрессе очень быстро устают. Мышцы их тела напряжены, особенно аксиальная мускулатура, что приводит к болевым ощущениям.
Стрессы повышают риск сердечно-сосудистых патологий в 4 раза. Они влияют на самоконтроль, ухудшая его. Импульсивное поведение, которое при этом возникает у детей, можно ошибочно принять за нехватку внимания и синдром гиперактивности. В 10-25 случаях из 100 у ребенка при постоянном стрессе фиксируют рецидивы и обострения болезней внутренних органов.
Адаптироваться организму к различным факторам окружающей среды лучше всего помогут режим дня и адекватный потребностям малыша отдых. Ребенок в зависимости от возраста должен спать определенное количество часов. Для взрослых норма составляет 8 часов, но она может колебаться в каждом конкретном случае. Профессиональные спортсмены часто спят дольше, их организму требуется дополнительное время на восстановление, по сравнению с организмами среднестатистических людей. Дети, которые занимаются с раннего возраста спортом или танцами в активном режиме, также спят чуть дольше, чем дети со средней для своего возраста физической нагрузкой. Также сон дольше у гипотоников: людей, для которых характерное пониженное артериальное давление. Максимальная длительность сна у младенцев.
Как детям, так и подросткам, и взрослым людям врачи советуют ложиться спать в одной и то же время. Например, приучите малыша, что подъем будет в 8 часов, а «отбой» — в 22 часа. Нельзя ложиться спать слишком рано, это собьет режим и суточные ритмы организма. Не советуют ложиться спать в негативных эмоциях (в расстроенном состоянии, гневе и пр.). Лучше перед укладыванием в кровать успокоить ребенка и настроить на позитивный лад.
Перед сном можно принять прохладный душ. Это не должна быть совсем холодная вода, просто не такая горячая, как, например, в другое время суток. Такая процедура будет способствовать быстрому засыпанию. Мышцы под душем должны расслабляться, потому при принятии душа рекомендуется прислушиваться к своему телу, регулируя длительность принятия водных процедур и комфортную температуру воды. В вечернее и ночное время нельзя применять контрастный душ, а также холодные или горячие ванны. Они активизируют организм, и будет очень сложно заснуть.
Приучайте ребенка, что на кровати нужно только спать. Играться и читать нужно в других местах. Иначе организму будет тяжело сориентироваться, почему в кровати он должен заснуть, если обычно на этом месте происходят другие интересные вещи. Следует контролировать, что и сколько ваше ребенок кушает вечером. Тяжелую и жирную пищу в вечернее время нужно исключить. Допустима нежирная рыба, нежирные сорта мяса, овощи, фрукты, творог, цельнозерновой хлеб, но не позже, чем за 3 часа до сна. Ни в коем случае нельзя переедать, следите за размером порции ребенка. Сладости лучше вечером не есть, даже если вес тела в норме.
Компьютерные игры (как и игры на смартфонах и т.п.) активизируют нервную систему. Потому ближе к вечеру (именно вечером, а не перед самым отходом ко сну) нужно перейти на спокойные игры, чтение, разговоры, просмотры телепередач про природу. Отучайте ребенка весь вечер играть в компьютерные игры. Стрессы и умственная нагрузка в вечернее время суток должны быть минимальны. Уроки лучше делать не менее чем за 4 часа до сна.
Физическая нагрузка должна присутствовать в жизни ребенка, но все упражнения и танцы нужно закончить за 3 часа до сна или раньше. Физические упражнения лучше выполнять утром и днем, они пойдут на пользу и нервной, и мышечной системе, и всему организму в целом. Нагрузка должна быть регулярной. Это повышает выносливость организма и помогает «снять стресс».
Эффективны интервальные тренировки. Это циклические смены умеренной и интенсивной нагрузки, общая длительность которых составляет от получаса до 40 минут. В неделю можно заниматься как 3 раза, так и каждый день. Нужно смотреть по интересу ребенка и его физической подготовке. Если вы только начинаете физические упражнения любого характера, стартовать нужно с минимальной и редкой нагрузки, постепенно максимизируя частоту и интенсивность.
Детям можно бегать, заниматься спортивной ходьбой (лучше — по пересеченной местности), ездить на велосипеде, на лыжах. Рекомендуются различные виды фитнеса, в том числе аквааэробика. Ребенка можно отдать на танцы. Предпочтение отдается спортивным танцам, которые развивают внутренний мир малыша, его чувство ритма, умение работать в команде, самодисциплину, а также помогают избавиться от стрессового состояния, расслабив психику и мышцы. Также рекомендуется плавание в бассейне. Это могут быть тренировки с родителями или групповые занятия с тренером. Также хорошими вариантами физической нагрузки для детей как профилактики стресса являются большой теннис и различные виды борьбы.
Лучше всего чередовать ритмичные виды физических нагрузок с релаксационными практиками, такими как йога, стрейчинг и пилатес. Но это рекомендуется в основном для подростков и взрослых, для детей такие варианты почти не рассматриваются. Упражнения такого характера нужно делать 1-2 раза в неделю, чтобы укрепить опорно-связочный аппарат. Это особенно актуально для детей с синдромом дисплазии соединительной ткани.
Физические нагрузки должны в большинстве своем начинаться с разминки на протяжении 10-15 минут, после чего следует 20-30 минут физической активности интенсивного характера, а далее следует так называемая «заминка», которой завершается тренировка. Она длится от 10 до 15 минут в среднем. Темп ее не такой активный, как разминки. Кушать детям можно за час-полтора до физических занятий. У детей быстрый метаболизм, потому вариант «покушать за 3 часа до тренировки» не рассматривается. В противном случае у организма случается так называемый метаболический стресс. Маленький спортсмен может упасть в обморок и т. п.
На организме негативно отражается плохое качество пищи. В основном те продукты, которые продаются в супермаркетах, нельзя назвать здоровыми. К выбору продуктов питания, особенно для детей, нужно подходить тщательно. Питание плохой едой снижает устойчивость организма малыша к стрессовым факторам. Пища должна быть богата витаминами и минералами в нужном для организма количестве, это называют сбалансированным питанием. Если питание несистематично, преобладают полуфабрикаты, блюда из кулинарии супермаркетов, фаст-фуд, то нарушается работа головного мозга, нервной системы, у ребенка становится слишком изменчивое настроение.
На сегодня в организме детей часто не хватает магния. Если вы заметили, что ребенок слишком возбудим, стал беспокойным, раздражительным, быстро устает, находится в подавленном состоянии, стоит сдать анализ на магний, чтобы определить его количество в организме. Магний является незаменимым микроэлементом. Он регулирует то, насколько клетку вырабатывают и используют энергию. Отвечает за спокойствие нервной системы. Если даже стрессовые факторы незначительны, но в организме наблюдается дефицит магния, ребенок будет находиться в стрессе.
Нехватка магния приводит к тому, что энергия расходуется неэффективно. Воспалительные процессы в организме начинают «активничать», обменные процессы проходят вне нормы, клетки различных систем и органов разрушаются тогда, когда не должны. Дети с дефицитом магния зачастую весят больше нормы, у них накапливается жировая ткань. Из-за этого они склонны к гипертонии, развивается резистентность к инсулину. Если проблему вовремя не решить, ребенок заполучит такую серьезную проблему как ожирение, а также сахарный диабет и метаболический синдром.
Причиной нехватки магния для организма является в большинстве случаев неправильное питание. Это не только увеличивает стрессы, но и способствуют развитию различных заболеваний. В основном не хватает магния детям, у которых в рационе много поваренной соли. Она поступает в организм не только с солеными блюдами домашнего приготовления. Важную роль играет «скрытая» соль, которая содержится в большом количестве в полуфабрикатах, колбасных изделиях и пр. В рафинированных продуктах магния нет или находится минимальное его количество. Энергетики, которыми злоупотребляет множество подростков, также являются фактором развития нехватки магния в организме.
Магний хуже усваивается также из-за аспартама и глутамата. Это пищевые добавки, которые сегодня есть в подавляющем большинстве блюд фаст-фуда и в полуфабрикатах. Они также выводят магний из организма. В итоге люди, которые питаются такой едой, получают эмоциональные расстройства, не говоря уже про целый ряд болезней разных органов и систем.
Период с ноября по март характеризуется снижением количества магния в организмах. Еще одна причина нехватки данного элемента: стресс. Чем больше ребенок нервничает и переживает, тем меньше магния у него в крови. Потребность детских организмов в этом элементе больше, чем взрослых. Это объясняется процессами роста. На 1 кг массы детям нужно примерно 6 мг магния. Малышам до 3 лет нужно от 50 до 150 мг, детям в возрасте от 4 до 6 лет — 200 мг, детям от 7 до 10 лет — 250 мг, а ребенку в возрасте от 11 до 17 лет понадобится 300 мг магния.
Увеличить уровень магния можно так:
Сегодня для профилактики дефицита магния применяют препарат «Магне В6». Он помогает предотвратить влияние стресса на организм. «Магне В6» помогает магнию усваиваться и попадать должным образом в клетки тканей и органов. Питьевой раствор Магне B6 врачи назначают пациентам старше 12 месяцев от роду. Магне B6 форте могут принимать дети старше 6 лет. Дозировка препарата может отличаться в каждом индивидуальном случае, потому самолечение и самостоятельная профилактика не рекомендуется. Обязательно обращайтесь к врачу, если подозреваете дефицит магния в организме ребенка, или если анализы обнаружили снижение уровня этого элемента в крови.
Если в организме достаточное количество магния, у детей хорошая память, что отражается на их успеваемости. Они находятся в хорошем настроении, чувствуют себя хорошо. Минимизируются проявления вегетативной дисфункции. Если ребенок страдает от головных болей, также стоит подозревать у него нехватку магния. Часто головные боли спровоцированы стрессом. Часто требуется не только прием одного препарата магния, но комплексная терапия, которая назначается лечащим врачом.
Родители должны особым образом общаться с детьми, которые испытали или испытывают стресс. Нужно знать ряд правил и придерживаться их, если вы хотите гармонизировать психическую сферу ребенка. Вы должны знать, что стрессовые факторы у детей не такие, как у взрослых. Например, двух-, трехлетнего малыша заставляет сильно нервничать тот факт, что вы оставляете его с чужими людьми, собираясь куда-то (няня, знакомые, которые вы попросили присмотреть за ребенком). Для 4-леток стрессом является каждое утро поход в садик (не всегда, но в частых случаях). 11-летняя школьница, которая первый раз собирается на танцы, также испытывает сильный стресс.
То, что для взрослых кажется пустяком, для детей является травмирующим психику фактором. Общаясь с ними, вы должны войти в их положение, мыслить понятиями и ценностями ребенка того возраста. Чтобы войти в систему ценностей ребенка, чтобы лучше понять стрессовые факторы, вспомните свое детство. Что заставляло вас переживать, нервничать, расстраиваться?
Следующее правило: дайте ребенку время на то, чтобы объясниться. Не «наскакивайте» на него с требованиями объяснить, что его беспокоит. Выберите удобное время, например, перед засыпанием, чтобы поговорить по душам. Можете просто слушать, не обязательно говорить самому.
Если ребенок находится в тревожном состоянии из-за ситуации или событий, которые будут ожидать его в будущем, постарайтесь развеять неизвестность. Человек, не зная, чего ему ждать, фантазирует худшее. Например, если вы готовите ребенка к операции, расскажите последовательность обследований и действий хирурга. Это поможет ему морально подготовиться к предстоящему испытанию и испытывать меньше стресса.
Объясняйте ребенку, когда именно произойдет та или иная ситуация. Для малышей ничего не говорят слова «я вернусь через трое суток». Нужно сказать «мама вернется, когда ты три ночи поспишь, проснешься, а на утро я уже буду с тобой». Так он будет понимать, когда именно вы вернетесь.
Нельзя ожидать от своих чад идеального поведения в школе и исключительно максимальных баллов. Завышенные ожидания и требования родителей являются травмирующим психику малыша фактором, он постоянно пребывает в стрессе, пытаясь угодить маме и папе. Не нужно реализовывать через ребенка то, чего вы сами не смогли достичь в жизни. Он не должен повторять (или наоборот — не повторять) ваш путь.
Ребенок будет меньше всего подвержен стрессам, если будет знать, что родители всегда являются его поддержкой и опорой. И не важно, сколько лет вашему малышу: два или 15. Он должен знать, что вы поможете ему в любой ситуации, должен чувствовать поддержку ближайшего окружения. Самых маленьких детей нужно в буквальном смысле держать за руку. Через телесную поддержку они ощущают и моральную. Нужно поддерживать его словами, например, когда он боится темноты или боится учиться ходить. Более старшим детям рассказывайте, что вы не сомневаетесь в преодолимости любых проблем, в том, что они обязательно справятся со всеми задачами в жизни.
Детям можно рассказать о своем жизненном опыте. Расскажите случаи, когда вам пришлось испытывать стресс, и что вам помогло. Опыт обязательно должен быть позитивным. Ребенок должен ощущать, что его проблема типична для всех людей, что он не является исключением. Поговорите с ребенком о том, как лучше справляться со стрессом. Продемонстрируйте свои методы управления стрессовой ситуацией. Меньше нервничайте перед своим чадом, чтобы он не перенял ваше беспокойство и манеру негативного взгляда на мир и на будущее.
Как мы уже отметили, физическая активность является хорошим средством от стресса. Но дети с плотным графиком больше всего подвержены переживаниям и негативным ожиданиям. Такое бывает, когда родители таскают ребенка по большому количеству секций, от которых, кстати, дети часто не получают удовольствия (потому что родители сами решили, чем малыш будет заниматься и водят его на секции по своему усмотрению).
Никогда не руководствуйтесь логикой «мы заплатили на год вперед за твою музыкальную школу, купили тебе пианино, потому, будь добр, играй и ходи на уроки в музшколу». Доверьте ребенку самостоятельный выбор. Покажите, какие занятия бывают (танцы, шахматы, лыжи, футбол, борьба, создание изделий из бисера, рисование, чтение), пусть он попробует одно, другое, третье, и выберет сам, что ему больше нравится. Тогда такие занятия помогут снять стресс, а не наоборот.
Нужно укреплять чувство уверенности ребенка в себе. Люди, которые в себе не уверены, рассматривают всё происходящее как препятствие, причем то, которое нельзя преодолеть. Уверенные люди отвечают на вызовы в жизни, пытаясь решить все задачи и достичь целей. Покажите ребенку, что в нем есть то, за что стоит уважать и любить самого себя. Поощряйте малыша, когда он достигает целей, особенно тех, к которым сильно и долгое время стремился.
Не всем детям определенные занятия даются с первого раза. У малыша может быть плохая память и внимательность. Но всё это поправимо, просто воспитанию и обучению таких детей нужно уделять больше времени и дарить им всю любовь и ласку. Нельзя несколько раз напоминать ребенку, если у него что-то не получилось. Например, крайне неправильным будет воспитание, при котором ребенку всю неделю напоминают, что он разбил стакан, накрывая на стол, ругают его за это несколько дней.
Нужно показывать детям, что вы их любите (вне зависимости от их успехов в школе и в секциях). Это защищает психику малыша от стрессов. На самом деле любому человеку независимо от возраста важно знать, что есть люди, которые его любят, ценят и принимают таким, каким он является. Дети, уверенные в любви родителей, почти не беспокоится о соперничестве, которое является одним из основных стрессовых факторов в школе (гимназии, лицее).
Здоровья вашему ребенку и вам!