Лечение наркомании и алкоголизма: путь к выздоровлению

Особенности реабилитации у детей и подростков

Основные положения реабилитации взрослых сохраняют значение и для детско-подростковой психиатрии. Вместе с тем существуют особенности связанные с возрастом пациентов, которые необходимо учитывать при проведении реабилитационных мероприятий. Реабилитация больных летей и подростков с психическими расстройствами - весьма необходимый, но в то же время очень трудный раздел работы, возможный только при сотрудничестве различных специалистов - психиатров, педиатров, педагогов, тренеров, психологов и др. Проводятся реабилитационные мероприятия в различных специализированных детских учреждениях, включающих оздоровительные детские сады (группы), центры медико-педагогической реабилитации для детей с задержкой психического развития, классы для детей с отклонениями в умственном развитии в специальных (коррекционных) образовательных школах, специальные (коррекционные) школы для несовершеннолетних, имеющих отклонения в развитии и совершивших общественно-опасные деяния и др.

Госпитализация детей в психиатрический стационар должна осуществляться только в случаях действительной необходимости и всегда быть минимальной по продолжительности. Госпитализация показана при острых психотических состояниях для предотвращения социально-опасных действий и суицидов. Однако как можно раньше следует использовать режимы частичной госпитализации, домашние отпуска, перевод в полустационары (дневной и ночной), а также амбулаторное лечение. Явления госпитализма у детей и подростков развиваются быстрее, чем у взрослых. Госпитализация отрывает ребенка от привычного ритма, и чем она продолжительнее, тем сложнее последующая адаптация.

Реабилитационные мероприятия всегда должны быть направлены на то, чтобы ребенок или подросток, несмотря на заболевание, получил достаточное образование, а в дальнейшем - профессиональную подготовку. Учебный процесс не следует прерывать надолго, поэтому детские и подростковые отделения должны иметь учебные классы. В них необходимо обеспечить полноценное обучение по всем программам, занятия малыми группами.

Если обычное школьное обучение неосуществимо, необходимо использовать его облегченные формы: сокращенный учебный день, дополнительный свободный день в середине недели. В других случаях можно использовать индивидуальное обучение на дому. При конфликтных ситуациях может быть рекомендован перевод в другое учебное заведение. Раннее трудоустройство в некоторых случаях следует рассматривать как лечебное воздействие.

Необходимы усилия, направленные на вовлечение подростка в постоянную и активную деятельность - учебную, трудовую, в организованные развлечения. Ребенка или подростка не следует предоставлять самому себе. Полный покой показан лишь при острых психотических синдромах или тяжелой астении. Во всех остальных случаях необходима стимуляция активности, чаще, дозированной. В больничных условиях с помощью воспитателей, инструкторов по труду, методистов по физкультуре, психологов необходима организация разнообразной работы, игр, досуга и развлечений. Последние должны строиться с уче- том интересов и распространенных увлечений данного детского и подросткового поколения (просмотр фильмов и телевизионных передач, прослушивание записей современной музыки, «дозированные» занятия на компьютере и т.п.). При отрицательном отношении к учебе и труду в качестве ключа к началу реабилитационного процесса можно попытаться использовать различные увлечения и хобби. Даже при остром психотическом состоянии, при отсутствии психомоторного возбуждения и нарушения сознания, надо подыскать занятия, к которым ребенок или подросток проявляет интерес (книги, рисование, лепка, спортивные игры и др.).

Максимальные усилия должны быть направлены на адаптацию ребенка в семье. Для этого следует широко использовать семейную психотерапию.

Дети и подростки должны постоянно общаться со сверстниками, иначе их адаптация будет неполной. Однако этим общением необходимо руководить. Образованию спонтанных детских и подростковых групп, нередко с асоциальными лидерами во главе, необходимо противопоставлять организованные формы группового общения, учитывающие интересы и особенности отношений детей и подростков. По мнению А.Е.Личко, нецелесообразно подбирать в такие группы больных только по особенностям психического состояния - это может затруднить контакт между ними. В подборе групп нужно по возможности учитывать симпатии и антипатии больных, сходство интересов.

Перед больным не должны ставиться формальные преграды, обусловленные диагнозом «шизофрения». Вопрос об учебе в школе, средних специальных и высших учебных заведениях должен решаться индивидуально, в зависимости от состояния больного и профиля учебного заведения. При этом надо учитывать интересы как больного, так и общества в целом. Вряд ли целесообразно приобретение профессии, требующей очень напряженной работы, широких и быстро меняющихся контактов. Даже при хороших и стойких ремиссиях психоза риск рецидива все же достаточно высок, возможны также декомпенсации в стрессовых ситуациях. Поведение больных в этих обстоятельствах труднопредсказуемо. В связи с этим, с точки зрения общественных интересов, будет неоправданным приобретение профессий, при которых в случаях рецидива совершаемые по болезненным мотивам действия больного могут создать угрозу для жизни других людей или иные опасные ситуации.

При апатикоабулических расстройствах вовлечение в учебу и труд удаются только при нерезко выраженных изменениях личности и при поддерживающей терапии активирующими психотропными препаратами. Следует лишь особо подчеркнуть вред оставления ребенка или подростка без каких-либо занятий. Они нуждаются в постоянном стимулировании активности, труда, учебы по облегченной программе, выполнении домашних поручений, даже в том, чтобы следить за своей одеждой и чистотой тела. При тяжелых апатикоабулических и гебефренических расстройствах ни учеба, ни систематический труд не удаются.





Также в разделе: Психотерапия, реабилитация и психопрофилактика психических нарушений:
  » Лечение гипнозом
  » Эмоциональная неустойчивость
  » Психотерапия у детей и подростков
  » Методы психопрофилактики и социальной реабилитации больных психическими расстройствами