1 | Обзор и факты |
2 | Психические нарушения |
3 | Лечение и уход |
4 | Психические болезни |
5 | Наркология |
Это группа расстройств, при которых нормальные показатели приобретения учебных навыков нарушены начиная с ранних стадий развития ребенка. Нарушения не являются следствием текущего психического заболевания, умственной отсталости, не обусловлены полученной травмой или перенесенной болезнью головного мозга, сенсорными или физическими аномалиями. К ним относятся: расстройство чтения, расстройство развития экспрессивного письма, расстройство арифметических навыков и смешанное расстройство учебных навыков.
Расстройство чтения (дислексия)
Основной чертой этого расстройства является специфическая, значительно выраженная недостаточность развития навыков чтения, что не может быть объяснено уровнем интеллекта, проблемами, связанными с дефектом зрения или слуха, наличием неврологического заболевания» или педагогической запущенностью. Расстройство чтения иногда еще называют «слепотой» на слова.
Частота расстройства развития способности к чтению у детей школьного возраста составляет от 2 до 8%. У мальчиков оно встречается в 2-4 раза чаще, чем у девочек. Это расстройство может сохраняться и у взрослых
Нарушение развития способности к чтению становится наиболее очевидным к 7-8-летнему возрасту. До школы родители могут пытаться научить ребенка читать, но, обнаружив безуспешность таких попыток, оставляют ребенка в покое, надеясь, что в школе его научат. В1-м классе школы, когда требования к чтению еще невысоки, расстройство обучения чтению еще не столь явно. Неспособность к обучению чтению у таких детей становится явной во 2-м и 3-м классах, когда уже требуется определенная скорость чтения, причем норма прочитанных в минуту печатных знаков прогрессивно увеличивается. Дети с нарушением способности к чтению обычно делают ошибки в устном чтении. При этом читаемые слова искажаются, пропускаются или добавляются слова, не существующие в тексте. Иногда дети меняют местами буквы в словах и слова в предложениях, так как им трудно следить за последовательностью букв и слов. Расстройству чтения могут предшествовать или существовать с ним расстройства освоения навыков речи или языковой лексики. Сопутствующим расстройством может быть нарушение распознавания звуков.
При расстройстве чтения дети испытывают чувство стыда и унижения из-за своего недостатка. У них могут быть эмоциональные срывы, депрессия, разнообразные невротические проявления, вызванные чувством собственной неполноценности. В старшем возрасте возможно появление патохарактерологаческих расстройств: дети мот стать злобными и даже агрессивными по отношению к сверстникам, которые над ними насмехаются, агрессия может быть направлена и против общества в целом. Это приводит к нарушениям поведения и социальной дезадаптации как в период обучения в школе, так и при дальнейшем выборе профессии и трудоустройстве.
Этиология
Причины нарушения обучения чтению остаются не до конца ясными. Их происхождение связывают с осложнениями во время беременности матери, а также с различными вредными воздействиями и заболевания¬ми во внутриутробном и раннем детском периоде, недоношенностью, малым весом тела при рождении. Нарушение чтения может быть при органическом поражении левого полушария головного мозга, которое считается «языковым», а также при нарушениях в области мозолистого тела головного мозга, в результате чего блокируется передача зрительной информации в левое полушарие. Придается значение наследственности, имеются публикации об обнаружении гена, дефект которого приводит к развитию дислексии.
Расстройство развития экспрессивного письма (дисграфия)
Расстройство развития экспрессивного письма характеризуется затруднениями в овладении навыками письма - правописанием слов и выражением мыслей. Это специфическое расстройство не связано с дефектом слуха либо зрения или с каким-либо неврологическим нарушением. Данные о частоте нарушений способности к грамотному письму отсутствуют. Частота случаев у мужчин и женщин примерно одинакова. Причина расстройства неизвестна. Считается, что возможно наследственное предрасположение, поскольку многие люди, страдающие неспособностью к грамотному письму, происходят из семей, где у родителей отмечаются аналогичные нарушения.
Нарушение способности овладеть навыками письменного изложения выявляется в младших классах школы. В 1-м классе у детей выявляется затруднение в правописании слов. Во 2-м классе, когда дети уже должны писать не только слова, но и составлять из них предложения, нарушения становятся более явными: дети делают ошибки даже в коротких и простых предложениях, где есть только подлежащее, сказуемое и дополнение: они могут переставить их местами, забывают начинать предложение с заглавной буквы и ставить в конце простого предложения точку.
Отсутствие своевременного лечения таких детей может сопровождаться сохранением этого дефекта в старших классах школы. Расстройство может привести к нежеланию и отказу выполнять домашние задания в письменном виде, посещать уроки, на которых этот дефект обнаруживается наиболее явно, утрате интереса к занятиям, а затем и к отказу ходить в школу и расстройствам поведения. У большинства детей дефект влияет на настроение, могут развиться депрессия, отчаяние, отчуждение от сверстников, стремление к самоизоляции Некотооые люди из-за этого недостатка стараются даже не писать писем поздравительных открыток, чтобы не обнаружить свою безграмотность.
Расстройство способности к арифметическому счету (дискалькулия)
Это расстройство заключается в специфической недостаточности на выков счета, которая не может быть объяснена умственной отсталостью или недостатками обучения в школе. Недостаточность касается умения производить основные арифметические действия, но в еще большей степени это расстройство выявляется при необходимости выполнения сложных математических действий, которые необходимы в алгебре, геометрии, тригонометрии и сложных вычислениях.
Частота случаев нарушения способности к арифметическому счету неизвестна, но считается, что это более редкое расстройство, чем нарушение способности к овладению навыками чтения.
Причины этих расстройств неизвестны. Предполагается, что могут быть какие-то изменения в затылочной доле правого полушария мозга, которые считаются ответственными за переработку зрительно-про¬странственных стимулов и математические способности. Однако эта теория является спорной.
Если это нарушение не распознается вовремя и не подвергается лечению, оно может сохраниться и у взрослых. Такие люди не могут работать в областях, где требуются навыки счета, но если у них нет других сопутствующих нарушений, например неспособности к чтению или письменному изложению, то они могут заниматься интеллектуальными или творческими видами деятельности.
Терапия специфических расстройств развития учебных навыков должна быть комплексной и включать помощь логопедов, педагогов-дефектологов, психологов, при необходимости - нейропсихологов, психиатров.
К нарушениям психического развития, протекающим по типу асинхронного дизонтогенеза, также относятся синдромы раннего детского аутизма.