1 | Гомеопатия |
2 | Лекарственные сборы |
3 | Эффективность растений |
4 | Апитерапия |
5 | Лекарственные растения |
История, послужившая поводом к введению Apis в гомеопатическую практику, описана в книге «Элементы новой Materia Medica» д-ра Марси и соавторов (с. 442):«В 1847 году я впервые обратил внимание на Apis mellifica, как на важное лекарственное средство, благодаря одному необычному случаю. Двенадцатилетний юноша в течение нескольких месяцев страдал асцитом и гидротораксом. Вначале он месяца три лечился аллопатически по поводу дизентерии, которая впоследствии осложнилась асцитом, а затем перешел на попечение к врачу-гомеопату. Ни та ни другая терапия не принесла существенного облегчения, и, наконец, состояние мальчика стало настолько тяжелым, что, будучи вызван на консультацию, я немедленно прибегнул к парацентезу, чтобы спасти ему жизнь. Вновь были назначены соответствующие гомеопатические лекарства, однако они не изменили положение вещей к лучшему. Жидкость стала быстро скапливаться вновь.
Выделение мочи почти прекратилось, кожа была сухой и горячей, пульс - быстрым и слабым, дыхание - коротким и затрудненным. Из других симптомов отмечались выраженная болезненность живота, сухость во рту и горле, жажда, чрезвычайные беспокойство и тревога, короткий раздражающий кашель, практически полное отсутствие сна. В один их тех дней проходившая мимо дома индианка, одна из последних могикан племени Наррагансетт, посоветовала родителям мальчика сделать следующее. Она поместила несколько пчел в закупоренную жестяную банку и нагревала ее в духовке до тех пор, пока пчелы не погибли, а затем, растерев их в порошок, предложила давать на сиропе ребенку ежедневно утром и вечером. Спустя сутки кожа пациента стала менее горячей и отечной, у него улучшилось дыхание, уменьшилась тахикардия, значительно возросло количество выделяемой мочи. С этого времени состояние юноши неуклонно улучшалось, отеки уменьшались с каждым днем, и по прошествии нескольких недель он был совершенно здоров.
Это было первое сообщение об излечении Аписом отеков. Опираясь на эти данные, добытые опытным путем, или usu in morbis* (* Т.е. полученные путем применения при той или иной болезни ), я понял, что до сих пор гомеопатия еще не была знакома с этим могущественным лекарством, а посему мною была предпринята серия опытов и клинических испытаний Apis mellifica». Кент говорит: «Уму непостижимо, откуда умудренные опытом няни, еще задолго до лекарственных испытаний Apis, знали, что делать, когда новорожденный ребенок переставал мочиться: они направлялись к пчелиному улью, ловили несколько пчел, заливали их кипятком и по чайной ложке давали отвар младенцу. Некоторые вещи, хорошо известные многим семьям и кормилицам, вполне согласуются с показаниями, которые требуют назначения Apis». Некоторые из наших наиболее важных лекарств были позаимствованы из повседневной жизни, из фитотерапии, из историй, связанных со случайными отравлениями, из наблюдений над симптомами, которые возникали вследствие укусов ядовитых насекомых и рептилий, из традиций сельских жителей и дикарей.
Однако гомеопатия, сталкиваясь с любого рода знаниями и проводя испытания ядовитых веществ (при этом необходимо помнить, что многие лекарства являются ядами, так же как и многие яды могут применяться в качестве лекарств), облекает эти знания в научную форму путем выявления истинных показаний и точных симптомов, на основании которых эти средства могут с уверенностью назначаться страждущим людям. Существуют различные способы приготовления Apis, но, как пишет Геринг, только один из них является правильным. В соответствии с предписаниями Геринга, Apis готовится «из чистого пчелиного яда, который получают, захватив пчелу небольшим пинцетом и поместив свисающую с ее жала каплю в стеклянный пузырек или пробирку. Этот яд и подвергается потенцированию». Геринг говорит, что нет никакой необходимости высушивать и перетирать в порошок тело всей пчелы, так как в нем содержится много посторонних примесей.Замечательное описание лекарственной картины Apis принадлежит перу Гернзи, Кента и Нэша. Гернзи говорит: «Боль, напоминающая ужаление пчелой и сопровождающаяся жаждой и жжением, скудное выделение мочи, внезапный пронзительный крик во сне или при пробуждении представляют собой бесценные ключевые симптомы этого средства».Геринг: «Краснота и отечность в сочетании с жалящими и жгучими болями в глазах, веках, ушах, лице, губах, языке, горле, анусе, яичках с облегчением от холода и ухудшением от тепла».Apis обладает очень ясными, недвусмысленными симптомами и четко выраженной тропностью к определенным тканям, которые он поражает характерным для него образом.
Согласно Кенту, это средство поражает покровы тела - не только кожу и слизистые, но и наружные оболочки внутренних органов, например менингеальные оболочки головного мозга, перикард, причем характер поражения везде одинаков, т.е. налицо припухание, отечность и специфические жалящие и жгучие боли. Эти острые, жалящие боли часто вызывают пронзительный крик, напоминающий мозговой крик (crie cerebrale) при менингите. Во всех случаях припухания, отека, жалящих и жгучих болей Apis свойственно ухудшение от тепла: ухудшение в жарком помещении, от жара огня, от купания в горячей ванне. Кент говорит, что «если вы поместите пациента Apis, страдающего полнокровием головного мозга, в горячую ванну, у него возникнут судороги, и таким образом вы воочию убедитесь в том, что теплая вода не всегда "благоприятно действует на судорожные припадки". О положительном влиянии горячих водных процедур настолько часто писалось в учебниках Старой школы, что сиделки и няни хорошо усвоили это, и, посетив по вызову такую семью, вы можете уже не застать ребенка в живых.
Мозговое полнокровие, сопровождающееся мелкими подергиваниями и угрожающее возникновением судорог, служит причиной того, что малыша помещают в горячую ванну, и к моменту вашего прихода его состояние может резко ухудшиться. Если ребенок, страдающий полнокровием головного мозга, нуждается в Opium или Apis, следует помнить, что возникающие у него судорожные приступы усиливаются от купания в горячей воде. В том случае, когда няня уже прибегла к горячим водным процедурам, необходимое лекарство становится очевидным, как только вы переступите порог дома. Няня тут же поведает вам, что ребенку стало хуже после теплой ванны - он резко побледнел, и она боится, что его можно потерять. Значительное усиление судорожных приступов от тепла указывает в первую очередь на Opium и Apis».Кент говорит: «Патогенезом изобилует такими симптомами и показаниями, как отеки, сыпь красного цвета, крапивница, рожа... во всех таких случаях налицо жалящие и жгучие боли: жжение, как от прикладывания раскаленных углей, и жалящая боль, как от вонзившихся иголок или мелких заноз».«Аписные состояния характеризуются выраженной интенсивностью и быстротой развития симптоматики».
Кент описывает «действие пчелиного укуса на чувствительных лиц». У многих людей укус пчелы не вызывает ничего особенного, однако чувствительный к нему человек «испытывает недомогание, сопровождающееся тошнотой, тревогой и ощущением, будто он умирает, и в течение ближайших десяти минут он с головы до пят покрывается крапивницей. Бедняга страдает от жжения и жалящей боли и хочет окунуться в холодную воду. Он боится, что умрет, если ничем не облегчить его ужасные страдания; вертится, мечется, будто хочет разорвать себя на куски. Мне приходилось видеть подобную картину и после назначения Apis. Антидотом в таких ситуациях служит Acidum carbolicum, независимо от того, какую потенцию вы употребите. Я был свидетелем того, как после назначения Acidum carbolicum один пациент рассказал, как лекарство, попав в ротовую полость, тут же вызвало приятное ощущение прохлады. Он сказал мне: "Удивительно, но я почувствовал, что лекарство достигло кончиков пальцев"». (Естественно, в данном случае Кент описывает реакцию на потенцированный препарат Acidum carbolicum! Карболовая кислота, применяющаяся в аллопатической практике, может оказаться «лекарством, чье действие значительно хуже, нежели сама болезнь».)Apis свойственно отсутствие жажды, особенно в отечных и лихорадочных состояниях.