1 | Гомеопатия |
2 | Лекарственные сборы |
3 | Эффективность растений |
4 | Апитерапия |
5 | Лекарственные растения |
Чтобы получить ясную клиническую перспективу пациента и правильно интерпретировать его симптомы, необходимо понять суть всей целостности симптомов.
Врачи-ортодоксы рассматривают организм как совокупность органов и тканей, которые, в свою очередь, состоят из скопления клеток и объединяются в единую целостность посредством регуляторной функции нервной системы.
Однако современная биология придерживается иного взгляда, она разделяет точку зрения Ганемана, в основе которой лежит принцип витализма, утверждающий, что функциями всех органов управляет жизненная сила организма.
Иными словами, каждая из физико-химических структур, составляющих орган, обладает специфической функцией в отношении всего организма. Местные реакции выражают жизненные устремления человека, а координация всех функций происходит в соответствии с природным жизненным принципом.
Используя физиологический анализ физико-химических структур, органическая медицина занимается исключительно телом. Но помимо тела человек обладает импульсами, инстинктами и эмоциями, темпераментом и жизненными принципами. Они подчиняются не законам физико-химических процессов, а законам адаптации, причины и следствия, т.е. жизненной цели, которая определяет форму и поведение организма.
Биологическая природа человека аналогична природе всех высших животных, однако помимо животных качеств человек обладает еще и развитой психикой, как то: способностью принимать решения, проявлять волю и стремиться к самореализации. В наше время, когда устаревшее учение об атомном строении вещества заменено современными достижениями ядерной физики, органическая медицина так и не смогла справиться со сложным феноменом самосознания личности. «Эго» имеет двойственную природу и обладает как способностью размышлять, так и способностью выражать эмоции и отражает как внешний, так и внутренний мир человека, т. е. его душу.
Таким образом, все физические и психические пласты человеческого существа оказываются взаимосвязанными, а все их выражения, от физических до духовных, координируются одной и той же жизненной энергией.
Вместе душа и дух составляют человеческую психику, которая, в свою очередь, влияет на физическое тело и питает его.
Конфликтующие импульсы и эмоции пребывают в «эго», или «иде». Эротические и агрессивные тенденции «эго» контролируются и подавляются внешним миром, приводя к развитию совести, или «суперэго», которое появляется с первых минут жизни человека и осуществляет свою деятельность через цензуру, образование и культурный диктат.
Таким образом, «эго», или «ид», превращается в арену битв, на которой происходит борьба за эмоциональную адаптацию к жизни. Вся человеческая драма болезни и тревожности разворачивается в «эго», которое отделяет примитивную природу человека от духовности и перехода к духовной трансцендентности. Результатом этой борьбы является развитие характера - уникального для каждого человека способа разрешения конфликтов. Следовательно под темпераментом мы понимаем способ существования пациента, его эмоциональную конституцию, а под характером - способ действия, выражающий его реакцию на окружающую действительность. Врач может понять психику пациента, изучая его характер - уникальную форму поведения, отражающего попытку «эго» сбалансировать и контролировать его эмоциональные реакции на внешний мир. В гомеопатии мы придаем большее значение симптому, когда в рассказе пациента превалирует местоимение «я». Эмпирическим путем было установлено, что реакции «эго» на ощущения, сенсорные впечатления, эмоции, идеи, характер и поведение позволяют выявить патологию пациента. Однако «эго» трудно определить и не менее трудно понять. Из основ глубинной психологии следует, что основными функциями «эго» являются восприятие, адаптация и воздействие на реальность, а также интеграция, гармонизация, объединение и регуляция взаимодействия тела, психики и души. Таким образом, если единственная возможность изучить «эго» - это проследить его взаимоотношения с внешним миром, тогда наиболее важным клиническим обследованием оказывается изучение характера пациента. В ходе разбора случая врач путем анализа реакций "эго" и защитных механизмов психики приобретает необходимое понимание пациента, а соответственно и знание необходимого лекарства. Как мы уже говорили, любое гомеопатическое лекарство способно вызвать психические и эмоциональные изменения личности. Полихрестами называют глубоко действующие лекарства, способные достигать ядра болезненного нарушения.
Argentum nitricum - это сифилитическое лекарство, действие которого связывают с ис-тощением нервной системы, особенно коры головного мозга, анатомической локализации «эго». Однако изменения в личности пациента начинаются задолго до появления органических повреждений. При срыве первичной функции «эго», уравновешивания инстинктивных потребностей и внешней реальности, пациент теряет способность объединять различные аспекты личности. Другими словами, нарушение регулирующей функции «эго» приводит к нарушению гомеостаза, или синхронизации всех жизненных функций тела и души.
Именно это происходит с пациентом Argentum nitricum. «Эго» слишком слабое, чтобы сдержать свои агрессивные импульсы, которые на сознательном уровне выражаются желанием спрыгнуть с большой высоты или шагнуть в пустоту. Такой пациент уверен, что с ним непременно случится несчастье, разовьется тяжелая болезнь, начнутся судороги, он умрет или сойдет с ума. Он не может контролировать свои страхи, фобии и навязчивые идеи. Ему вдруг начинает казаться, что, завернув за угол, он потеряет сознание. Страх, что с ним что-либо случится, когда он куда-то идет, вызывает приступ поноса.
Lachesis проецирует свое чувство агрессии во внешний мир: ему кажется, что его пре-следуют. У Aurum сильный импульс совершить суицид вызывает тревожность и чувство вины. Argentum nitricum беспомощен и не способен контролировать свои импульсы; он чувствует, как его переполняют страх, тревога и беспокойство. Он всегда в состоянии сильнейшего возбуждения и спешки, будто его преследует внутренний враг, от которого он постоянно хочет спастись.
В этом он похож на Mercurius, у которого, как только он видит нож, появляется импульс совершить убийство или самоубийство. Mercurius пребывает в постоянном состоянии беспокойства и неуверенности; он чувствует себя так, будто совершил преступление, и хочет убежать от самого себя. У него сильные неконтролируемые импульсы к уничтожению окружающих и отсутствие какой бы то ни было морали.
Aurum - это одолеваемый виной меланхолик со строгой моралью и совестью. У Lachesis параноидальная уверенность, что его преследует смерть или что им управляет сверхъестественный разум. Тревога Nitricum acidum вызывается неспособностью «его» эго выдержать силу своих импульсов и страхом потерять самоконтроль.
Однако, даже в том случае, когда врач хорошо понимает характер лекарства и характер лекарства совпадает с характером пациента (а это действительно самый короткий путь к диагнозу), мы обязательно должны включить в свой диагноз общие, функциональные и соматические характеристики каждого лекарства.
Самочувствие Mercurius ухудшается как при слишком низкой, так и при слишком высокой температуре, например в тепле постели или при потоотделении; для него характерны зловонные выделения и дыхание.
Aurum чувствителен к зимнему холоду, для него характерны застой, гиперчувствительность сосудистой системы, сильнейшие пульсации и горячие приливы.