Алкогольный делирий – лечение |
|
Алкогольный делирий – самое тяжелое проявление алкогольного абстинентного синдрома. Летальность составляет 5-15%. Развивается обычно на 2-4 сутки после прекращения приема алкоголя, продолжается, как правило, 3-5 суток. Наряду с указанными в предыдущей главе симптомами алкогольного абстинентного синдрома, появляются галлюцинации, спутанность сознания, потеря ориентации, подъем температуры, обильное потоотделение.
Делириозный больной представляет опасность для самого себя и для окружающих из-за непредсказуемости своего поведения. Больной может совершать нападения на других, суициды, или же действия, обусловленные галлюцинациями или бредовыми идеями.
Внимание. Требуется исключить широкий круг других заболеваний, которые могут иметь сходные клинические проявления: черепно-мозговая травма, менингит, туберкулез, пневмонии, панкреатит и т.д. Здоровые алкоголики встречаются в последние годы редко, часто делирий развивается на фоне уже имеющейся болезни, утяжеляя ее.
Консультация психиатра, невропатолога. Лабораторное обследование включает общий анализ крови, уровень этанола крови, электролиты крови и мочи (калий, натрий, магний), мочевина, креатинин и глюкоза крови, ферменты крови (АЛТ, АСТ). Инструментальное обследование: рентгенография грудной клетки, пульсоксиметрия.
Проблема безопасности больного и персонала отделения. Больной должен быть хорошо фиксирован в постели, требуется постоянное наблюдение за больным. Эти больные имеют очень плохую при-вычку умирать внезапно (обычно, из-за нарушений ритма сердца). Поэтому рядом с больным в развернутом виде должны находиться наборы для интубации, ИВЛ и реанимации больного.
Лечение алкогольного делирия в ОРИТ
Существуют два основных подхода к лечению этих больных в условиях ОРИТ:
Первый – глубокая седация и перевод пациента на искусственную вентиляцию легких на срок до прекращения делирия. С целью седации используют оксибутират натрия, тиопентал натрия, пропофол, наркотические анальгетики. Стараются в ночное время седацию увеличивать и снижать в дневное время, т.е. стараясь поддерживать нормальный цикл сон-бодрствование. Такой подход облегчает уход за пациентом. Но есть и существенный, трудно устранимый минус – рост гнойных, и в первую очередь, гнойных респираторных осложнений (пневмонии, гнойные трахеиты и т.д.).
Второй – когда больной остается на спонтанном дыхании, а явления психоза пытаются купировать назначением лекарственных средств.
Бензодиазепины
Бензодиазепины – основа терапии алкогольного делирия. Они признаны наиболее эффективными и безопасными препаратами в лечении этого заболевания. Подбирают такую дозу, чтобы у больного были купированы основные проявления алкогольного психоза, но не было угнетения самостоятельного дыхания.
Этого не всегда удается достичь, в ряде случаев может потребоваться проведение вспомогательной или управляемой вентиляции легких. У больных с заболеваниями печени, а также у тех, кто получает препараты, вызывающие усиление окислительного метаболизма в печени (например, циметидин и изониазид), бензодиазепины должны применяться с максимальной осторожностью. В нашей стране чаще всего используют диазепам, реже – феназепам. Более эффективным, безопасным и наиболее применяемым в большинстве стран препаратом считается лоразепам, особенно для пациентов с заболеваниями печени.
От других бензодиазепинов он выгодно отличается короткой продолжительностью действия, низким риском кумуляции, отсутствием больших активных метаболитов. В каких-то случаях лоразепам (мерлит, лорафен) можно использовать в пероральной форме. Лоразепам вводят перорально или через желудочный зонд в дозе 0,1 мг/кг 2-3 раза в сутки.
В зависимости от возможностей отделения в организации наблюдения за пациентом, выбирают одну из предложенных ниже схем:
Высокодозная схема введения бензодиазепинов – более эффективна в плане купирования проявлений и «обрыва» алкогольного делирия.
Введение достаточных начальных доз бензодиазепинов, снижает риск парадоксального возбуждения (т. е., растормаживания с усилением поведенческих расстройств). Обычно, при ее применении не требуется дополнительного назначения нейролептиков и (или) барбитуратов. Однако ее реализация чаще осложняется угнетением дыхания, поэтому должен быть налажен хороший мониторинг (пульсоксиметрия – обязательна) и непрерывное наблюдение за больным. Непременное условие – грамотный медицинский персонал и возможность начать немедленные действия в случае возникновения осложнений.
Внимание. Прежде чем реализовать схему высокодозного введения бензодиазепинов, внимательно взвесьте, соответствует ли Ваше отделение перечисленным выше требованиям. Если нет – используйте другие схемы лечения больных.
Алкогольный гепатит и другие поражения печени, которые весьма часто встречаются у больных, злоупотребляющих акоголем, ограничивают применение бензодиазепинов.
Предлагается следующая схема введения препаратов:
Если спустя некоторое время (часы) у больного усиливается возбуждение, инфузию бензодиазепинов, с указанной выше скоростью, возобновляют. И как только достаточный седативный эффект получен, инфузию бензодиазепинов прекращают. Обычно суточная доза препаратов – не менее 60 мг диазепама, или 20 мг феназепама. Период выведения диазепама и феназепама длительный, поэтому достаточно часто больные в последующие дни не нуждаются в повторных введениях данных бензодиазепинов.
Традиционная схема введения бензодиазепинов:
Нейролептики
Нейролептики, основные препараты для лечения алкогольного делирия в недалеком прошлом, используются в настоящее время в случае недостаточной эффективности указанной выше терапии. Дело в том, что им присущ ряд недостатков – они снижают порог судорожной готовности, часто вызывают гипотензию. Наиболее выраженным гипотензивным действием обладают фенотиазины (хлорпромазин (аминазин), промазин) и алифатические тиоксантены (хлорпротиксен). Несколько безопаснее использовать галоперидол, 2,5-5 мг в/в, в/м каждые 2 ч. Начинают с низких доз, увеличивая их по мере необходимости.
Пропофол
Пропофол эффективен при резистентном к бензодиазепинам алкогольном делирии. Болюс в/в 0.5 мг/кг, затем инфузия со скоростью 10-75 мкг/кг/мин, ориентируясь на оптимальную степень седации. Преимущества его очевидны – высокая управляемость и быстрый метаболизм. Но в подавляющем большинстве случаев применение пропофола требует проведения ИВЛ.
Дексмедетомидин
Популярный препарат для седации, альфа-2-агонист адренорецепторов дексмедетомидин, эффективен для устранения вегетативных симптомов алкогольной абстиненции. Не вызывает серьезных нарушений гемодинамики и угнетения дыхания, если скорость введения не превышает 0,7 мкг/кг/час. Позволяет уменьшить дозы бензодиазепинов.
Назначение алкоголя
Назначение алкоголя считается устаревшим, имеющим невысокую эффективность методом. На наш взгляд, есть случаи, когда алкоголь следует назначать в ранние сроки алкогольного делирия. При назначении алкоголя в первые сутки вместе с бензодиазепинами, он способен уменьшить выраженность психоза, а в ряде случаев, и прервать его. Это особенно важно, если у больного имеется тяжелая сопутствующая патология (например — тяжелая травма, продолжающееся кровотечение, недавно перенесенный инфаркт миокарда, серьезное оперативное вмешательство и др.). Назначение алкоголя противопоказано при панкреатите, печеночной недостаточности. Средняя доза алкоголя на прием – 0,5-1 г/кг. Внутривенное введение: 30-50 мл 96% этилового спирта на 500 мл 10% глюкозы путем медленной инфузии.
Инфузию этилового спирта применяют один раз в сутки, обычно – в вечернее время, в течение 1-2 суток. Если точно известно, что перед развитием у больного алкогольного делирия, он применял очень большие дозы алкоголя, кратность введения алкоголя можно увеличить до двух введений в сутки.
Бета-адреноблокаторы и клонидин
Бета-блокаторы и клонидин могут быть полезны в случаях, когда центральные проявления абстиненции (тремор, тахикардия, гипертония) не удается купировать введением бензодиазепинов, Бета-адреноблокаторы имеют преимущество у больных с ишемической болезнью сердца, обладают антиаритмическим действием. Чаще используют пропранолол, 20-40 мг внутрь через 6 часов или метопролол 50-100 мг внутрь через 8 часов.
Клонидин (Клофелин) эффективен в относительно высоких дозах – 200-600 мкг внутрь через 6 часов, иногда может вызвать тяжелую гипотензию. При внутривенном введении дозу клонидина увеличивают постепенно, ориентируясь на клинические показатели (ЧСС, АД). Ориентировочно, по 0,1-0,2 мг три раза в сутки.
Инфузионная терапия
Большинство больных с алкогольным делирием имеют дефицит жидкости и электролитов (но далеко не все). Меньшая часть пациентов может восполнять дефицит жидкости и нутриентов естественным путем. Но большинство пациентов будут нуждаться в проведении инфузионной терапии.
При гипотонии инфузионную терапию начинают с введения солевых растворов (0,9% раствор хлорида натрия, раствор Рингера). Часто развивается гипогликемия, и она должна быть быстро устранена. Но 5-10% растворы глюкозы должны назначаться с осторожностью. Дело в том, что тяжелая гипонатриемия часто встречается у пациентов с алкоголизмом, и введение безнатриевых растворов может иметь катастрофические последствия.
Внимание. Если нет возможности контролировать электролитный состав крови, используйте солевые растворы, и не назначайте большие объемы растворов глюкозы.
Объем вводимой жидкости определяется индивидуально, ориентируясь на общеклинические и лабораторные показатели. У большинства больных, если нет тяжелой почечной патологии, объем инфузионной терапии составляет, в среднем, 2,5-4 литра за первые сутки. Жидкости вводятся в виде длительной внутривенной инфузии. Потребность в электролитах устраняют, ориентируясь на уровень концентрации их в крови.
Если определение электролитов невозможно, поступают следующим образом: после стабилизации САД больше 100-110 мм рт. ст., и убедившись, что диурез у больного превышает 60 мл/час, во флаконы с растворами добавляют по 20 мл 4% раствора хлорида калия и 5 мл. 25% раствора магния сульфата. Во избежание недоразумений, ориентируются на сниженную суточную потребность в электролитах: калий 0,5 м/моль/кг/сут. и магний 0,25 м/моль/кг/сут. т.е. 60-80 мл 4% хлорида калия, 20-25 мл 25% магния сульфата для больного средней массы (в сутки).
Тиамин (витамин В1) показан всем больным с алкогольным делирием для профилактики энцефалопатии Вернике. Вводят по 100 мг/сутки в/в в течение трех дней. Влияние его (как, впрочем, витаминов других групп), непосредственно на течение алкогольного делирия, не доказано.
Питание больных с алкогольным делирием представляет определенную проблему. Иногда приходится прибегать к зондовому кормлению. Используются питательные смеси с высоким содержанием углеводов и поливитаминов.
Традиционные схемы лечения с использованием бензодиазепинов и нейролептиков не позволяют достаточно надежно контролировать многих больных с алкогольным делирием и очень слабо влияют на продолжительность психоза. Что особенно актуально у пациентов с крайне выраженной степенью возбуждения – 6-7 баллов шкалы RIKER.
Пытаясь улучшить результаты лечения у этих больных, на протяжении нескольких лет в качестве дополнения к традиционно назначаемым бензодиазепинам и нейролептикам, мы изучали возможность применения кетамина. Такой подход, на первый взгляд, кажется весьма нелогичным. Даже в инструкции по применению кетамина указано, что данный препарат вообще не должен применяться у больных, злоупотребляющих алкоголем, так как способен усилить и провоцировать возникновение психоза. Постараемся обосновать свою точку зрения.
Как известно, алкогольный делирий является тяжелым проявлением симптомов отмены алкоголя. Прекращение поступления этанола приводит к снижению уровня нейромедиаторов ГАМК-системы. В свою очередь это приводит к потере или уменьшению тормозящего воздействия упомянутых структур на возбуждающие нейромедиаторы, такие как норадреналин, глутамат, допамин. В качестве заместительной терапии мы используем агонисты ГАМК рецепторного комплекса – бензодиазепины, барбитураты, оксибутират натрия, пропофол. Именно этим объясняется их эффективность при алкогольном делирии.
Но этанол также действует как антагонист NMDA-рецепторов. Прекращение поступления этанола приводит к увеличению активности этих возбуждающих нейрорецепторов. Клинические проявление отмены этанола: тремор, возбуждение, галлюцинации, судороги, тахикардия, гипертермия, и гипертония обязаны именно комбинированному воздействию дезорганизованных ГАМК и NMDA-рецепторных систем. Так что введение блокаторов NMDA-рецепторных систем в схему лечения алкогольного делирия представляется вполне логичным шагом. Из доступных и эффективных блокаторов NMDA-рецепторов в нашем распоряжении имеется только кетамин. Нет принятых схем использования кетамина для этих целей, не ясны оптимальные дозы. Не удалось также найти публикаций по применению кетамина при алкогольном делирии.
Ввиду риска усиления психоза и его вегетативного компонента, кетамин не должен применяться для лечения алкогольного делирия в виде монотерапии. Как правило, до введения кетамина пациенты уже получали бензодиазепины. Если не получали, то их следует назначить перед введением кетамин.
Мы рекомендуем следующую схему введения кетамина:
Выводы:
Практически во всех случаях мы наблюдали уменьшение степени возбуждения или прерывание делирия. Метод не требует проведения ИВЛ. Крайне редко, обычно после введения болюса кетамина, возникала необходимость в проведении кратковременной вспомогательной вентиляции через маску. Вполне очевидно, что пока кетамин действует, можно провести все необходимые лечебные и диагностические мероприятия.
В любом случае, применение кетамина позволяет значительно уменьшить дозы бензодиазепинов и галоперидола. При сопоставимой, а возможно и лучшей, эффективности, безопасность этой методики неизмеримо выше, чем, скажем, высокодозной схемы введения бензодиазепинов. В случае применения кетамина больной немногим более часа нуждается в интенсивном наблюдении. При применении бензодиазепинов – непрерывно на протяжении нескольких суток, так как период полувыведения их составляет несколько десятков часов.