Помощь при утоплении |
|
Нефатальное утопление (НУ) – долгосрочное или временное выживание пациента после гибели от удушения или потери сознания вследствие его погружения в жидкую среду. Чаще всего жидкой средой служит вода. Различают: «сухое НУ» – когда вода вследствие ларингоспазма не проникла в легкие. И «мокрое НУ» – когда вода в легкие проникает, что и наблюдается в подавляющем большинстве случаев. Нефатальное утопление сопровождается высокой инвалидностью и смертностью.
Даже если больной поступает в стационар после нефатального утопления в стабильном состоянии и ясном сознании, он должен наблюдаться в палате интенсивной терапии, по крайней мере, в течение суток.
Вода, попавшая в легкие, вызывает вазоспазм, бронхоспазм и ателектаз альвеол за счет разрушения сурфактанта. Понятно, что при этом резко нарушается вентиляционно/перфузионное соотношение и происходит значительный сброс крови через капиллярную сеть невентилируемых альвеол. Легочная гипертензия может привести к развитию правожелудочковой недостаточности. Было показано, что попадание в легкие всего 1-3 мл/кг жидкости приводит к значительной гипоксемии. Если несчастный случай произошел в бассейне, то антисептик, содержащейся в воде (обычно, хлор), может вызвать развитие токсического пневмонита.
Тяжесть гипоксемии зависит от степени легочного поражения. Крайне тяжелая – острый респираторный дистресс-синдром (ОРДС).
После спасения больного гипоксемия не только ни исчезает, но и может прогрессировать. Иногда стремительно. Отметим, что повреждение альвеоло-капиллярной мембраны при НУ не столь выражено, как, например, при сепсисе. При благоприятном течении заболевания и правильной терапии гипоксемия у большинства пораженных регрессирует за 2-5 суток. Крайне редко причиной асфиксии служат рвотные массы, ил, песок.
Мы знаем, что пресная вода гипотонична по отношению к плазме, и во время утопления она через альвеолярно – капиллярную мембрану быстро поступает в сосудистое русло, вызывая гиперволемию и снижение осмолярности. А при утоплении в морской воде, которая является гиперосмолярной, жидкость из сосудистого русла, наоборот, перераспределяется в альвеолы, приводя к гиповолемии.
Но учитывая, что даже при утоплениях, закончившихся смертью пациента (взрослые пострадавшие), количество аспирируемой воды в легких не превы-ило 6-8 мл/кг, маловероятно, чтобы столь малый объем мог существенно увеличить или уменьшить ОЦК. И вызвать тяжелый гемолиз, который бы потребовал специального лечения – если речь идет об утоплении в пресной воде. Нет необходимости реализовывать какой-то особый алгоритм оказания помощи при нефатальном утоплении в зависимости от осмолярности воды.
Гипотония часто развивается у больных, переживших утопление. Наиболее частые причины:
Безусловно, наиболее тяжелым осложнением утопления, максимально влияющим на долгосрочный прогноз, является гипоксическое поражение головного мозга. После того, как утопающий потерял сознание, необратимые повреждения мозга обычно развиваются уже через 4-6 минут. Даже если утопление произошло в очень холодной воде, гипотермия у взрослых людей не успевает развиться. Только очень маленькие дети, или если до утопления взрослый человек или ребенок длительно находились в холодной воде, пострадавший может избежать серьезных неврологических осложнений и после упомянутого выше срока.
Обеспечение оптимальной оксигенации крови. Если у пациента с сохраненным сознанием имеются признаки гипоксемии (SpO2 <92%, PaO2 < 80 мм рт. ст.), назначаем ингаляцию кислорода через лицевую маску или назальные катетеры. Изменяя скорость подачи кислорода, пытаемся обеспечить оптимальные параметры сатурации крови – SpO2 должна быть >92% и < 98%.
Внимание. В течение всего периода лечения больного старайтесь не допускать гипероксемии (SpO2 >98%) и используйте минимально приемлемую концентрацию кислорода во вдыхаемой газовой смеси (FiO2). Так как повышенное содержание кислорода в дыхательных смесях усиливает ателектазирование альвеол.
Если гипоксемия и одышка не устраняется ингаляцией кислорода, используйте неинвазивную ИВЛ в режиме SPAP, BiPAP. Или традиционную ИВЛ, используя низкие дыхательные объемы, ограниченное давления на вдохе и оптимальное давление в конце выдоха. Экстракорпоральная мембранная оксигенации (ЭКМО) может быть применена, если есть вероятность восстановления неврологических функций у пациента, а традиционная ИВЛ не обеспечивает приемлемый уровень оксигенации. Если сознание больного нарушено, интубация трахеи и проведение ИВЛ показаны практически во всех случаях.
В момент поступления больного в отделение, мы точно не знаем, чем обусловлено угнетение его сознания: гипоксическим повреждением мозга, или иными причинами. Значительная часть больных на момент утопления находятся в состоянии алкогольного или наркотического опьянения, что также следует учитывать при проведении интенсивной терапии.
Травма шейного отдела позвоночника, полученная во время купания в водоемах – одна из самых частых причин утопления. Черепно-мозговая травма, острые нарушения мозгового кровообращения, сахарный диабет, эпилепсия, нарушения ритма сердца также достаточно часто сочетаются и (или) предшествуют утоплению.
При гипоксическом повреждении мозга проводится терапия, направленная на предупреждение вторичного повреждения мозга – см. главу «Ведение больных после сердечно-легочной реанимации». Через 24 часа седацию кратковременно прерывают и оценивают глубину комы по шкале Глазго. Если у больного сознание к этому времени не восстановилось, следует предполагать плохой неврологический прогноз.
Отек мозга и повышение ВЧД встречается часто при тяжелом ишемическом поражении мозга. К сожалению, использование осмотерапии (маннитол, гипертонические растворы натрия хлорида), барбитуратов, кортикостероидов и контроля ВЧД не улучшило исходы. Рассматривается возможность применения терапевтической гипотермии.
Избыток воды нежелателен, так как может усилить отек мозга и легких. Для поддержания гемодинамики на оптимальном уровне используют сбалансированные солевые растворы (р-р Рингера-лактат, Стерофундин изотонический и др.). При стойкой гипотензия может по-требоваться применение инотропной поддержки допамином или эпинефрином (Адреналином). Тяжелые электролитные нарушения встречаются редко, ацидоз ликвидирует-ся самостоятельно после коррекции ОЦК и оксигенации.
При бронхоспазме: сальбутамол – селективный агонист бета 2 – адренорецепторов. Способ применения: с помощью небулайзера; небула (от слова «небула» – туман) по 2,5 мл, содержащая 2,5 мг сальбутамола в физиологическом растворе. Назначаются 1-2 небулы (2,5-5,0 мг) на ингаляцию в неразбавленном виде. Если улучшения не наступает, проводят повторные ингаляции – 2,5 мг через 20 мин.
Беродуал – 1 мл (20 капель) раствора для ингаляций содержит 500 мкг фенотерола гидробромида и 250 мкг ипратропия бромида. Ингалируют 1 мл (20 капель) беродуала в 3-4 мл физиологического раствора, в течение 5-10 мин, до полного использования раствора.При отсутствии небулайзера используют дозированные аэрозольные бета-2-агонисты короткого действия – сальбутамол (1 доза – 100 мкг), фенотерол гидробромид (1 доза – 200 мкг). Однако, если сознание пациента нарушено, ими пользоваться неудобно.
Гипотермия может усугублять брадикардию, ацидоз и гипоксемию. В то же время при церебральных поражениях рассматривают возможность проведения терапевтической гипотермии (32-34°C). К активному согреванию больного прибегают, если нет признаков поражения мозга. Для уменьшения озноба и дрожи используют введение магния сульфата 25% – 10,0 в/в, наркотических анальгетиков (промедол, морфин).
При попадании воды в дыхательные пути, существует риск инфицирования легких и развития пневмонии. Чаще назначают цефалоспорины 3 поколения. Например, цефтриаксон 1 г. в/в 2 раза в сутки.