Дискалькулия |
|
Дискалькулия – специфическое нарушение возможности обучения счету, которое выявляется в дошкольном или уже в школьном возрасте. Ее причина в том, что у ребенка слабая обработка информации, полученной зрительным путем, и недостаточно сформированы некоторые высшие психические функции: внимание, память, абстрактное и логическое мышление.
Часто наблюдаются признаки неустойчивого поведения при педагогической запущенности и социальном неблагополучии. В большинстве случаев наряду с дискалькулией отмечают дисграфию (проблема правописания и плохого почерка). А вот писать и читать ребенок может довольно хорошо.
Укажем некоторые трудности, являющиеся признаками специфической дискалькулии:
Иначе говоря, ребенок без труда считает в рамках десяти, но не оперирует более крупными числами. Он не способен уразуметь структуру чисел, соотнести число и его написание с помощью цифр. Поэтому ребенок зачастую с трудом учится определять время, практически не запоминает даты, номера телефонов, формулы, в школе не может успевать на черчении, физике, химии. Если проявились указанные симптомы, не стоит откладывать решение проблемы.
Без умений и навыков, которые дает математика, трудно выполнять многие элементарные ежедневные функции. Кроме того, математика – один из главных предметов многих высших и средних профессиональных учебных заведений, поступить в которые ребенку с дискалькулией будет практически невозможно. Много проблем может создать ученику и постепенно развивающаяся боязнь математики, порождаемая регулярными неудачами на уроках.
Слабая обработка оптической информации, как полагают специалисты, – наиболее распространенная причина возникающих трудностей при изучении и понимании математики. Без умения зрительно представить число и конкретную математическую задачу нельзя хорошо знать и понимать предмет. Наличие у ребенка проблем при обработке зрительной информации носит название «невербальные учебные трудности». А если они являются основой неуспевания школьника по математике, то нередки и трудности с грамотностью и выработкой хорошего почерка. Но такие особенности психики не всегда приводят к проблемам с чтением и письмом.
Проблема установления последовательности. Ученики с этой проблемой нередко испытывают серьезные трудности, когда нужно запоминать факты, учить формулы, без которых нельзя произвести математические вычисления. У таких детей к проблемам с математикой добавляются трудности с получением знаний и формированием навыков в разных сферах знания: чтение, выработка грамотности – предметы, требующие запоминания фактов и деталей. Трудно устанавливать последовательности людям, у которых выявлены дислексия или дисграфия.
Математическая фобия – паническая боязнь математики и как школьного предмета, и как науки, связанная с неоднократным отрицательным опытом, полученным в прошлом. В некоторых случаях она доставляет большое количество неприятностей и дает много негативных эмоций, что пагубно для психики ребенка.
Лечение такого расстройства проводится амбулаторно в городских и районных поликлиниках, специализированных детских заведениях или в школьном логопедическом кабинете. Терапия предполагает медицинскую и педагогическую помощь ребенку со стороны логопеда, психолога, невролога. С детьми проводят особые циклы занятий, логопедических и учебных. Вначале они индивидуальны, затем ребенка определяют в группу детей, которые решают подобные проблемы. При необходимости назначается лечение медикаментозными препаратами. Во время занятий, прежде всего, формируются такие умения, навыки и понятия:
Родители обязательно включаются в процесс лечения ребенка, что предполагает их активное взаимодействие и регулярные игровые занятия, которые развивают высшие психические функции.