Деперсонализация |
|
Деперсонализация (деперсонализационный синдром) — один из видов расстройств самосознания, определение и симптомы которого до сих пор являются спорными вопросами в медицинской среде. Синдром характеризуется распадом целости личности. Деперсонализация — неспецифический симптом неврозоподобного или невротического типа; может быть основным синдромом.
Согласно концепции самосознания И. М. Сеченова, есть 2 категории самосознания (или формы): познавательная и эмоциональная. Исходя из этого, деперсонализация имеет 3 этапа:
Первый этап бывает при таких заболеваниях:
Первый этап деперсонализации сочетается с такими невротическими расстройствами:
Личность меняется мало. Человек пристально наблюдает за изменениями своего психического состояния. Расстройства на данном этапе чередуются с длительными нормальными этапами (при которых не наблюдается симптоматика деперсонализационного синдрома).
Этот этап фиксируют в основном при вялотекущей шизофрении, которая характеризуется негативными расстройствами. Деперсонализация на данном этапе прогрессирует.
В начале развития данного специфического проявления чувства притуплются, далее человек ощущает, что он стал бесчувственным. Характерная дереализация. В данном состоянии человек ощущает, что всё окружающее будто мертвое или блеклое.
При нейролептических депрессиях и депрессивных психозах эндогенного происхождения часто фиксируют именно психическую анестезию как одно из проявлений. Анестезия в основном развивается, если человек находится в длительной и глубокой депрессии.
Деперсонализация похожа по своим проявлениям на другие заболевания, при которых происходят изменения личности и наблюдаются расстройства самосознания. Первый выше описанный этап развития напоминает психический автоматизм. Но при последней названной патологии больной считает, что отчуждение является внешним влиянием.
Третий этап (тип) деперсонализационного синдрома нужно отличать от эмоционального обеднения. При психической анестезии нет эмоционального обеднения, а только субъективно переживаемое чувство бесчувствия. Больные остаются чувствительными, о чем говорит их экспрессивность, отношение к событиям и окружающим людям, мимика и пр.
Что касается второго типа (этапа) деперсонализации, его можно спутать с проявлениями начальной стадии прогредиентных шизофрений. Также следует дифференцировать данный тип с бредовыми расстройствами самосознания. При последних названных расстройствах у больного нет критики, а при втором этапе деперсонализационного синдрома — есть, хоть в части случаев и неполная.
Диагностика наиболее сложная при первом типе (на первом этапе) деперсонализации. Нужно отметить, что деперсонализационные расстройства более яркие при остаточных симптомах органических патологий ЦНС, они похожи с неврологическими нарушениями. Проводят ЭЭГ, которая выявляет в основном диффузные изменения электроактивности. А при шизофрении, включающей синдром деперсонализации, явления отчуждения нельзя назвать четкими. В рамках шизофрении наблюдается и депрессия, включая навязчивости, сенестопатии и тревожно-фобическое расстройство.
При пограничных состояния деперсонализации развивается в основном, когда соединяются психогенные и конституциональные факторы. Учитываются такие особенности личности больного:
Лечение должно быть комплексным, включая психофармакологию. Врач назначает препараты из ряда психотропных веществ, в зависимости от течения, особенностей синдрома и типа деперсонализации. На первом этапе развития деперсонализации для лечения выбирают:
Что касается более сильных нейролептиков, врач может прописать этаперазин в суточной дозировке от 10 до 20 мг. Если у пациента нашли церебрально-органические заболевания, которые сочетаются с деперсонализационным синдромом, актуально также применение аминалона, рассасывающие средства, общеукрепляющее лечение.
На втором этапе развития деперсонализации у большинства больных находят шизофрению. Врачи в большинстве случаев назначают сочетание антидепрессантов и препаратов из ряда нейролептиков. Актуальные антидепрессанты:
Нейролептики для терапии второго этапа:
При резидуальном состоянии больного назначают пиразидол в суточной дозировке от 25 до 50 мг и сиднокарб (10–30 мг), а также аминалон, стимулирующие нейролептики и сочетание биостимуляторов с транквилизаторами типа-триоксазина.
При третьем виде (на третьем этапе) деперсонализации назначают:
Какой бы ни был обнаружен тип (этап) рассматриваемого синдрома, крайне осторожным нужно быть с лечением высокоинтенсивными нейролептиками, потому что психическое состояние человека при их приеме может стать хуже, а также высок риск побочных явлений.
Вторая составляющая терапии — психотерапия. Врач пытается донести до больных мысль, что страх и мучение, которые они ощущают вследствие якобы отчужденности своего Я, являются вполне понятными и встречающимися среди людей. Больной должен перестать мистифицировать свое состояние. Также одной из задач врача является уменьшение чувства страха больного за свое психическое состояния.
Врач должен дать понять больному, что рефлексию можно уменьшить самостоятельно, переключая внимание на окружающее. Так психотерапию связывают с иными методиками, например, аутогенной тренировкой или гипнозом.
Гипноз и аутогенная тренировка — методы, которые актуальны на первом этапе развития деперсонализационного синдрома. На других этапах они помогают мало кому и крайне редко. Классические авторитарные формулы внушения дают эффект редко. В основном гипноз нужно сочетать с разъяснительной терапией. Техника совершенно другая. Актуально мотивированное, а не авторитарное внушение, которое проводится, когда больной погружен в сонливое состояние.
Гипнотерапевт во время сеанса внушает больному, что при появлении беспокойства они могут самостоятельно переключать внимание на окружающее, чтобы ощущение отчуждения стало меньше.
Система аутогенных тренировок — еще один метод, который применяется при деперсонализации. Применяется зачастую 1-я стадия аутогенной тренировки. Когда достигли релаксации и применили стандартные формулы, начинают применять формулы, аналогичные мотивированному внушению.
Врач должен при разработке схемы лечения выбрать между аутогенной тренировкой и гипнозом, исходя из личностных черт пациента. Если у человека есть истерические черты характера, то лучше применять гипноз. Но в основном названные 2 метода сочетают.
Данный метод лечения актуален при нарушениях социальной адаптации у больных с деперсонализацией. Такое бывает в основном у пациентов на втором этапе развития синдрома. Применяют специальный опросник, чтобы анализировать социальную активность человека и его личностные особенности:
Применяют шкалы для определения тяжести нарушений. В связи с этим выбираются этапы терапии. Когда в процессе лечения человек чувствует, что его состояние улучшилось, этот факт применяют как эмоциональный стимул. Многие больные стремятся продолжать программу лечения, т. к. увеличивается количество их социальных достижений, что позитивно оценивается самими больными.