Особенности задержки психического развития |
|
Задержка психического развития (ЗПР) — патологическое состояние ребенка, при котором они имеют нарушения в поведении, эмоциональной сфере, воли, познавательных возможностях, нарушения личности и пр.
Основные черты детей с задержкой психического развития такие:
Дети с ЗПР часто страдают психической и физической задержкой развития. Потому у них нарушена социальная адаптация, поведение значительно отличается от поведения здоровых сверстников. Физическое развитие замедленное, вследствие чего рост детей с рассматриваемым диагнозом ниже, как будто они на 2 года младше здоровых одногодок.
Дети с ЗПР имеют данного типа имеют живую мимику, полноценные жесты. Их движения можно охарактеризовать как порывистые и быстрые. Когда такие дети играют, они долго не устают. Как только им поручают практические задания, то необходимость концентрации внимания быстро высасывает из них все силы. Если интеллект на нормальном уровне, то дети любят считать, читать и писать.
Дети слабо способны напрягаться умственно, у них повышенная внушаемость (как у дебилов), они подражают тем, кого видят. К шести годам у ребенка появляется регуляция собственного поведения в зависимости от жизненных задач (поиграть во дворе, сделать уроки и пр.). При инфантилизме дети не обладают самостоятельностью, они не могут критично оценивать собственные поступки. На уроках они могут «не быть здесь» и потому не выполняют задания учителя.
Дети с такой особенностью ЗПР могут расплакаться из-за мелочей, но успокаиваются довольно быстро, если обратить их внимание на что-то приятное, переключить на приятную деятельность. Дети с ЗПР склонны фантазировать, заменяя фантазиями неприятности, которые имели место в реальной жизни.
Эта особенность часто связана с патологиями эндокринной системы. Если в организме ребенка не вырабатывается достаточное количество гормонов половых желез и надпочечников, то с двенадцати лет у детей обоих полов наблюдается заторможенное половое созревание. Психика такого ребенка с 12-13 лет имееют особенности, которые присущи гипогенитальному инфантилизму. Незрелость реже проявляется у лиц женского пола.
Подростки характеризуются такими особенностями:
Гипогенитальный тип инфантилизма проявляется и внешне. Такие дети в основном полные, низкие, лицо их в форме луны, голос почти всегда тонкий.
Это одна из эндокринных форм инфантилизма, известна также как карликовость. У детей с таким диагнозом незрелая психика, но есть склонность рассуждать, поучать других, они в основном педантичны. В школе получают низкие отметки, потому что имеют слабую силу воли, нерасторопны и не могут концентрировать внимание. Есть проблемы с логической памятью. Новый материал таким детям дается трудно. Но, если они выучили правила, то активно и правильно их применяют в дальнейшем.
Дети с ЗПР в учебе отличаются от детей с диагнозом умственной отсталости. Они способны решать такие же задачи на интеллект и практически задачи, как и здоровые дети такого же возраста. Они могут понять простую задачу, а также понимают сюжеты изображений. Но познавательная активность находится на низком уровне. Они быстро устают в процессе учебы, потому отметки таких детей часто низкие.
Когда ребенок утомляется, он не может дальше учиться, усваивать материал, который дает воспитатель/учитель. Они не могут запомнить, какие условия задачи даны, не могут запомнить текст, который читается вслух и т. д. В письменных работах могут наблюдаться нелепые ошибки. Решение задачи часто такие дети подменяют механической манипуляцией с цифровыми данными. Больные не имеют достаточно широких представлений о мире. В учебе у таких детей должна преобладать игровая мотивация, чтобы учебный процесс был достаточно эффективным.
Педагогом могут быть не замечены такие особенности при начале обучения ребенка с ЗПР в обычной школе:
На некоторых этапах обучения можно применить меры, которые помогут ребенку стать более успешным в школе (такое бывает в случаях, когда ЗПР еще не обнаружена, и ребенка считают отстающим в учебе):
Из рабочего состояния и психологической гармонии ребенка могут выбить сложные задания учителя, заданный большой объем работы. Часто переход больного ребенка от активного состояния к пассивному нельзя объяснить внешними причинами.
Многие интеллектуальные и личностные качества у ребенка с рассматриваемым диагнозом находятся на нормальном уровне, что видно в периоды повышенной работоспособности ребенка. Когда ребенок находится в гармоничной атмосфере (без угроз, ругани и напряжение), где ему не нужно напрягаться умственно долгое время, то интересные задания он выполняет быстро и качественно.
Если с ребенком работает грамотный педагог, то к третьему или четвертому классу у ребенка с задержкой психического развития появляется интерес к чтению. В периоды нормальной работоспособности такие дети могут пересказать текст, отвечают на вопросы по тексту, выделяют главные тезисы в нем. Помощь педагога в выполнении заданий может проявляться по-разному, причем почти всегда дети с ЗПР принимают ее с охотой.
Иногда нужно поменять условия работы ребенка. Например, его вызывают к доске вместо того, чтобы заставлять работать на месте. Иногда нужны наводящие вопросы, чтобы активизировать интеллектуальную деятельность ребенка с ЗПР. В части случаев дети сами ищут средства, которые помогут им эффективно справиться с поставленной задачей. Они могут рассуждать вслух при прочтении условий задачи или попытаются записать те данные, что им даны.
Вне классной деятельности интересы ребенка могут быть самыми разными, такие дети достаточно активны. Особенность задержки психического развития также в том, что ребенок может отдавать предпочтение спокойным видам деятельности, включая дизайн и рисование. Но всё же большинство детей более активны, любят игры, где нужно активно действовать физически.
Дети с ЗПР любят посещать кинотеатры, театры, ходить на экскурсии. Иногда это сильно впечатляет их. У части детей могут быть проблемы с чувством ритма, координацией и ловкостью, но они всё равно любят активные игры и физическую культуру. И постепенно дети вместе с педагогом исправляют свои недостатки, что явно выделяет их на фоне деток с умственной отсталостью.
Если детям поручают уборку помещения или уход за животными или растениями, то они исполнительны и аккуратны. Но даже такие виды деятельности должны исключать длительное напряжение и концентрацию. Дети с ЗПР с удовольствием принимают участие в самодеятельности, где проявляют свои интересы и склонности. Доверие взрослых ценно для деток с задержкой развития психики. Но срывы часто неконтролируемы. После них ребенок может долгое время находиться в подавленном состоянии.
Неопытные педагоги, судя по особенностям поведения таких детей, могут решить, что те способны обучаться в обычных школах. Но изучение детей с такими особенностями педагогами и психологами показывает, что детям с ЗПР нужны отдельные школы или классы. Требования, методы обучения и содержание учебного материала обычной школы для таких детей не подходят.
Период, когда дети с ЗПР могут эффективно учиться, очень недолгий. В основном это 15-20 минут, а потом они устают, и уже не могут решать задачи или усваивать текст. Внимание после этого периода нарушается, действия становятся импульсивными. Когда наступает период усталости, ребенок плохо систематизирует знания, усваивает их кусочками. После этого ребенок теряет уверенность в собственных силах. Резко утомляются больные с ЗПР после тяжелых задач. Они готовы выполнять в основном механическую работу, в которой интеллектуальные способности не нужны. Они могут делать простые изделия, заполнять формы, копировать образцы и пр. С одного вида деятельности на другой детям с задержкой психического развития переключиться тяжело.
Особенности задержки психического развития у 7-8-летних детей:
Что касается последнего пункта, ребенок может заставлять слабых выполнять за него сложную работу, может командовать другими, проявлять риск в поведении, рассказывать о поступках, которые он на самом деле не делал. Ребенок с ЗПР тяжело воспринимает необоснованные обвинения, ему тяжело успокоиться после таких конфликтов. Если воспитатель будет игнорировать негативные поступки ребенка, то они могут стать стойкими чертами личности.