Дебильность |
|
Дебильность — легкая форма умственной отсталости, при которой человек практически не способен абстрактно мыслить и обобщать информацию, но при этом моторика тела находится на развитом уровне. Больные с дебильностью не могут строить самостоятельно сложные умозаключения, у них мышление развито только в наглядно-образном плане.
При дебильности больные легко внушаемы, то есть посторонние люди могут без особых усилий воздействовать на их психику и понимание определенных ситуаций. Больные характеризуются также отсутствием инциативности, волевые и нравственные качества практически не развиты или развиты слабо, не находят внутренних связей между событиями и предметами и т. д.
При диагнозе дебильности необходима терапия и специфичный образ жизни:
Дебильность — легчайшая степень олигофрении, включая имбецильность и идиотию. У ребенка с данным диагнозом снижен интеллект. Случаи дебильности — это 75 процентов всех случаев умственной отсталости. Также данный диагноз называется в медицинской литературе умственной субнормальностью и легкой олигофренией.
Дебильность дифференцируют при диагностике с пограничным интеллектом, который становится следствие замедленного психического развития ребенка. В основе последнего названного состояния могут лежать такие причины:
Выше перечисленные факторы влияют на умственное развитие малыша, которое уже не может быть полноценным. Познавательные возможности такого ребенка в большей или меньшей степени ограничены.
Основные причины рассматриваемой патологии:
- цитомегалия беременной
- корь у будущей матери
- токсоплазмоз при беременности
- краснуха, перенесенная беременной женщиной
- табакокурение
- употребление алкоголя
- наркомания
Классификация учитывает степень психических и интеллектуальных способностей больного. По тяжести дебильность бывает таких степеней:
Виды дебильности по доминирующим проявлениям (симптомам):
Как уже было отмечено, при дебильности человек не может овладеть сложными понятиями, не способен обобщать информацию и не владеет абстрактным мышлением, в отличие от здоровых людей. Дебилы имеют наглядно-образный тип мышления. Больные не способны вникнуть в суть ситуации, они понимают ее только по внешним явным признакам.
Если ребенку показать изображения, он их поймет. Но определить связь между ними не сможет. Дети с дебильностью не способны сравнивать предметы по их качествам. Также может быть недоразвитая речь (общее или фонетико-фонематическое недоразвитие речи).
Характеристики речи и умственного развития при дебильности:
Дебильность не исключает уникальных талантов. Например, в редких случаях ребенок очень красиво рисует или поет, умеет умножать в уме большие числа или имеет прекрасную механическую память. Но такие случаи встречаются не так уж часто. Познавательная потребность детей с дебильностью сильно ограничена. То есть они практически не нуждаются в новой информации. Волевые, нравственные и эстетические свойства их развиты на минимальном уровне. Потому о полноценном мировоззрении в случаях с дебильностью говорить нельзя. Своих собственных суждений дети с таким диагнозом не имеют.
Дебилы склоны подражать другим, копируя их привычки, походку, поступки и речь. Чужие взгляды они принимают за свои. Иногда из-за легкой внушаемости дебилы идут на преступления, навязанные чьим-то злым умыслом. Характер таких детей добродушный и ласковый. Но в части случаев наблюдается и противоположное: они злые агрессивные, могут мстить и причинять боль. Вероятно усиление примитивных влечений в части случаев, включая сексуальное.
Дебильность подозревают в большинстве случаев после начала школьного обучения. Ребенка должны наблюдать психолог или психиатр и невролог. Если есть явные нарушения речи, необходима консультация квалифицированного логопеда. Для постановки диагноза проводят психометрию, эксперименты по классификации изображений, тесты с применением сюжетных картинок. Коэффициент интеллектуальных способностей ребенка может быть в границах 69-40%.
Что касается неврологического статуса, у дебилов нет патологических отклонений. Нарушения моторики также не фиксируют. Мимика чуть менее выразительна, чем у здоровых людей. Вероятно ограничение мелких дифференцированных движений. Чтобы оценить состояние центральной нервной системы у детей с рассматриваемым диагнозом, применяют такие методы:
Как уже было отмечено, следует профести дифдиагностику с пограничной умственной отсталостью, при которой умственный потенциал находится в пределах нормы. Также следует отличать болезнь от снижения интеллекта, которое является проявлением эпилепсии у маленьких детей или шизофрении.
Ребенок с дебильностью становится на учет к психоневрологу. Если данный диагноз является последствием эндокринопатии, ребенок также должен наблюдаться у специалиста в сфере эндокринологии. Если есть определенная причина, которая спровоцировала рассматриваемую болезнь, то не обойтись без специфического лечения.
Если у ребенка врожденный сифилис или токсоплазмоз, в таких случаях врач приписывает этиотропные средства. В случаях с ферментопатией больной должен строго придерживаться диеты, которую назначит врач. Может быть обнаружена эндокринопатия; в таких случаях актуальна терапия гормональными препаратами.
Также терапия может включать симптоматические средства:
Если есть повышенная утомляемость и астения, больному назначаются пемолин или амфетамин — лекарства, которые стимулируют психическую сферу. Если ребенок чрезмерно эмоционально возбудим, ему врач может приписать аминазин, галоперидол или элениум.
Помимо выше названных аптечных препаратов, также нужна корригирующая терапия, включающая методики таких направлений:
Это лечение нужно, чтобы ребенок лучше учился и вел себя, чтобы оказать ему психологическую поддержку. Для детей дошкольного и школьного возраста данная терапия нужна, чтобы обрести умения и навыки, которые нужны как для бытовой, так и для профессиональной деятельности, в которой ребенок будет принимать участие сам, без чьей-то поддержки.
Логопелическая терапия (по показаниям) может включать:
Этим вопросом занимаются специалисты таких сфер:
Цель должна заключаться не только в приспособлении дебилов к жизни в современном обществе, но и в профилактике вовлечения их в преступный мир, где злоумышленники могут применять в антизаконных целях послушание и внушаемость людей с дебильностью.
Для социальной адаптации больного дебильностью человека важно правильно организовать его быт, обучение и труд. Дети учатся в специализированных школах, где созданы специальные условия для больных с ограниченными умственным возможностям. По окончанию школы они могут овладеть некоторыми навыками, не требующими особой интеллектуальной нагрузки. Потому больные дебильностью могут выполнять работу, где не нужна самостоятельности, инициатива и постоянное переключение внимания. Дебилы могут также создавать семьи во взрослом возрасте.