Эхолалия |
|
Эхолалия — речевое поведение, которое может быть как этапом развития ребенка, так и симптомом патологии, и которое характеризуется повторением ребенком тех слов и звуков, которые он слышит. Малыши повторяют речь родителей, слова услышанной песни и пр.
Эхолалия в части случаев — всего лишь этап развития речи, как и, например, перестановка местоимений. Рано или поздно дети «играют в эхо», в основном это ранний возраст. У детей с аутизмом хорошая память, развито механическое запоминание. Их эхолалия характеризуется как сложная. Ниже будут рассмотрены эхолалии именно у аутистов.
Виды эхолалии:
При немедленной ребенок повторяет то, что услышал несколько секунд назад. При отсроченной эхолалии он повторяет то, что услышал час или день назад.
Первая из возможных функций рассматриваемого речевого поведения — заполнение паузы. У детей формируется понятие, что разговор — это обмен фразами, между которыми есть определенные паузы. Они хотят принимать участие в беседе, но пока не понимают, как это правильно сделать. И, когда приходит их очередь говорить (или они думают, что очередь приходит), дети повторяют услышанную фразу (одну из услышанных).
Вторая функция повтора фраз — выражение согласия. Часть детей редко слышит именно согласие, а не слово «нет». Если ребенок не может выразить согласие по каким-то причинам, вместо ответа «да» на какой-то вопрос он может повторить фразу.
Третья возможная функция эхолалии у детей — название окружающих явлений и предметов. В таких случаях дети повторяют звуки, которые имеют связь с конкретными объектами. Со временем они учатся распознавать в речи отдельные слова или слоги, которые можно сочетать, чтобы они обрели смысл. Эхолалия может появиться на ранней стадии называния предметов, когда ребенок уже может повторить длинную комбинацию звуков, но еще не может вычленять составные части языка и их смысл.
Четвертая причина или функция повторяющейся речи это успокоение. Аутичные дети предпочитают однообразие, они консервативны. Такое поведение дает им чувство защищенности. Хорошо известные ему слова малыш повторяет, когда чувствует необходимость успокоиться. Это его способ снять нервное напряжение.
Пятая функция эхолалии у детей — получение необходимой стимуляции. Это вид стимминга (самостимулирующего поведения). Повторение слова или слога снова и снова может вызывать у ребенка приятные ощущения. Повторение услышанного может иметь причиной тренировку. Ребенок учит новые слова и звуки, ему нравится, как его губы и зубы чувствуют себя во время произношения. Он может как бы хвастаться словами, которые знает, перед окружающими. Следующая возможная причина/функция повторения речи — получение позитивных эмоций, веселье. Всё таки существуют смешные слова. Детям нравится также слушать свой голос.
Следующая вероятная причина — понимание чужой речи. Для детей даже родной язык звучит поначалу как иностранный. Мозгу пока что сложно среди звуков вычленить слова, несущие определенный смысл. Ребенку нужно время, чтобы понять, что ему сказали. И потому он повторяет слова и предложения, чтобы лучше понять смысл сказанного, как бы расшифровывает выражения. Часть детей повторяют слова про себя, а часть произносят вслух.
Эхолалия может помогать вспоминать прошлое и давать определение настоящему. ситуация может быть подсказкой для определенного алгоритма, который заложен в памяти. Например, ребенка сажают кушать под один и тот же мультик. В будущем он садясь кушать (даже если мультик не включили) или когда хочет кушать, будет повторять фразы героев.
Приходя из детского сада, ребенок может повторять услышанные там фразы. Таким образом, он вам рассказывает, что с ним произошло за день, что он переживал. По каким-то причинам он не может сформулировать логические конструкции, облечь мысли в слова. Потому он передает эмоции теми фразами, которые отложились в его мозгу.
Следующая функция эхолалии — поделиться чувствами. Ребенок может переживать нечто, что пока что не может облечь в слова. Это особенно тяжело с эмоциями и чувствами. Дети могут использовать готовые, услышанные ими ранее выражения, которые, как они считают, передают такой смысл или эмоцию, которую они хотят выразить.
Прежде чем лечить эхолалию, нужно знать, что это состояние имеет причины и цель. Повторение у малышей не является бездумным. Не всегда нужно бросаться искоренять такое поведение ребенка. Эхолалия может быть способом выражения малыша. Тогда не нужно его останавливаться. Игнорировать также не стоит. Таким образом вы игнорируете попытку коммуникации своего ребенка. Отсутствие игнора позволит вам развить речь ребенка, поощрить развитие его коммуникационных навыков.
Чтобы понять причину эхолалии, задумайтесь над ритмом и тоном сказанного ребенком. Ищите источник эхо. Обращайте внимание и на другие особенности поведения. Малыш может быть взбудоражен. В таких случаях, вероятно, что при помощи повторения услышанного он хочет успокоить свою нервную систему.
Эхолалию можно использовать как способ общения с малышом. Если вы знаете, что и как будет повторять ребенок в той или иной ситуации, вы можете также говорить фразы по-очереди с ним. Получится своеобразный разговор. Ни в коем случае не перебивайте малыша. Если же ваши повторения вызывают у него агрессию или недовольство, стоит отказаться от данного метода.
В заученной ребенком фразе или нескольких фразах вы можете менять слова. Также можно показать малышу, как одно и то же выражение может быть использовано в разных ситуациях. Ребенка с эхолалией также нужно обеспечить разными новыми фразами. Например, когда даете ребенку ужин, говорите «Я хочу поужинать». Когда вы поймете, в чем причина повторения определенной фразы или группы слов, вы сможете обучить ребенка подходящим фразам, чтобы он адекватно коммуницировал с окружающими в будущем.
Ребенок может вас запутать. Часто фразы повторяются малышом с теми же интонациями, которые он услышал. И потому их можно принять за осмысленную речь (будто эти слова он сам сформулировал). Например, бывают случаи, когда вы ведете с ребенком беседу, а потом он начинает злиться. А причина в том, что вы вели всё это время диалог из просмотренного им фильма, а потом вы произнесли какую-то фразу, которой в том сценарии не было. Если во время разговора ребенок злится непонятно почему, попробуйте «отмотать» диалог назад, чтобы понять, это заученный сценарий или осмысленный разговор.
У аутистов, которые склонны к эхолалии, часто бывают истерики. Родители могут, к примеру, спрашивать: что ты хочешь, кукурузу или кабачки? И дети часто повторяют последнее услышанное слово. Когда им дают кабачки, дети начинают истерику. Причина в том, что на самом деле они хотели кукурузу, а ответ «кабачки» был проявлением эхолалии. Ребенок дал ответ еще до того, как осознал, какие именно варианты ему предложены. Карточки с картинками или PECS дают возможность предупредить истерику. Благодаря им, ребенок выбирает, что он хочет.