Шизофазия |
|
Шизофазия — сбивчивая многоречивость, речь, которая несется сплошным потоком, слова подменяются на неуместные по смыслу, фразы характеризуются незаконченностью. Термин был предложен Э. Крепелиным в 1913 году. Исследователь выделял шизофазию как самостоятельную форму рано возникшего слабоумия.
У людей с шизофазией в речи есть лексические новообразования, так называемые глоссолалии. Члены предложения могут быть между собой несогласованны, значения слов размыты. Речь пациентов с шизофазией можно охарактеризовать так:
Тяжелая форма шизофазии может характеризоваться ритмичным повторение или «нанизываением» слов, которые имеют похожее произношение. Характерно для рассматриваемого состояние такое явление как глоссомания. Создается впечатление, что пациент говорит на языке, который не существует (или неизвестен врачу). Может отмечаться жаргонафазия (человек говорит не имеющими логической связи словами и словосочетаниями, иногда слогами).
Не смотря на то, что речь пациента странная и несвязная, они понимают то, что им говорят. Поведение характеризуется как рассудительное. Общая активность сохранена, пациенты могут работать (трудиться). Крепелиновское же, распространенное ранее, понятие, говорит о том, что раннее слабоумие характеризуется распадом личности, скудностью ума пациента. В следующих своих трудах у этого исследователя шизофазия не фигурирует как форма слабоумия.
Исследователь Блейлер Э. не считал шизофазию расстройством из ряда шизофрении. Он в 1920 году писал, что речь больных шизофазией может быть непонятной для окружающих, но при этом мысли остаются ясными, что понятно из поведения этих людей. К. Клейст, который проводил исследования в начале двадцатого века, говорил о схожести шизофазии с сенсорной афазией, как и М.С. Лебединский (в середине прошлого столетия).
Исследователь Леонгард К. делил эндогенные психозы на 4 группы. К первой группе относились фазные аффективные психозы (чистые и полиморфные), а ко второй циклоидные. При последних из названных прогноз благоприятный, если лечение не проводить нейролептиками. Приступы характеризуются идеями отношения, подозрительностью, обманами чувств и пр. Циклоидные психозы отличаются от фазных яркостью, остротой, выраженным полиморфизмом проявлений. На пике приступа у человека развивается религиозно-мистический бред, паранойя.
Леонгард утверждает, что циклоидные психозы не относятся к шизофрении. В группу несистемной шизофрении исследователь включал и шизофазию как эндогенный психоз. Несистемная шизофрения похожа на циклоидный тип психозов своей тенденцией к биполярности. Для шизофазии характерно двухполюсное течение, речь может быть как возбуждена, так и заторможена. Крайней формой последнего названного состояния является мутизм. Движения человека замедляются, лицо «пустое» и глупое.
Пациент не проявляет интереса к тому, что его окружает. Если врач задает вопрос, взгляд больного падает на него, брови морщатся как при попытке припомнить что-то. Больной может застыть с таким выражением лица на более или менее длительное время. На смену ступору может прийти словесный поток, часто путанный. Исследователем Леонгардом было предложено обозначения данной болезни термином «катафазия». Часто бывает, что в шизофазических приступах проявляется кататоническая симптоматика.
Другие неспецифические симптомы шизофазии:
Шизофазия характеризуется также дефектным состоянием. При этом манера поведения пациента уплощенно-приветливая, нет глубоких эмоциональных порывов. Если перед этим человек много говорил, его речь становится очень краткой. Но в беседу вступает все равно с охотой. Ремиссии бывают у большинства пациентов.
Среди пациентов с эндогенными психозами разного типа, которых в общем было 1465, шизофазию нашли у 11,8%. Средний возраст больных составил 29,5 лет. Мужчин болеет в 3 раза больше, чем женщин.
Наследственность при шизофазии играет более важную роль, чем при системных шизофрениях (в них в основном имеет место воздействие инфекции или токсическое воздействие на плод, акушерские ошибки и т.п.). Всё же при периодической кататонии наследственный фактор в заболеваемости прослеживается чаще. Жители городов чаще болеют шизофазией, чем жители поселков и сел. В общем среди населения случаи данного расстройства стали более частыми.
Есть внешнее сходство с проявлениями истинной речевой разорванности. Также не наблюдается симптоматика, как при органических поражениях мозга, и нет мании. Это важно учитывать при постановке диагноза. В последние годы в учебниках по психиатрии шизофазия отдельно уже не рассматривается. Ее описывают как картину шизофрении.
Блейхер в конце 20 века описывал шизофазию и крайнюю степень разорванности мышления отдельно. Но его точка зрения не была поддержана другими исследователями и авторами.
Ф.И. Случевский описал отличительный анализ шизофазии и атактического мышления в 1975 году. Под вторым термином он подразумевал шизофреническое расстройство ассоциаций (другие же авторы называли его разорванностью мышления). Шизофрения, по мнению данного автора, характеризуется такой картиной:
Он выделил особенности шизофазии, которые отличают это расстройство от других. Случевский Ф. И. писал, что шизофазия во всех случаях проявляется диалогом с мотивами высказывания. Пациент при этом находится в поиске контакта, может смечать намерение и результаты, реагируют на то, что говорит их собеседник. Они разбираются также в подтексте речи, которая к ним обращена.
Значения слов больного с шизофазией размыты, типична громоздкая логорея, грамматической логики нет. Но цель сообщения сохранена, интонации адекватны тому, о чем пациент повествует. Хотя отдельные предложения могут вызывать замешательство о собеседника, речь больного шизофазией в целом имеет смысл, который понятен врачу.
В речи пациентов с диагнозом шизофазии больше всего глаголов, междометий, ходульных выражений и вводных слов. Для глаголов типична неопределенная форма. Много фраз больной не заканчивает, они остаются оборванными. Склонения и падежи больной шизофазией путает. Эти факты говорят об автоматическом, непроизвольном характере шизофазии. Больной не может повторить ту конструкцию, которую он только что произнес.
Шизофазия НЕ характеризуется такими явлениями:
Действия больного не имеют связи со смыслом их речей. Эмоциональное реагирование постепенно становится всё более бедным, но отвечает ситуациям, в которых пациент находится. Также со временем развивается интеллектуальная недостаточность, может быть даже органическая деменция.
От атактического мышления шизофазию отличает непостоянство речевых расстройств. Когда больной эмоционально напряжен, речевые расстройства более ярко выражены или, наоборот, минимизируются или пропадают. Атактическое мышление в этом плане полностью противоположно. При шизофазии речевые связи нарушаются, потому что доступ к лексике у больного затруднен. У него в голове всплывают ассоциации не только по смыслу слов, но и по сходному звучанию. Это является причиной парафазий, что не касается неологизмов.
Случевский Ф.И. наблюдал шизофазию как проявление или последствие таких заболеваний:
А.С. Шмарьян в середине 20 века описывал шизофазию, которую диагностировали при поражениях височных долей головного мозга человека. Ф.Ф. Детенгоф чуть позже наблюдал шизофазию как проявление хронического эпидемического энцефалита Экономо. О случаях шизофазии при поражениях коры левого полушария говорил такой исследователь как Гуревич М.О.
Атактическое мышление характерно для пациентов, у которых отмечается поражение стриарных и лобных участков головного мозга. Это подтверждено не раз исследованиями. Есть мнение, что иногда шизофазия возникает от нарушения прохождения нервных импульсов в ассоциативных волокнах дугообразного пучка, который связывает зону Вернике с зоной Брока. Случевский утверждает, что шизофазия является неспецифическим синдромом, потому что может быть вызвана огромным рядом причин, а не какими-то определенными.