Заболевания беременных (эндокринные, аутоиммунные) |
|
Ведение пациенток с заболеваниями щитовидной железы во время беременности изменяется в связи с ростом объема распределения медикаментозных препаратов, увеличением уровня циркулирующего глобулина вследствие эстрогенной стимуляции активности печеночных энзимов. В связи с ростом метаболических потребностей при беременности уровни ТТГ и свободного Т4 обычно уменьшаются в течение первых 6-8 нед гестации.
При прогрессировании беременности увеличение содержания эстрогенов приводит к росту тиреосвязующего глобулина, связывающего около 70% Т3 и Т4, но содержание свободных Т3 и Т4 не изменяется.
Показания к оценке состояния щитовидной железы во время беременности включают применение беременной тиреоидных гормонов, наличие аутоиммунного тиреоидита в семейном анамнезе, зоб; облучения щитовидной железы в анамнезе; сахарный диабет и пр.
Частота гипертиреоидизма при беременности составляет 1: 2000 беременностей. Причинами гипертиреоидизма при беременности могут быть:
Наиболее частой причиной гипертиреоидизма является болезнь Грейвса (диффузный токсический зоб, Базедова болезнь). При этом заболевании гипертиреоидизм возникает вторично, вследствие способности антитиреоидных аутоантител стимулировать синтез тироксина. Клиническая картина заболевания у матери включает потерю массы тела, тахикардию, зябкость, глазные симптомы (экзофтальм). При лабораторном исследовании обнаруживают высокие уровни Т3 и Т4 и низкий ТТГ. При отсутствии лечения гипертиреоидизм матери сопровождается ростом риска преэклампсии и застойной сердечной недостаточности.
Тиреоидстимулирующие антитела переходят через плаценту и стимулируют щитовидную железу плода. Осложнения для плода включают развитие зоба и экзофтальма, ЗВУР, недоношенность, генерализованную аутоиммунную реакцию с лимфоидной гипертрофией и тромбоцитопенией; внутриматочную смерть плода.
Ведение беременности. Радионуклидное исследование функции щитовидной железы при беременности не проводят в связи с опасностью развития гипотиреоидизма у плода (радиоактивный йод переходит через плаценту и концентрируется в щитовидной железе плода после 10 нед гестации).
Такие пациентки в течение беременности продолжают принимать пропилтиоурацил (препарат выбора) или метимазол, которые уменьшают продукцию свободного Т4. Определяют уровень тиреоидстимулирующего иммуноглобулина. При увеличении его продукции возрастает риск развития зоба и ЗВУР у плода. В течение беременности необходимо поддерживать нормальный уровень ТТГ в сыворотке крови. Бета-блокаторы (пропранолол) могут уменьшать симптомы тиреотоксикоза. Отсутствие эффекта от медикаментозной терапии может быть показанием к субтотальной тиреоидэктомии.
Течение болезни Грейвса во время первой половины беременности может ухудшаться, во II половине и послеродовом периоде обычно имеется ремиссия, что связывают с некоторой иммуносупрессией при беременности. Кормление грудью не противопоказано, так как количество пропилтиоурацила в молоке низкое и не может вызывать гипотиреоидизм у плода.
Тиреоидные кризисы являются жизненно опасным осложнением и характеризуются гиперметаболическим состоянием, лихорадкой, изменениями ментального статуса; он чаще встречается у женщин с некорегированным заболеванием. Криз может развиваться во время родов или кесарева сечения, нередко в связи с дородовой или послеродовой инфекцией. Тиреоидный кризис может наблюдаться при гестационной трофоболастичний болезни.
Лечение тиреоидного криза заключается в нормализации температуры тела, гемодинамики, проведении регидратации, назначении тионамиды, пропилтиоурацила, бета-блокаторов, стероидов, препаратов йода с целью блокады высвобождения тиреоидных гормонов, а также лечении сопутствующей инфекции, анемии и гипертензии.
Феохромоцитома — опухоль коры надпочечников — является редким, но опасным заболеванием при беременности. Материнская смертность может достигать 50% случаев. Диагностика базируется на выявлении тяжелой гипертензии матери с ранних сроков беременности и подтверждается данными компьютерной и магнитно-резонансной томографии. Иногда возникает необходимость в хирургическом лечении — удалении опухоли.
Несахарный диабет при беременности является редким и не оказывает существенного влияния на течение гестационного периода.
В норме иммунная система является способной отличить свои собственные ткани от других тканей и защищает организм от чужеродных патогенов. Расстройства этого баланса приводят к продукции аутоантител и развитию аутоиммунных заболеваний. Аутоантитела могут быть органо и органонеспецифичные. Образцом органо аутоантител являются антитиреоидные антитела и антитела против гладкомышечной ткани.
Органонеспецифичные антитела представлены антифосфолипидными антителами (антикардиолипиновые антитела (АСА), волчаночный антикоагулянт, антиядерные антитела и антигистоные антитела.
Волчаночный антикоагулянт и антикардиолипиновые антитела — это неспецифические антифосфолипидные антитела, которые связываются с отрицательно заряженными фосфолипидами клеточных мембран во всех клетках организма. Антикардиолипиновые антитела и волчаночный антикоагулянт ассоциируются с тромбозами и неблагоприятными исходами беременности. Бета2-гликопротеин I (Р2-гликопротеин I) - гликопротеин плазмы крови, который усиливает связывание антифосфолипидных антител с мембранными фосфолипидами.
Диагноз антифосфолипидного синдрома базируется на наличии хотя бы одного клинического критерия и хотя бы одного лабораторного критерия.
Акушерские показания для тестирования на наличие антифосфолипидных антител включают следующие состояния:
1) необъяснимая смерть плода или мертворождение;
2) привычное невынашивание беременности (три или более самопроизвольных аборта при не более чем одних родах живым плодом);
3) необъяснимая смерть плода во II или III триместре беременности;
4) тяжелая преэклампсия / эклампсия до 34 нед гестации;
5) тяжелая ЗВУР плода или другие симптомы тяжелой плацентарной недостаточности во II или на начале III триместра беременности.
Неакушерские показания для проведения скрининга на наличие антифосфолипидных антител включают следующие осложнения:
1) нетравматический тромбоз или венозная / артериальная тромбоэмболия;
2) инфаркт или инсульт в возрасте менее 50-55 лет;
3) аутоиммунная тромбоцитопения;
4) гемолитическая анемия;
5) системная красная волчанка;
6) ложноположительные реакции на сифилис и др.
Традиционное лечение АФС при беременности заключается в назначении преднизолона, гепарина и низких доз аспирина. Современные рекомендации включают профилактическое введение гепарина под кожу в раздельных дозах и аспирин (60-75 мг / день) для тех пациенток, которые имели в анамнезе смерть плода или привычное невынашивание беременности. Беременные с тромбозами в анамнезе получают терапевтические дозы гепарина. При отсутствии в анамнезе тромбозов и невынашивания беременности, возможно, целесообразно назначение низкомолекулярного гепарина.
Системная красная волчанка (СКВ) — это мультисистемный аутоиммунное заболевание, которое сопровождается поражением тканей и клеток аутоантитела и иммунными комплексами. Некоторые медикаменты (гидралазин, метилдопа, прокаинамид) могут вызывать вовчаковоподибний синдром. После исключения медикаментозно индуцированного волчанкоподобного синдрома, диагноз СКВ базируется на наличии не менее 4 из 11 критериев:
Системная красная волчанка, как и другие аутоиммунные болезни, обычно осложняется во время беременности. Особенно опасной является наличие у таких пациенток сопутствующей гипертензии и хронических заболеваний почек, что увеличивает риск преэклампсии, ЗВУР и преждевременного родоразрешения. Течение системной красной волчанки при беременности характеризуется так называемым «правилом 1/3»: в 1/3 случаев улучшается, в 1/3 случаев не меняется и в 1/3 состояние пациенток ухудшается.
Улучшение течения заболевания наблюдается у пациенток без признаков обострения непосредственно перед наступлением беременности. Прием аспирина и кортикостероидов во время беременности продолжают, тогда как циклофосфамида и метотрексата —медленное.
Ранние осложнения беременности у пациенток с системной красной волчанкой включают самопроизвольные аборты в I и II триместре гестации вследствие плацентарного тромбоза. Повторные выкидыши во II триместре гестации являются патогномоничными для АФС и происходят в период между 18 и 20-й неделями гестации; плод имеет признаки симметричной формы ЗВУР. С целью профилактики тромбоза плацентарных сосудов и выкидышей рекомендуют низкие дозы аспирина, гепарин и кортикостероиды.
Поздние осложнения беременности также могут быть обусловлены плацентарным тромбозом и включают ЗВУР и внутриутробную смерть плода. С целью профилактики тяжелых осложнений для плода антенатальная оценка его состояния начинают не позднее чем в 32 нед беременности. С целью уменьшения риска тромбоза применяют гепарин под кожу или низкие дозы аспирина. Но, несмотря на профилактику, риск тромбоза остается выше, чем в общей популяции. У пациенток с системной красной волчанкой и синдромом антифосфолипидных антител также риск преэклампсии.
Дифференциальная диагностика обострения СКВ и преэклампсии у пациенток с системной красной волчанкой может быть затруднительной. Оба эти заболевания сопровождаются циркуляцией комплексов антиген-антитело или тканеспецифическими антителами, которые вызывают повреждения мембран эндотелия сосудов и васкулит.
Дифференциальный диагноз основывается на определении уровня комплемента. Так, у пациенток с СКВ уровень С3 и С4 является уменьшенным, тогда как у пациенток с преэклампсией он не выходит за пределы нормальных значений. Дифференциальный диагноз этих двух состояний является очень важным, так как влияет на врачебную тактику. Атака СКВ требует увеличения дозы кортикостероидов и, в тяжелом случае, циклофосфамида, тогда как тяжелая преэклампсия — срочного родоразрешения.
Влияние на новорожденного характеризуется так называемым «волчаночным синдромом», или «люпус-синдромом». Комплексы антиген-антитело переходят через плаценту от матери к плоду и вызывают атаку системной красной волчанки у новорожденного. Неонатальная системная красная волчанка может проявляться также аномалиями печени и системы крови. Другой особенностью является необратимая врожденная блокада сердца. Пациентки с СКВ могут продуцировать специфические антитела, так называемые анти-Ко и анти-антитела, которые являются тканеспецифическими к проводящей системе сердца плода.
Анти-Ко-антитела считают более ответственными за развитие врожденной сердечной блокады плода, которая наблюдается в 1 из 20 случаев присутствия этих антител. Скрининг на присутствие этих антител выполняют пациенткам с аутоиммунными болезнями при первом антенатальном визите. При наличии этих антител врачебная тактика может включать применение кортикостероидов, плазмафереза и введение нормального иммуноглобулина человека, хотя эффективность этих средств сомнительна. Блокада сердца может потребовать введения пейсмекера в постнатальном периоде.
Ревматоидный артрит — хроническое мультисистемное заболевание, характеризующееся персистирующим воспалительным синовитом симметричных периферических суставов. Синовит вызывает деструкцию хряща и эрозию кости, что приводит к деформации суставов. У женщин это заболевание встречается чаще, чем у мужчин, частота его увеличивается с возрастом.
Течение ревматоидного артрита при беременности обычно улучшается, возможно, вследствие роста циркулирующего уровня кортизола. В случае необходимости лечения применяют кортикостероиды и анальгетики, а также парацетамол, аспирин, пеницилламин и иммуносупрессоры (азатиоприн).
Миастения характеризуется уменьшением количества ацетилхолиновых рецепторов в нервно-мышечных соединениях, что приводит к слабости и усталости мышц. Мышечная слабость обычно начинается с мышц головы и лица (птоз, диплопия, нарушение речи, глотания). Позже заболевания генерализируется на мышцы туловища.
Течение миастении при беременности может быть вариабельным. Лечение проводится так же, как у небеременных, и включает ингибиторы ацетилхолинэстеразы и иммуносупрессоры (глюкокортикоиды, азатиоприн), тимэктомия и плазмаферез.
В родах применяют региональную анестезию. Миорелаксанты, магния сульфат является противопоказанными (могут вызывать миастенический криз). В течение II периода родов возрастает частота асистированного (оперативного) влагалищного родоразрешения.
Неонатальная миастения — транзиторное состояние, встречается у 10-15% новорожденных от матерей с миастенией. У новорожденных наблюдается слабый крик, затрудненное дыхание, слабые движения. Симптом обычно регрессирует в течение 72 ч после родов. Лечение новорожденных, в случае необходимости, заключается в назначении антихолинэстеразных препаратов.
Рассеянный склероз — аутоиммунное демиелинизирующее заболевание, наблюдается с частотой 1: 2000 беременных. В послеродовом периоде имеется ухудшение течения заболевания. Риск рассеянного склероза у новорожденных составляет 3% по сравнению с 0,1-0,5% в общей популяции.
Идиопатическая тромбоцитопеническая пурпура (ИТП) или аутоиммунная тромбоцитопения — аутоиммунное заболевание, характеризующееся присутствием ИДС-антител к тромбоцитарных антигенов. Эти иммунные комплексы затем секвестрируются и разрушают органы ретикулоэндотелиальной системы, особенно селезенку. Течение беременности это заболевание увеличивает риск послеродовых кровотечений у матери и, в результате прохождения ИДС-антител через плаценту, тромбоцитопении у плода.
Диагноз ИТР определяется методом исключения и дифференцируется с лабораторной ошибкой, системной красной волчанкой, антифосфолипидным синдромом, ВИЧ-инфекцией, ятрогенной (медикаментозно индуцированной) тромбоцитопенией, тромбоцитопенической пурпурой и диссеминированной внутрисосудистой коагуляцией, преэклампсией и гестационной тромбоцитопенией (доброкачественное состояние, характеризующееся уменьшением количества тромбоцитов <80000 в 1 мл крови и не оказывает неблагоприятных эффектов на мать и плод). Большинство женщин с ИТР в анамнезе кровоточивость и меноррагии. Для подтверждения диагноза может потребоваться биопсия костного мозга.
Целью ведения беременности у пациенток с ИТП является минимизация риска кровотечения. Если количество тромбоцитов у матери> 50 000 в 1 мл крови, лечения не проводят. При уменьшении количества тромбоцитов <50 000 в 1 мл крови во II триместре начинают лечение преднизолоном. При рефрактерности к преднизолону используют внутривенное введение нормального иммуноглобулина человека. При развитии кровотечения выполняют инфузию тромбоцитов. Введенные тромбоциты быстро разрушаются вследствие присутствия антитромбоцитарных антител.
Спленэктомия приводит к ремиссии заболевания в 80% случаев и может быть выполнена при беременности в случае неэффективности кортикостероидов и иммуноглобулина.
Риск для плода при ИТП матери состоит в возможности внутричерепных кровоизлияний (в 1% случаев). Материнские ИДС-антитромбоцитарные антитела проходят через плацентарный барьер и могут вызывать тромбоцитопению у плода. Влагалищные роды позволяют проводить при количестве тромбоцитов у плода> 50 000 в 1 мл крови. Количество плодовых тромбоцитов исследуют в крови, взятой из кожи головки плода или сосудов пупочного канатика при кордоцентезе.