Кто, когда и для чего изобрел LSD? Какое действие он оказывает на психику? Злоупотребление ЛСД. Привыкание. |
|
Термин "психоделики" был введен Хамари Осмондом для характеристики галлюциногенов. Своим определением Х. Осмонд подчеркнул, что это группа психоактивных веществ вызывает не только галлюцинации, но и является "средством расширения сознания", т.е. вызывает измененное состояние сознания.
Из всех психоделиков ЛСД-25 вызывает наибольшее любопытство и интерес у подростков и является поэтому наиболее популярным в молодежной среде. Галлюциногены типа ЛСД являются производными лизергиновой кислоты и относятся к группе серотонинергических галлюциногенов.
ЛСД-25 - 25-е химическое соединение диэтиламида лизергиновой кислоты, синтезированной в 1938 г. швейцарским фармацевтом (фирма "Сандоз") Альбертом Хофманом. Изучение фармакологических свойств этого препарата было вскоре прекращено из-за его высокой токсичности. |
Однако в 1943 г. А.Хофман продолжил исследование химических особенностей этого вещества и неожиданно для себя первым испытал действие ЛСД. Это произошло по неосторожности экспериментатора, поскольку ЛСД оказывает свое психоактивное действие на человека в ничтожно малых количествах; 20-50 мкг, принятых внутрь, вызывают специфическое изменение психической деятельности. ЛСД не имеет ни цвета, ни запаха, и из 1 г вещества можно получить 20 000 доз по 50 мкг, что делает его удобным и выгодным для черного рынка.
ЛСД относится к наркотическим средствам, запрещенным к производству для применения на людях, и в силу своей токсичности не подлежит включению в рецептурные справочники и учебные пособия во всех странах мира. Но этот запрет в разных странах происходил в разные годы. В Америке, США, Великобритании и некоторых странах Западной Европы ЛСД был запрещен в конце 60-х - начале 70-х годов.
В конце 50-х годов фирма "Сандоз" стала распространять ЛСД среди психиатров и психологов для использования с целью лечения. Однако вскоре выяснилось, что применение ЛСД усугубляет в последующем нервные и психические расстройства.
Вскоре ЛСД вышел за границы медицинских экспериментов, когда некоторые психиатры стали опробовать это средство на себе, чтобы понять те переживания (галлюцинаторные, бредовые, страхи), которые испытывают их больные. ЛСД в США принимали актеры, писатели, ученые, студенты. Гарвардский профессор Тимоти Лири, считая, что этот галлюциноген обладает психической и духовной ценностью, сам принимал ЛСД и пропагандировал его применение среди студенчества, устраивал "кислотные" вечеринки с ЛСД, за что вскоре был изгнан из университета. "Тимоти Лири, торгуя расширением сознания, не обращал внимания на жестокую действительность, которая поджидала принимающих ЛСД, и возникло целое поколение молодых, искалеченных на всю жизнь душевно и психически" - писал Гюнтер С.Томпсон.
В период пребывания Р.Хелмса в должности директора ЦРУ управление проводило массовую нелегальную кампанию против антивоенного движения (Вьетнам) и других диссидентских элементов США; в ряды студенчества, диссидентов "забрасывались" наркотики, в том числе и ЛСД, что привело к противоборству, противостоянию в движении и к его распаду.
По мнению M.A.Lee, B.Shlain (1985), ЛСД - товар, разрушающий любую социальную машину, через которую он проходит.
Из исследований известно, что ЛСД и ему подобные вещества в самых малых дозах изменяют активность систем мозга, связанных с серотонином. ЛСД по химическому строению относится к индолалкиламину; такое же химическое строение имеет натуральное вещество серотонин. Считается, что ЛСД имитирует серотонин и поэтому активизирует серотониновые рецепторы мозга. Серотонин - один из важных нейромедиа-торов, найденных в мозге, играет важную роль в регуляции сна, эмоций, настроения.
ЛСД производится в подпольных лабораториях различных стран, легко разводится жидкостью, после чего раствором наркотика пропитывают листки пористой бумаги, в том числе марки, таблетки, желатиновые пластинки, кубики сахара; иногда препарат растворяют в напитках. |
Не дали положительных результатов исследования ЛСД в области лечения больных шизофренией, депрессией и алкоголизмом. Терапия с применением ЛСД была подвергнута критике, так как сомнительные успехи на данный момент перечеркивались отдаленными и не очень признаками ухудшения состояния, когда к имеющимся заболеваниям прибавлялись органическое поражение мозга, необратимые вегетососудистые нарушения и др.
Употребление наркотиков среди подростков развивается по предсказуемой схеме. Если подросток употребляет один наркотик, весьма вероятно, что он будет употреблять другие наркотики. И чаще всего, начиная с конца 80-х годов, когда в нашей стране появился доступ к зарубежным психоактивным веществам, подростки предпочитали в своих сообществах, компаниях, на дискотеках применять экзотический, "безвредный", с их точки зрения, галлюциноген ЛСД-25, подвергая свое психическое здоровье серьезному риску.
ЛСД-25 прежде всего изменяет состояние сознания, искажает реальность, восприятие окружающего мира. Наблюдения показывают, что последствия употребления ЛСД-25 проявляются у подростков очень быстро. ЛСД-25 уводит их из реальной жизни, устраняет или притупляет борьбу мотивов; при этом он изменяет отношение к проблеме потребления наркотиков, так как при его применении исчезает настороженность к ним. ЛСД-25 является "воротами" к другим наркотикам, его употребление ведет к последующему использованию других психоактивных средств - чаще МДМА-экстази, затем героина. Через ЛСД-25 подростки незаметно для себя входят в наркоманическую среду.
Прием ЛСД-25 всегда сопровождается острыми психозами. Однако клиника психотических переживаний зависит от дозы, длительности приема и от личностных особенностей подростка.
Картина опьянения ЛСД.
Начальная разовая доза ЛСД-25 определяется не самим потребителем, а скорее "нелегальным продавцом", который предлагает свой товар чаще "на промокашке" или маленькой "марке" в дозе от 25 до 50 мкг (микрограмм). Средняя продажная доза около 50 мкг. Опьянение, интоксикация, вызванная ЛСД, отличаются полиморфизмом и атипичностью различных синдромов. Но тем не менее в структуре интоксикации ЛСД отчетливо прослеживаются 4 фазы.
После приема ЛСД внутрь через 15-40 мин начинают проявляться первые симптомы интоксикации. Отмечается I фаза - продромальная, которая характеризуется различными се-нестопатиями - локальными ощущениями холода или онемения, покалывания в конечностях и других частях тела, ощущением давления внутри головы, в мышцах лица, шеи, ушах. Также появляются неприятные ощущения в глазах, в полости рта, внутренний дискомфорт, иногда головокружение. Длительность I фазы составляет от 5 до 15 мин, и постепенно она переходит во II фазу - вегетативных нарушений. Появляются покраснение кожи лица, реже бледность, расширение зрачков с ослаблением реакции на свет. Учащаются пульс, дыхание, умеренно повышается артериальное давление. Возникают гипергидроз, умеренная гиперсаливация, незначительное слезотечение. С возрастанием разовой дозы ЛСД вегетативная симптоматика также увеличивается. Иногда выявляются и соматоневрологические нарушения: учащенное и болезненное мочеиспускание, атаксия с нарушением координации движений, дизартрия, повышение сухожильных рефлексов.
Через 10-20 мин к вегетативным нарушениям присоединяются психотические. Это III фаза - психопатологическая с эмоционально-аффективными нарушениями. Возникает эйфория с переживанием радости и восторга, ликования, ощущением легкости в теле, с желанием говорить, смеяться, петь и танцевать. |
Появляются многоречивость, двигательное возбуждение, ускорение течения мыслей. По самоотчетам наших пациентов и личному наблюдению у подростков возникает состояние, когда "так хорошо, что плохо". Подростки говорят об изменении самого себя, могут увидеть "уплывшие мозги, мысли", наблюдать себя со стороны в совершенно незнакомом "фантастически потустороннем" мире. Пациенты ощущают зрительные и слуховые иллюзии: изменение отдельных частей как своего тела, так и тел окружающих (они вытягиваются, принимают странную причудливую форму). Музыка в этом состоянии обретает другой ритм, звучание, краски становятся яркими, предметы окрашиваются в неестественные тона, формы предметов постоянно искажаются, меняются. Стены, плафоны и т.д. принимают также причудливые формы, могут исчезать или, наоборот, надвигаться и "давить". Иногда возникает ощущение парения или полета. Тело начинает казаться чужим, а части "отделяются" от тела, и за ними "можно наблюдать со стороны". Это состояние дереализации и деперсонализации характерно для ЛСД-психоза. В зрительных галлюцинациях иногда начинают преобладать графика, геометрические фигуры и формы или живые картинки и видения, которые то приближаются, то удаляются. Фигуры, видения могут быть веселыми и забавными или устрашающими и похожими на зверей. Тогда подростки в страхе убегают, прячутся. У некоторых подростков состояние эйфории в опьянении ЛСД меняется на подавленное с тревогой, тоскливостью и заторможенностью. Тогда все окружающее вызывает подозрительность, страх и тревогу, желание спрятаться.