Токсикомания. Клиническая картина. Привыкание. Зависимость. |
|
Употребление летучих веществ для изменения сознания практиковалось с древних времен. Дельфские пифии в культовых целях использовали естественные газы, исходившие из трещин в скалах, на которых стояли их сиденья-треножники. Вдыхание этих газов вызывало легкое, подобное трансу состояние; бессвязные речи истолковывались как пророчества. |
К середине XIX в. успехи химии дали медицине многие средства для наркоза. Хлороформ стал моден, после того как с его применением прошли легкие роды у Британской королевы Виктории. С конца XIX в. было модным употребление хлороформа, закиси азота и эфира. Хотя эти опьяняющие вещества постепенно вытеснялись кокаином и производными опия, в XX в. в ходу остались самые разные ингаляторы. В их списке можно встретить такие летучие вещества, как горючее для авиамоделей, разбавители красок, лака для обуви, средства против потливости и для расширения коронарных артерий. Это большая группа алифатических и ароматических углеродов - гексан, бензин, бензол, толуол, ксилол, ацетон, все клеи, где в качестве растворителя используются толуол или ацетон (особенно популярен клей "Момент"). Применялись пятновыводители на основе галоидированных углеводов: трихлорэтан, трихлорэтилен, герхлорэтилен, четыреххлористый углерод, галотан, фреоны. А также использовались алифатические нитраты - сердечно-сосудистые расширяющие средства и по-прежнему закись азота, эфир.
Все названные выше средства имеют 3 сходных качества:
Следует отметить, что из всех летучих растворителей наиболее токсичными, быстро вызывающими интеллектуально-мнестические нарушения при их интенсивном приеме, являются пятновыводители, толуол и этилированные бензины. Врач должен знать эти средства для того, чтобы в профилактической работе обратить внимание родителей и учителей.
Привлекательность этих веществ трудно понять тем, кто не употребляет их. Однако у детей и подростков из асоциальных групп летучие вещества и растворители являются самым первым средством, с помощью которого они вводят себя в состояние оглушения, одурманиваются.
Привлекательность для детей определяется качеством и характером опьянения. На фоне головокружения и чувства легкости в голове возникают ложные красочные ощущения и иллюзии. Опьянение, вызываемое летучими наркотически действующими веществами или гашишем, обычно описывается как сходное, но не идентичное. Чувственные, в основном зрительные представления калейдоскопически меняются. Дети это называют "смотреть мультики", отмечают, что тему мультиков можно заказывать. Эффект наступает быстро. Токсическое опьянение или возбуждение под действием летучих растворителей начинается через несколько секунд после ингаляции. Быстро поглощаясь через альвеолярную мембрану, через сеть легочных сосудов, попадая в кровь, они распространяются по всему телу. Они легко проникают сквозь гематоэнцефалический барьер и благодаря своим липофильным свойствам склонны к накоплению в мозговой ткани, вызывая грубые нарушения функций нервных клеток.
Значима и низкая стоимость такого опьянения. Многие дети и подростки, прибегающие к ингаляции, происходят из семей с низким доходом. Эти вещества могут не быть самыми предпочитаемыми, но используются чаще из экономических соображений. Кроме того, летучие наркотические действующие вещества легко доступны. Многие из этих веществ имеются даже в семьях, они всегда есть в продаже в универсамах, хозяйственных магазинах и т.д. |
Немаловажную роль играет и удобная упаковка, которую легко можно спрятать. Особенно это важно для тех, кто хочет получить одурманивающий эффект на занятиях в школе.
В противоположность алкоголю и наркотическим средствам покупка и хранение этих веществ не являются противозаконными в любых правовых системах.
Средства промышленной и бытовой химии часто являются первыми веществами, которые употребляют дети и младшие подростки для изменения сознания. Уменьшается распространенность употребления растворителей с увеличением возраста. Подростки старшего возраста проявляют тенденцию к прекращению ингаляции летучих веществ через 1-2 года, чаще с переходом к злоупотреблению другими средствами.
В работах исследователей США прослеживается взаимосвязь у этих детей между недостатком семейной привязанности, семейного тепла, семейной защищенности и употреблением растворителей.
Распространенность за рубежом и в США употребления вдыхаемых веществ в последние годы, по-видимому, остается относительно стабильной. Согласно обследованиям, проведенным в разные годы, 10-15 % старшеклассников употребляли ингаляторы хотя бы однажды.
Ежедневное употребление этих веществ отмечалось у 0,1 % старшеклассников, у 5 % детей в младших классах. К ежедневным потребителям были отнесены лица, употреблявшие 15-20 раз и больше на протяжении месяца перед обследованием.
Способов употребления летучих веществ много. Характерно, что для каждого региона страны методы употребления имеют свои особенности, но все они сводятся к более или менее интенсивному по частоте и глубине вдыханию, преимущественно ртом, реже носом. Вдыхаемое средство помещают в пакет, подносимый к лицу. Особо опасно, если изолирующий вещество от улетучивания пакет надевается на голову нюхальщика: большинство смертельных отравлений летучими наркотически действующими веществами происходит именно при такой манере вдыхания. Появился даже специфический жаргонный термин ингаляционного употребления средств бытовой и промышленной химии - "чуфанить", "химичить", "нюхнуть", а употребляемое средство соответственно называется "чуфанка", "химия", а сам "вдыхатель" именуется "чуфанщик", "нюхальщик", "нюхач", "сниффер", "химик". В Чехословакии в 80-х годах был распространен аппликационный способ.
Местом употребления обычно избираются безлюдные места - подвалы, чердаки, стройки, сараи, укромные уголки дворов, берега рек, в вечернее и ночное время - подъезды, что объясняется опасением привлечь внимание посторонних.
Ингаляции обычно производятся в сидячем (на стуле, кирпичах, корточках) или лежачем положении. Предпочтительнее отсутствие каких-либо звуковых раздражителей, которые мешают "полностью сосредоточиться" и ощутить желаемое. В компании начинающих нюхальщиков всегда есть "учитель" - подросток, как правило, более старшего возраста, знакомый с техникой употребления ингаляторов. |
Картина опьянения летучими наркотически действующими веществами у всех больных выглядит одинаково и мало зависит от ингалируемого вещества.
В развитии острой интоксикации средствами бытовой и промышленной химии наблюдаются 4 последовательные фазы. Не во всех случаях эти фазы выражены четко. Нередко какая-либо выпадает, границы между фазами могут быть смазаны, состояние может меняться настолько быстро, что разделить его на фазы трудно.
Первая (I) фаза - проявления защитных механизмов - представлена комплексом соматовегетативных нарушений, возникающих после 2-3 вдохов ингалируемого вещества, когда появляются головокружение, головная боль, голова "тяжелеет", возникают ощущение, что ее стягивает, как "обручем", чувство резкого прилива крови к голове, слабость, тошнота, иногда бывает тяжело держать пакет с веществом. Наблюдается учащение сердцебиения, "сердце вырывается наружу", двоится в глазах, появляется слезотечение, ощущение "воспаления глаз", которые как бы "вылезают из орбит". Субъекты, прерывавшие ингаляцию, в этот период испытывают вялость, нарушение координации, шаткость походки. Таким образом, ведущими в этой фазе являются защитные соматовегетативные расстройства - симптомы, сигнализирующие об опасности.
Следующая, II фаза - эйфорическая - появляется на 4-5-м вдохе. Все предыдущие "неприятные ощущения" исчезают, их сменяет веселое, радостное настроение с оттенком беспечности, легкости, благодушия, легкого, приятного "плывущего" головокружения. Все воспринимается в "розовом цвете", появляются восторг, желание петь, веселиться, смеяться. Забываются все неприятные, отрицательные события. Мысли становятся быстрыми, четкими, ясными. Все вокруг приобретает отчетливость и яркость.
Третья (III) фаза опьянения возникает на 7-8-м вдохе, когда присоединяется новая симптоматика, наглядно возникает нарушение сознания ("потерял сознание"). Сознание меняется от едва уловимой обнубиляции до значительно выраженного оглушения. Плывущая легкость сменяется ощущением невесомости тела, "кажется, что куда-то улетаю". Замедляется сообразительность, окружающее воспринимается неясно, расплывчато. Происходят нарушения пространственного восприятия (величина предметов, дистанция); искажается течение времени. Звуки становятся как бы глухими, воспринимаются отраженными, как "эхо". Отсутствует желание двигаться, общаться. Появляется дезориентировка в месте, времени, пространстве, нередко сопровождающаяся нелепыми действиями, в том числе опасными для жизни (перерезали проводку электрокабеля). По существу уже здесь, в третьей фазе, наступает психотическая симптоматика. Помимо нарушенного сознания, мы видим симптомы дисморфоза. Но полностью и ярко психотическая картина развивается в фазе четвертой. Длительность фазы около 15-20 мин.