Почему люди становятся наркоманами? |
|
В 70-х годах целью группового злоупотребления (пьянства) было стремление изменить свое психическое состояние ("повеселиться"), т.е. самое упрощенное желание. Тема "любопытства" не звучала.
Наркотические вещества и сейчас принимают с целью достичь эйфории. Слабость контроля за поведением и своими влечениями объясняют потребление одурманивающих средств - это способ без усилий получить удовольствие. |
Но мотивы расширились и усложнились в связи с распространением и упрочением такого нового для нас явления, как молодежная субкультура.
Субкультура молодежи - одежда, музыка, игры, идейные увлечения - активно формируется, приобретая индустриальный размах, взрослым миром с понятными корыстными целями. Культ поп-идеалов с нескрываемым наркотизмом заставляет предполагать участие наркоторговцев в шоу-бизнесе. Насаждаемая мода включает и моду на наркотики.
Идеологическая мода - увлечения в сфере сверхреального, нередко с ориентальной (для большей загадочности) окраской, интерес к космогоническим проблемам (на уровне астральных тел и реинкарнаций), нетрадиционным религиям, что было когда-то основанием для диагностических дискуссий, теперь наблюдается повседневно у психически здоровых подростков.
Подростки полагают, что наркотическое опьянение - способ, средство для "понимания", "вчувствования". Таким образом, мировоззренческое становление, поиск своего места в чувственном мире, мире искусства оказываются связанными с наркотиками.
К настоящему времени уже создан наркотический климат - еще одна форма групповой мотивации приема наркотиков.
Наркотическая составляющая молодежной субкультуры - "это модно", "это круто" - формировалась достаточно медленно, на протяжении 10-15 лет. Невмешательство общества в образование молодежной субкультуры дало свой печальный результат.
Групповые мотивы злоупотребления тем нагляднее, что индивидуальные мотивы, легко выявляемые у взрослых, значительно труднее определить у детей и подростков. Обычные ответы подростка на вопрос, почему он начал принимать наркотик, - "любопытство", "надо все попробовать", "предложили", "все принимают". |
Эти ответы или отражают групповой мотив, или неудовлетворительны. Любопытство давно и многократно должно было быть удовлетворено трагическим опытом других. Кроме того, о любопытстве говорят дети, не любознательные по своей сути. "Надо все попробовать" не распространяется на действия, сопряженные с непосредственной опасностью.
Можно полагать, что индивидуальные мотивы существуют и у подростков, но выявить их теми методами, которые располагает наркология, невозможно.
В тех же случаях, когда индивидуальный личностный мотив проявляется, это всегда некая особость, обычно рациональное, лишенное чувственной окраски объяснение. Подобное объяснение вызывает необходимость психиатрической оценки случая, тем более что очень часто такой подросток применяет опьяняющее вещество один, а не в группе.
Как известно, первый прием и некоторые последующие приемы наркотика (до тех пор, пока подросток не перейдет на одиночное потребление, что служит диагностическим критерием) происходят исключительно в группе. |
В групповой наркотизации можно видеть архаические формы: у наших древних предков допускалось опьянение только совместное, приуроченное к общим для племени событиям (новолуние, поход, инициация и т.п.). Первоначальный групповой мотив потребления наркотических средств в своей основе имеет эйфорическое действие, что не всякому подростку доступно для оценки. Неразвитость самоанализа чувств, желаний затрудняет выявление этого мотива в беседе с большинством пациентов.
Именно эйфорический, опьяняющий эффект становится подкрепляющим, делающим эпизодическое потребление систематическим.
Совместная наркотизация быстро вытесняет все прочие причины формирования группы, становясь группообразующим мотивом. Новые члены сразу же приобщаются к систематическому потреблению. Это еще один (помимо девиантного) вариант патогенной группы подростков. Уходящие по тем или иным причинам из наркотической группы подростки могут унести с собой навык злоупотребления, могут и прекратить наркотизацию.
Нам представляется целесообразным исследовать не столько мотив наркотизации, сколько мотивы отказа от употребления наркотиков, о чем мы скажем в следующей главе. Что удерживает подростка, заставляет менять компанию, если в ней начали употреблять наркотики? Обычно дети отвечают цитатами из текстов санитарной пропаганды - "вредно для здоровья", "можно умереть". Но причины отстранения от принятого в возрастной среде следует искать глубже.