Сравнительная характеристика различных отделов общей мукозальной иммунной системы |
|
Назально-ассоциированная лимфоидная ткань, кишечник-ассоциированная лимфоидная ткань и бронхо-ассоциированная лимфоидная ткань имеют очень много общих структурных признаков и функциональных характеристик.
Существование этих общих характеристик говорит о том, что назально-ассоциированная лимфоидная ткань может быть эквивалентом, и может быть отдельной частью общей иммунной системы слизистых, расположенной в назальных воздухоносных путях. Однако имеются очень существенные различия между этими индуктивными зонами, что говорит о том, что, возможно, каждая из них, адаптирована для функционирования в определенных анатомических локализациях.
Пейеровы бляшки начинают развиваться во время эмбриональной жизни и созревают под влиянием цитокинопосредованного программированного воспаления и сигнализации через рецептор IL-7 (Kiyono H. et al., 2004; Fukuyama S. et al., 2002). В этих моделях была показана важная роль лимфотоксина для развития Пейеровых бляшек (Fukuyama S. et al., 2002). Напротив, назально-ассоциированная лимфоидная ткань не обнаруживается вплоть до рождения, и максимальное развитие ее описано на 8й неделе после рождения (Kiyono H. et al., 2004). У мышей с дефицитом продукции лимфотоксина развитие NALT возможно под влиянием антигена (Kiyono H. et al., 2004; Drayton D. et al., 2004; Harmsen A. et al., 2002), хотя она была и не так хорошо организована, как у мышей, у которых лимфотоксин продуцировался нормально. Назально-ассоциированная лимфоидная ткань выявлялась у мышей, у которых отсутствовали Пейеровы бляшки или лимфатические узлы (Kiyono H. et al., 2004) и отсутствие этих узлов и Пейеровых бляшек было результатом дефекта в провоспалительном цитокиновом каскаде. Подобно этому, в отличие от Пейеровых бляшек, NALT развивалась у мышей, у которых был дефицит рецептора к IL-7 (Harmsen A. et al., 2002). Эти данные указывают на то, что развитие NALT (и, возможно, ВALT) у грызунов не похоже на развитие Пейеровых бляшек, и что развитие NALT у этих видов животных может зависеть от антигенов (Kiyono H. et al., 2004). Поскольку NALT, как показывают исследования, имеет способность развивать Тх1 и Тх2 зависимый иммунный ответ, есть все основания полагать, что индукция того или иного иммунного ответа будет связана с типом того или иного интраназального антигена (Kiyono H. et al., 2004). Все это еще раз говорит, что, возможно, онтогенез NALT связан с влиянием локальных антигенов.
Исследования иммунного ответа, который реализуется на территории NALT и Пейеровых бляшек, указывают, что эти лимфоидные агрегаты отличаются друг от друга. Внутриназальная иммунизация повышает антигенспецифический иммунный ответ в респираторном и репродуктивном тракте (Hameleers D.M. et al., 1990; Nedrud J.G. et al., 1987; Tamura S.I. et al., 1989; Wu H.Y. et al., 1993; Heritage P.L. et al., 1997; Heritage P.L. et al., 1998; Kiyono H. et al., 2004; Zuercher A.W. et al., 2002; Porgador A. et al., 1998; Andoh A. et al., 2002; Hishiki H. et al., 2004), в то время, как попадание антигена на территорию Пейеровых бляшек заканчивается, как правило, развитием иммунного ответа на территории гастроинтестинального тракта, хотя, по данным некоторых авторов, иммунный ответ может диссеминироваться и на территории других мукозальных компартментов (McDermott M.R. et al., 1979). Более того, то обстоятельство, что Т-лимфоциты на территории NALT преимущественно представляют собой Т хелперы 0 типа (Kiyono H. et al., 2004), в отличие от Пейеровых бляшек, свидетельствует о возможности Т-клеток NALT отвечать на антигены, селективно генерирующие дифференцировку Т хелперов 0 типа в Т хелперы 1 и Т хелперы 2 типов. Эти результаты позволяют говорить о том, что если у человека будет обнаружен эквивалент NALT, такой же, как у грызунов, и будет доказано, что он функционально отличается от Пейеровых бляшек, тогда будут развиваться различные схемы вакцинации с использованием интраназальной иммунизации и в некоторых случаях они будут предпочтительнее, чем при использовании перорального введения вакцины.