Лечение наркомании и алкоголизма: путь к выздоровлению

Иммунный ответ

В работах Heritage P.L. et al. (1997); Heritage P.L. et al. (1998); Kiyono H. et al. (2004); Zuercher A.W. et al. (2002) показано, что на территории NALT может развиваться В-клеточный иммунный ответ, и он может распространяться на другие участки слизистых. Так, Heritage P.L. et al. (1997); Heritage P.L. et al. (1998) показали, что интраназальная иммунизация увеличивала антигенспецифический В-клеточный ответ преимущественно за счет IgA секретирующих клеток в назально-ассоциированной лимфоидной ткани и в цервикальных лимфатических узлах. Сывороточный антительный ответ ассоциировался после этой иммунизации преимущественно с продукцией IgG (Heritage P.L. et al., 1997; Heritage P.L. et al., 1998). Подобные результаты были получены у генетически модифицированных мышей с генным «нокаутом» (Andoh A. et al., 2002). IgA не определялся в сыворотке или в кишечных смывах, но обнаруживался в назальных смывах (Heritage P.L. et al., 1997; Heritage P.L. et al., 1998). По данным Heritage P.L. et al.(1997); Heritage P.L. et al. (1998); Hishiki H. et al. (2004) следует, что IgA-секретирующие клетки в цервикальных лимфатических узлах происходили из назально-ассоциированной лимфоидной ткани. В других экспериментах интраназальная антигенная иммунизация увеличивала концентрацию IgA в слюне, в респираторном, интестинальном и вагинальном секретах (Kiyono H. et al., 2004; Gallichan W.S. et al., 2001). Интраназальная инфекция вируса гриппа (Andoh A. et al., 2002) или синцитиальных респираторных вирусов (Hishiki H. et al., 2004) увеличивала количество антигенспецифических IgA-секретирующих клеток в назально-ассоциированной лимфоидной ткани и цервикальных лимфатических узлах. Эти находки подтверждают, что клетки из назально-ассоциированной лимфоидной ткани мигрируют, причем мигрируют в дистальный отдел слизистых тканей и в периферические лимфатические узлы (Heritage P.L. et al., 1998; Csencsits K.L. et al., 1999).

Детальные исследования (Zuercher A.W. et al., 2002) с использованием интраназальной реовирусной инфекции у крыс показали, что в герминальных центрах NALT увеличивается количество клеток, несущих IgD на своей поверхности, а также клеток, несущих IgA. Кроме того, здесь же определялись В-клетки, несущие на своей поверхности IgG2b. Kiyono H. et al. (2004) удалось показать, что в NALT происходит переключение продукции секреции класса IgA с IgМ, т.е. В-лимфоциты, которые имеют на своей поверхности маркеры IgМ+В220+ способны переключаться на продукцию IgA. Кроме того, было показано (Shimoda M. et al., 2001), что на территории NALT могут образовываться В-клетки памяти, которые синтезируют высокоаффинный IgA. Таким образом, имеются данные, показывающие, что В-клетки назально-ассоциированной лимфоидной ткани могут продуцировать высокоаффинные невоспалительные антитела локально, а воспалительные антитела – в сыворотке. Пока неизвестно, продуцируются ли эти воспалительные антитела класса G на территории NALT, или клетки NALT могут мигрировать в дистантные отделы и там продуцировать эти воспалительные антитела.

Что касается Т-клеточного ответа на территории NALT, он изучен менее подробно, и сведения об активности Т-лимфоцитов ограничены. Показано, что в мышиной назально-ассоциированной лимфоидной ткани Т-клетки являются прежде всего Тх0, и могут дифференцироваться в Тх1 или Тх2 типа в зависимости от того, какой антиген попал на территорию носа (Kiyono H. et al., 2004). Например, белковые антигены, которые соединены с сильным мукозальным адъювантом, каким является холерный токсин, повышают специфическую активность Тх2 типа, что помогает усилить активность антигенспецифических IgA-секретирующих клеток локально и в дистантных участках мукозальной системы (Heritage P.L. et al., 1997; Heritage P.L. et al., 1998; Kiyono H. et al., 2004; Zuercher A.W. et al., 2002; Shimoda M. et al., 2001). Правда, в этих исследованиях не указывалось, происходили ли плазматические клетки, которые были в дистантном мукозальном участке из назально-ассоциированной лимфоидной ткани или нет. Напротив, интраназальное введение рекомбинантной Mycobacterium bacillus приводило к выраженной активации Т-лимфоцитов хелперов 1 типа (Hiroi T. et al., 2001). Подобно этому примирование овальбумин-специфических CD4+ Т-клеток в назально-ассоциированной лимфоидной ткани с последующим их попаданием в лимфатические узлы и селезенку, было описано после инфекции стрептококка группы А, экспрессирующего эпитоп овальбумина на своей поверхности (Park H.S. et al., 2004). Эти исследования указывают на способность NALT отвечать на антигены и возможно диссеминировать эти ответы в дистантные мукозальные участки; все это, по-видимому, зависит от типа антигена и присутствия специфических мукозальных адъювантов.

Чрезвычайно важным является то обстоятельство, что назально-ассоциированная лимфоидная ткань также может быть местом для индукции мукозальной толерантности. Исследование Wolvers D.A. et al. (1997); Wolvers D.A. et al. (1999) показало, что цервикальные лимфатические узлы, дренирующие у грызунов назально-ассоциированную лимфоидную ткань, были необходимы для индукции толерантности. Поскольку клетки NALT способны мигрировать в цервикальные лимфатические узлы (Heritage P.L. et al., 1998), назально-ассоциированная лимфоидная ткань может быть источником толерогенных клеток, которые подавляют продукцию IgE и реакцию гиперчувствительности замедленного типа (van Halteren A.G., 1997). Эта способность может быть чрезвычайно важной для тех, кто дышит преимущественно носом, для снижения в назальных воздухоносных путях аллергических реакций.

 Все вместе взятое свидетельствует о том, что назально-ассоциированная лимфоидная ткань вовлечена в очень тесную регуляцию как гуморального так и клеточного иммунного ответа в назально-фарингеальных воздухоносных путях, а также возможно и в отдаленных участках слизистой системы.




Наиболее просматриваемые статьи: