Препараты коэнзима Q 10 |
|
Препараты коэнзима Q10, в том числе гомеопатические, появились и продолжают поступать на украинской и мировой рынок. К ним принадлежат: коэнзим10, коэнзимнортон, аделир, убихинон, убихинон композитум, убидекаринон, кудесар, коэнзим Q из гинкгобилоба, эмитолон, инокитен, убитен, канека Q10, удекинон, убекинон, парбинон, семпинон, сенон, терекол, тридем, ультрасом и др. В популярных изданиях препараты и биологически активную примесь, которая содержит коэнзим Q, называют "эликсир молодости", "сердечные витамины". Роли коэнзима Q в организме уделяется большое внимание: его открытие признают одним из наибольших достижений прошлого столетия (Ланкин В.З. и соавт., 2000).
После определения структуры коэнзима Q (КоQ) установили его широкую распространенность в организме, поэтому он получил также название убихинон (от лат. ubiquitous повсеместный).
Главным источником пополнения коэнзима Q в организме являются продукты животного происхождения, такие как мясо, печень, сердце быка и тому подобное. КоQ может образовываться в организме благодаря превращению мевалоната, уровень этого показателя варьирует чаще в сторону понижения при патологических состояниях и после хирургических вмешательств. КоQ синтезируется во всей клетке с помощью саркоплазматического ретикулумa и имеет определенное количество изопреноидов, которое определяется видовой специфичностью организма. У человека их выявлено 10, поэтому считают, что в человеческом организме имеется коэнзим Q10 (КоQ10), у грызунов 9 (КоQ9). КоQ9 принадлежит к липидорастворимому хинону с изопреноидной боковой цепью, которая функционирует как компонент восстановительных эквивалентов. Он акцептирует протоны и электроны от ФМНзависимой дегидрогеназы и от ФАДзависимых дегидрогеназ митохондрий (сукцинатдегидрогеназы и др.) (Губський Ю.І., 2000).
Коэнзим Q10 был открыт в 1957 году американским ученым Фредериком Крейном, который выделил его из сердца быка. 20 лет спустя еще один американский исследователь Питер Митчел предложил схему, объясняющую участие коэнзима Q10 в электронном транспорте в митохондриях и в трансмембранном переносе протонов из матрикса митохондрии в межмембранное пространство, за что ученый получил Нобелевскую премию.
В здоровом организме в молодом возрасте это соединение постоянно синтезируется, возобновляется из формы окисления с помощью ферментной системы. Содержание КоQ в организме начинает снижаться с 30 лет, особенно под воздействием нервной и экологической нагрузки. Центральными звеньями формирования адаптационных процессов является энергетический обмен, дыхательная цепь митохондрий. Метаболиты и метаболитотропные препараты реализуют органопротекторные свойства благодаря тому, что являются субстратами именно этих видов обмена (ГаленкоЯрошевский П.А. и соавт., 2001). Ключевaя роль КоQ как редокскомпонента между НАДН и комплексом цитохромов ВС определяет интенсивность первого звена фосфорилирования в дыхательной цепи митохондрий, которая нарушается в условиях гипоксии, сердечной недостаточности, при других патологических состояниях и под воздействием радиации.
В мембране окисленная форма КоQ локализована в центре бишара, но в реакции взаимодействия с ацильными группами фосфолипидов большее значение имеет восстановленная форма (убихинол). В этой форме КоQ выступает в качестве антиоксиданта, который предупреждает повреждение мембраны в липосоме, липопротеинах низкой плотности (ЛПНП), в протеинах, ДНК и других биологических мембранах (Ibrahim W. H. et al., 2000). То есть эндогенный КоQ является не только важным кофактором дыхательной цепи митохондрий, но также потенциальным антиоксидантом и биомаркером для системного оксидативного состояния. Параллельно при достаточном количестве коэнзима Q в организме обеспечивается реальная иммунологическая защита. Убихинон может усиливать фагоцитарную активность макрофагов, повышать количество в костном мозге и плазме крови гранулоцитов, увеличивать количество иммуноглобулинов, поддерживать функцию вилочковой железы, стимулировать процессы кроветворения. Эти свойства взаимосвязаны с антиоксидантной, антирадикальной, активностью КоQ. С антиоксидантным действием КоQ связано также его антигипоксантное свойство. В условиях гипоксии защитный эффект КоQ обусловлен ключевой ролью редокскомпонента между НАДН+ и комплексом цитохромов С, что определяет интенсивность первой фазы фосфорилирования в дыхательной цепи митохондрий, и именно в этом звене происходит повреждение функции жизненно важных органов, в первую очередь, миокарда и головного мозга. Ведь КоQ выступает в роли переносчика электронов в клеточной дыхательной цепи и увеличивает уровень АТФ в клетке (Лукьянчук В.Д., Савченкова Л.В., 1998; Лукьянова Л.Д., 2005).
Известно, что в качестве антигипоксантов могут выступать соединения с донорноакцепторными свойствами, которые способны проявлять более высокий окислительный потенциал, чем у НАД(Ф) и НАД(Ф) Н, и обеспечивать целенаправленный перенос восстановленных эквивалентов в цитоплазме к митохондриям. Именно к соединениям с подобными свойствами принадлежит и КоQ (Горчакова Н.А. и соавт., 2007).
Известно, что оксидативный стресс наблюдается у детей с диагнозом врожденная трисомия 21, когда нарушается соотношение окисленного компонента КоQ к общему содержанию. Препараты коэнзима Q нормализуют этот показатель в 20 % больных и вызывают тенденцию к улучшению еще в 20 % (Miles M.V. et al., 2007).
При старении содержание КоQ в организме понижается, что связано с торможением энергообразования в результате соматической мутации ДНК митохондрий, что, в свою очередь, стимулирует свободные радикалы (Lenaz G. et al., 2000). Известно, что ген mev-1 кодирует цитохром в подгруппе во втором комплексе ферментов сукцинаткоэнзимQоксидоредуктазы. Мутанты mev1Кn1 имеют повышенную чувствительность к оксидативному стрессу. Под воздействием аномального гена повышается продукция супероксидных анионов, которая вызывает апоптоз. Коэнзим Q подавляет активность гена mev-1, предупреждает апоптоз, что может способствовать удлинению продолжительности жизни (Ishii N. et al., 2004).
Безвредность препарата установлена при приеме здоровыми добровольцами коэнзима Q в дозе 300 600 мг в сутки в течение четырех недель; серьезные побочные реакции не наблюдались. У 12 испытуемых после приема препарата в дозе 300 мг, у 20 в дозе 600 мг и у 16 в дозе 900 мг наблюдали диспептические расстройства, редко боль в эпигастрии и аллергические реакции. Установили, что препарат является практически нетоксичным и хорошо переносится (Ikematsu H. et al., 2006).
Понижение концентрации убихинона негативно отражалось на механизмах коагуляции крови. При нормальной концентрации эссенциальных жирных кислот (пальмитоолеиновой и эйкозапентаэновой), которые поддерживают нормальный баланс про и антикоагулянтных факторов, понижение концентрации убихинона нарушало это равновесие. Коэнзим Q способствовал нормализации гемостаза (Pognatti C. et al., 1980). Добавление препаратов коэнзима Q к фармакотрапии варфарином не уменьшало эффективность последнего (Engelsen J. et al., 2003).
Падение концентрации коэнзима Q при сердечнососудистых заболеваниях стало основанием для понимания роли этого биологического субстрата в качестве кардиопротектора. В условиях эксперимента при электрической стимуляции изолированных сердец старых крыс, которым предварительно вводили коэнзим Q, работоспособность и максимальная потребность в кислороде не изменялись по сравнению с контрольными животными, не получавших препарат (Rosenfeldt F.L. et al., 2002, a, б).
Истощение энергообеспечения является доминирующим признаком сердечной недостаточности, в связи с чем стали уделять внимание корректорам или стабилизаторам метаболизма миокарда, которые способны пополнять энергетические запасы. У больных с сердечной недостаточностью было определено пониженное содержание коэнзима Q, как естественного редокскомпонента и антиоксиданта. В плацебоконтролированных исследованиях определяли способность коэнзима Q улучшать класс сердечной недостаточности и физическую работоспособность, понижать частоту госпитализации при включении в схему лечения. При этом наблюдали нормализацию гемодинамических параметров, а также было высказано предположение, что убихинон может понижать кардиоваскулярную смертность и заболеваемость при добавлении в схему базовой фармакотерапии (Mortensen S.A., 2003).
Трабекулы сердец больных, моложе и старше 70 лет, выделяли при хирургической операции и инкубировали в условиях, которые содействовали развитию ишемии. Часть материала подвергалась воздействию коэнзима Q, часть оставалась интактной. В сулчае предоперационного приема коэнзима Q определяли более высокую насосную функцию сердца и эффективную дыхательную активность митохондрий. Предоперационная подготовка при помощи убихинона обеспечивала более быструю выписку больных из стационара (Rosenfeldt F.L. et al., 1999). Назначение коэнзима Q в дозе 30 60 мг в сутки перед оперативным вмешательством повышало толерантность миокарда к ишемии во время аортокоронарного шунтирования (Tanaka J., et al., 1989). Назначение 90 больным высокого риска в течение нескольких недель до операции препарата коэнзима Q устраняло послеоперационные осложнения, улучшало их общее состояние, гемодинамические показатели. Прием препарата однократно за 12 часов до оперативного вмешательства не имел защитного эффекта, что объяснялось кратковременностью влияния (Taggart et al., 1996; Kuklinshi B. et al., 1999; Rosenfeldt F.L. et al., 2002 a). Предоперационное назначение препарата коэнзима Q в суточной дозе 700 мг за 2 недели до вмешательства предупреждало падение содержания фермента в плазме, трабекулах кардиомиоцитов, митохондриях, повышало активность дыхания митохондрий, понижало уровень малонового диальдегида (Rosenfeldt F.L.et. al., 2005).
Исследовали эффективность коэнзима Q в комплексе с базовой терапией у больных гипертонической болезнью. При этом наблюдали понижение систолического артериального давления на 17 мм рт. ст., диастолического на 10 мм рт. ст. и улучшение биоэнергетики (Yamagama I.T. et al., 1976; Rosenfeldt F.L. et al., 2007). На фоне гипотензивных средств убихинон, который принимали больные в течение 12 недель, не только улучшал функцию сердца в систоле и диастоле, но также предупреждал ремоделирование миокарда (L-angsjoene P.H. et al., 1994; Burke B.E. et al., 2001).
Установлено, что понижение уровня коэнзима Q в миокарде на 75% ведет к серьезным нарушениям его функции и сопровождается развитием сердечной недостаточности, дилятационной кардиомиопатии. Курсовой прием убихинона в составе базовой терапии без ингибиторов АПФ в диапазоне доз от 60 до 200 мг в сутки улучшал сократительную способность сердечной мышцы (Sander S. et al., 2006).
В условиях хронической сердечной недостаточности II III функицонального класса (NYHA) убихинон нормализовал функцию миокарда (BeL-ardineL-L-i R. et al., 2006), хотя были и противоположные утверждения (Khatta M. et al., 2000).
В плане исследования кардиопротекторного эффекта убихинона определяли его влияние на качество жизни и функцию миокарда у детей в двух наиболее крупных педиатрических центрах Таиланда (средний возраст пациентов 4,4 года) с диагнозом хроническая сердечная недостаточность, дилятационная кардиомиопатия. Препарат назначали в дозе 0,1 мг/кг в сутки в течение 9 месяцев, по окончании исследования определяли значительное улучшение функционального класса, кардиоторакального индекса и интервала QRS (Soongswang J. et al., 2005). Добавление коэнзима Q к стандартной фармакотерапии больных с хронической недостаточностью вместе с диуретиками, вазодилятаторами, сердечными гликозидами способствовало нормализации ударного объема, сердечного индекса, конечнодиастолического давления, уменьшению цианоза, отеков, устранению нарушенной функции легких, печени, предупреждало возникновение аритмии, бессонницы, головокружения, энуреза (Baggio E. et al., 1993; Soja J.M. et al., 1997).
Длительное введение коэнзима Q (2 20 мг/кг в сутки) на протяжении года понижало случаи госпитализации, осложнений, а в дозе 50 мг в сутки препарат в течение 4 недель уменьшал возникновение диспноэ, хрипов в легких, цианоза, отеков, замедлял сердечный ритм (Lampertico M., Comis S., 1993).
Включение коэнзима Q в фармакотерапию сердечной недостаточности с препаратами дигиталиса способствовало понижению токсичности последних (Ishiama T. et al., 1976).
Назначение коэнзима Q в дозе 60 мг в сутки в течение 3х месяцев при сердечной недостаточности после трансплантации улучшало темп ходьбы, уменьшало случаи энуреза, хотя содержание натрийуретического пептида и фактора некроза опухоли не изменялось (Berman M. et al., 2004). Некоторые исследования были направлены на определение влияния коэнзима Q на течение атеросклероза и действие противоатеросклеротических средств. Известно, что для торможения образования атеросклеротической бляшки необходимо угнетение окисления липопротеинов низкой плотности. При пониженном содержании коэнзима Q токоферол может быть прооксидантом по отношению к липопротеинам низкой плотности (Thomas S.R. et al., 1996, 1997). Совместное введение альфатокоферола с коэнзимом Q тормозит развитие атеросклероза (Tribble D.L. et al., 1999), что подтверждено экспериментальными и клиническими исследованиями. При моделировании атеросклероза у кроликов на фоне холестериновой диеты назначали коэнзим Q в дозе 3 мг/кг. Убихинон предупреждал рост ЛПНП, наблюдалось снижение скорости образования бляшки и возникновения тромбозов (Singh R.B. et al., 2000). Недостаток убихинона в организме обусловливал ускорение и усиление атерогенеза, тогда как его введение не только повышало содержание фермента в плазме крови, но и в жизненно важных органах, включая сердце и головной мозг (Choy R. J. et al., 2003).
Несмотря на позитивные выводы о применении статинов для первичной и вторичной профилактики атеросклероза, ишемической болезни сердца, лечения тяжелой гиперлипидемии, возникает проблема с назначением этой группы препаратов. Блокируя синтез холестерина на уровне образования мевалоновой кислоты, статины могут блокировать синтез других веществ, в том числе коэнзима Q (Ланкин В.З. и соавт., 2000). Поэтому целесообразным считают назначение статинов в сочетании с препаратами убихинона, что может сохранить запасы фермента (Langsjoen P.H., Langsjoen F.M., 2003). Прием аторвастатина в дозе 10 мг в сутки в течение 16 недель понижал содержание в плазме коэнзима Q на 42 %, а при совместном применении с убихиноном этот показатель повысился на 127 % (Maluchi H. et al., 2007). Относительно усиления гиполипидемического эффекта под воздействием данной комбинации выводы ученых разделяются. По данным одних авторов (Keith M. et al., 2008) коэнзим Q не повышает гиполипидемический эффект статинов, по данным других возможно потенцирование действия. Так, назначение препарата "кудесан", который содержит коэнзим Q и альфатокоферол, пациентам с ишемической болезнью сердца II III функционального класса в комбинации c симвастатином понижало уровень липопротеинов низкой плотности на 65 %, в то время как симвастатин только на 62 % (Белая О.Л. и соавт., 2006).
У больных сахарным диабетом ІІ типа с дислипидемией и артериальной гипертензией коэнзим Q достоверно уменьшал систолическое, диастолическое давление, концентрацию гликозилированного гемоглобина, нормализовал содержание F2 изопростаноидов (Hodsson J.M. et al., 2003).
Кроме кардиопротекторного эффекта, убихинон имеет вазопротекторное действие. У пациентов с ишемической болезнью сердца коэнзим Q в дозе 100 мг/кг в сутки в дополнении к базисной терапии улучшал эндотелийзависимую дилатацию и повышал активность антиоксидантных ферментов, в том числе у больных сахарным диабетом (Tran M.T. et al., 2001; Tiano L-. et al., 2007).
Благоприятный эффект убихинона относительно эндотелиальной функции, в частности у пациентов, страдающих сахарным диабетом, связывают с повышением синтеза и высвобождения оксида азота, уменьшением оксидативного стресса и изменениями в плазме крови концентрации изопростана (Watts G.F. et al., 2002).
В рандомизированном двойном слепом исследовании больные после острого инфаркта миокарда получали убихинон на фоне стандартной терапии. В этой группе в сравнении с контрольной через 1 год констатировали в 2 раза более редкое возникновение осложнений нефатального инфаркта миокарда и кардиальной смерти, при лабораторном исследовании фиксировали подавление процессов пероксидации (Singh R.B. et al., 2005).
Считают, что одним из возможных механизмов положительного действия убихинона при инфаркте миокарда является протекция развития удлинения интервала QT (KukL-inshi B. et al., 1999).
В спектре органопротекции коэнзимом Q важная роль отводится его нейропротекторным свойствам. Учитывая то, что при паркинсонизме повреждаются дофаминэргические клетки, в фармакотерапию заболевания был включен коэнзим Q совместно с леводопой. Комбинация препаратов способствовала предупреждению явлений апоптоза, восстановлению уровня дофамина, усиливала активность дыхательной цепи митохондрий. Кроме того, препарат подавлял явления оксидативного стресса, который связан с дефицитом митохондриального комплекса I (Muller T. et al., 2003; Storch A. et al., 2007).
Имеются сообщения о целесообразности включения убихинона в комплексную фармакотерапию болезни Дауна благодаря уменьшению проявлений заболевания (Miles M.V. et al., 2006, 2007), а также относительно эффективности препарата при митохондриальной энцефалопатии и митохондриальной миопатии (Gazdikova K. et al., 2001).
Для профилактики мигрени рекомендуют принимать коэнзим Q и рибофлавин благодаря их благотворному влиянию на энергетический метаболизм мозговой ткани. Установлено, что коэнзим Q уменьшал частоту приступов головной боли, тошноту (Sander S. et al., 2006). Есть сообщение, что при приеме убихинона в дозе 150 мг в сутки в 61,3 % пациентов более чем на 50 % сократилось количество приступов головной боли (Rozen T.D. et al., 2002).
У детей и подростков, которые жаловались на приступы мигрени и ухудшение памяти, прием коэнзима Q в дозе 1 3 мг/кг в сутки не только уменьшал проявления мигрени, но и улучшал когнитивную функцию (Hershey A.D. et al., 2007).
Имеются сообщения об эффективности коэнзима Q по другим показаниям. Согласно протокола клинических испытаний применение препарата в большой дозе (2700 мг в сутки) при амиотрофическом латеральном склерозе дало положительные результаты (L-evy G. et al., 2006). Установлена связь между концентрацией и распределением коэнзима Q и образованием спермы после операции варикоцеле: убихинон устранял явления олигоспермии и астеноспермии (Manchini A. et al., 2005). Назначение коэнзима Q перед операцией на легких предупреждало развитие нейродегенеративных нарушений (Damian N.S. et al., 2004). Прием убихинона в дозе 180 мг/кг больными гепатитом В способствовал ускорению продукции антител (Barbiere B. et al., 1999).
Назначение коэнзима Q позволяет снизить дозу базовых кортикостероидов при лечении бронхиальной астмы (Gvozdjakova A. et al., 2005). Обнаружено, что уровень коэнзима Q понижается в крови при бронхиальной астме и хронической обструктивной болезни легких. Пероральное применение препаратов коэнзима Q больными с гипоксемией не только увеличивает его уровень, но и парциальное давление кислорода, понижая содержание лактата, что подтверждает энерготропные и антигипоксические свойства убихинона (Климанова И.А., Соодаева С.К., 2008).
Известно о способности убихинона уменьшать побочное действие, антрациклинов, особенно гепатотоксичность (Roffe L. et al., 2004).
Интерес к препаратам коэнзима Q не угасает, их рекомендуют включать в схему лечения болезней мочевыводящей системы, поджелудочной железы и других состояний, где определен дефицит коэнзима Q и нарушен энергетический обмен в целом, хотя для специалистов доказательным является кардиопротективная активность препарата.
Таким образом, препараты коэнзима Q могут быть использованы в качестве лекарственных средств сопровождения широкого спектра заболеваний жизненно важных органов и систем.