Питание, умственное развитие и поведение детей |
|
В проблеме питания и поведения выделяют две стороны. Первая - связана с влиянием питания на успеваемость и способность детей к обучению. Другая - затрагивает роль питания в поведении детей в быту и школе, в формировании психологического статуса ребенка. Роль питания в формировании поведения и умственного развития детей и подростков весьма противоречива и наполнена мифами и необоснованными заключениями. Вместе с тем существует ряд доказанных взаимосвязей.
Хорошо доказано неблагоприятное влияние хронической белково-калорийной недостаточности на интеллектуальное развитие. Труднее доказать влияние пограничных состояний, неглубоких нарушений питания, доклинических форм дефицита микронутриентов на интеллектуальное развитие.
В контролируемых условиях доказано, что у детей-школьников, регулярно не завтракающих перед выходом в школу, снижается способность выполнять психофизиологические тесты, требующие внимательности, напряжения памяти. Более того, отсутствие завтрака у детей школьного возраста сказывается на успеваемости и способности к обучению. Такие же недостатки в выполнении тестов выявлены у детей, перенесших в прошлом белково-калорийную недостаточность, последствия которой отразились на росте и массе тела. Это служит неоспоримым обоснованием необходимости обеспечения питания в школе и образования детей в области питания.
Недостаточность железа даже при отсутствии симптомов железодефицитной анемии вызывает нарушения выполнения психофизиологических тестов у детей дошкольного возраста, а также оказывает влияние на успеваемость в школьные годы. Актуальность профилактики дефицита железа у детей и подростков имеет, таким образом, значение для сохранения интеллектуального потенциала детей и общества в целом.
Большое значение для интеллектуального развития имеет нормальная обеспеченность организма йодом. Дефицит йода, даже в отсутствие признаков кретинизма или эндемического зоба, вызывает поражение головного мозга, нарушение интеллектуального развития. Массовая профилактика дефицита йода обеспечивает предупреждение нарушений нервной системы и интеллектуального развития детской популяции.
В школьном возрасте отмечают у некоторых детей нарушение внимания, неспособность сконцентрироваться, гиперактивность, проявляющуюся в непоседливости, суетливости. Все это сказывается на успеваемости. Чаще это явление наблюдается у мальчиков в возрасте старше 7 лет. Причины этих симптомов, связанные с питанием, точно не установлены. Предполагают, что такое поведение может быть вызвано развивающимися признаками гиповитаминозов, так как витаминотерапия иногда оказывает положительный эффект в устранении нарушений поведения детей.
Таким образом, дети - это не маленькие по размерам взрослые. Анатомо-физиологические особенности организма детей диктуют особенности питания. Вместе с тем общие закономерности и рекомендации по питанию современного человека, изложенные в соответствующей главе, полностью применимы к питанию детей старше 2-летнего возраста. Во многих развитых странах общие принципы здорового питания начинают внедрять уже с полугодовалого возраста, соблюдая при этом сроки и очередность введения прикорма. Элементы здорового питания, такие как снижение доли животных жиров и замена их растительными жирами, начинают внедряться при переходе от грудного вскармливания к обычной пище.
В связи с проблемами нарушения питания в детском и подростковом возрасте и их влияния на здоровье в зрелом периоде жизни актуальной задачей является организация образования детей и подростков в области питания, формирование в этот период принципов и навыков здорового питания. При этом успех может быть достигнут при интеграции школьного образования в области питания в общий образовательный процесс без усложнения и увеличения нагрузки. Обучение здоровому образу жизни не должно отрицательно влиять на желаемое здоровье.