Коррекция осанки студентов специального отделения ВУЗа |
|
Igor Lazarev Research Institute for Orthopaedics and Traumatology Куделя И.А., Кривчикова Е.Д., Лазарев И.А., Драч Л.А., Белая И.И. Национальный университет физического воспитания и спорта Украины Институт травматологии и ортопедии при АМН Украины |
Аннотация. В статье рассматриваются методы определения и коррекции нарушений осанки у студентов специального отделения ВУЗа.
Ключевые слова. Студенты, нарушения осанки, физическое воспитание.
Анотацiя. Куделя I.О., Кривчикова О.Д., Лазарев I.А., Драч Л.О., Бiла I.I. Корекцiя порушень постави студентiв спецiального вiддiлення ВНЗ. В статтi розглядаються методи визначення та корекцii порушень постави студентiв спецiального вiддiлення ВНЗ.
Ключовi слова. Студенти, порушення постави, фiзичне виховання.
Annotation. Kudelia I.A., Krivchikova E.D., Lazarev I.A., Belaja I.I. Correction of bearing of the students of special abjointing of high school. In this article are considering the methods of definition and correction breaches bearing students from the special department highest education establishment.
Keywords. Students, breaches bearing, physical education.
Введение.
Статистика свидетельствуют о том, что свыше 60% учащихся Украины имеют различные нарушения осанки, причём у девушек нарушения осанки встречаются чаще, чем у юношей (1, 2).
Учебная деятельность студента сопряжена со значительным объёмом научно-технической информации и большой трудоёмкостью. Нагрузка составляет 9-12 часов в день.
Резко снижен объём двигательной активности, а это, в свою очередь, приводит к тому, что адаптационно - компенсаторные механизмы не справляются с нагрузкой. Истощение, срыв адаптации служат основой болезни. Необходимость контроля равновесия тела студента не случайна, поскольку осанка, положение тела в пространстве является ядром движения, основой двигательной функции (3).
Хорошее физическое развитие и полноценное здоровье возможны только при сохранении правильной осанки. Правильная осанка не возникает сама по себе. Её необходимо формировать, как и всякий двигательный навык. Нарушения осанки часто служат предпосылкой для возникновения ряда функциональных и морфологических изменений, которые могут привести к серьёзным расстройствам нормальной деятельности организма.
Все формы нарушений осанки чаще всего возникают и развиваются в подростковом и юношеском возрасте у людей с ослабленным здоровьем и низкой физической подготовленностью.
Работа выполнена по плану НИР Национального университета физического воспитания и спорта Украины.
Формулирование целей работы.
Тело человека обладает двусторонне симметричным строением, относительно сагиттальной оси, оно имеет две симметричные половины - правую и левую. Однако эта симметрия, в первую очередь, касается только органов, связанных с двигательной функцией и гравитационно-зависимых, в частности скелета, нервно-мышечной системы и органов чувств. Распределение массы тела человека в пространстве является весьма важной биологической характеристикой человека.
Необходимость контроля равновесия тела студента не случайна, поскольку осанка, положение тела в пространстве является ядром движения, основой двигательной функции (3).
Положение общего центра тяжести в теле человека зависит от размещения масс отдельных частей тела. Любые изменения в теле, в том числе нарушения осанки, связанные с перемещением масс сегментов тела и нарушением прежнего их соотношения, изменяет и положение центра масс всего тела.
При патологических состояниях позвоночника, в том числе нарушениях осанки и сколиозах, происходит перераспределение массы туловища. Для характеристики статики большое значение имеет определение положения общего центра масс, его проекции на площадь опоры, а также распределение парциальных центров тяжести.
Для исследования амплитудно-частотных колебаний центра масс тела студентов специального отделения вуза нами использовался метод стабилографии. Принцип метода заключается в регистрации колебаний общего центра тяжести тела по взаимно перпендикулярным осям.
Показатели колебания тела (амплитуда, частота и период) могут охарактеризовать не только общий центр масс тела, но и показать за счёт каких процессов происходит удержание позы, её стабилизация, какими способами решаются двигательные задачи для поддержания устойчивости тела.
Результаты исследования.
В наших исследованиях приняли участие 60 студентов 1-го курса специального отделения Национального экономического университета, которые были распределены по 30 человек в контрольную и экспериментальную группы.
Все исследования проводились на базе лаборатории биомеханики института травматологии и ортопедии АМН Украины по методу стабилографии.
Данные стабилографии, представленные в таблице 1 свидетельствуют о том, что в показателях имеются несущественные различия.
Таблица 1
Показатели колебаний ОЦМ тела студентов специального отделения вуза до проведения эксперимента
Группы |
СП |
По оси х-фронтальной |
По оси у-сагиттальной | ||||
А ср |
f ср |
А мах |
А ср |
f ср |
А мах | ||
К n=30 |
М |
5,5 |
0,27 |
21,2 |
5,3 |
0,26 |
29,9 |
s |
2,4 |
0,11 |
5,3 |
1,9 |
0,06 |
11,1 | |
Э n=30 |
М |
5,66 |
0,27 |
21 |
5,75 |
0,25 |
29,64 |
s |
2 |
0,08 |
6 |
2 |
0,06 |
8,5 |
Показатели частоты колебаний тела у студентов экспериментальной группы несколько выше, и составляют по оси "Х" - 4,94± 0,37, а по оси "У" - 5,44± 0,67, что свидетельствует о более высокой чувствительности мышечных рецепторов, стабилизующих устойчивость позы у здоровых людей.
Результаты однофакторного дисперсионного анализа данных стабилографии показали, что группы достоверно отличаются друг от друга (р< 0,05) по показателям:
После проведенных исследований нами был подобран комплекс физических упражнений на профилакторе Евминова, который был направлен на коррекцию осанки и улучшение функции равновесия у студентов специального отделения вуза.
Особенность метода состояла в том, что упражнения выполнялись под различными углами наклона панели профилактора, а также в частом изменении исходного положения (из исходного положения лёжа вверх головой в исходное положение лёжа вниз головой).
После каждого упражнения отдых в положении сидя. Предложенный метод применялся в экспериментальной группе на занятиях по физическому воспитанию. Контрольная группа занималась по традиционной программе.
Повторные исследования показали, что в результате выполнения предложенных комплексов упражнений показатели стабилографии в экспериментальной группе значительно улучшились (таблица 2).
Амплитуда колебаний уменьшилась в сагиттальной плоскости (Х) у студентов контрольной группы на 16 %, в экспериментальной - на 41%, во фронтальной (У) - у студентов контрольной группы показатель улучшился на 9,5%, в экспериментальной - на 39%.
Таблица 2.