Лечение наркомании и алкоголизма: путь к выздоровлению

О макулодистрофиях у участников ликвидации последствий аварии на Чернобыльской АЭС

Михеева Е.Г., Шалькова Н.А., Симонова А.С.

On macular dystrophies in participants of liquidation

of consequences of Chernobyl APP accident

E.G. Miheeva, N.A. Shalkova, A.S. Simonova

Ural State Medical Academy, Regional hospital № 2,

Ekaterinburg

Purpose: To study clinic of macular dystrophies (MD) in participants of liquidation of consequences of Chernobyl APP accident (PLCAPP) , time of onset of the disease, dynamics of visual functions after drug treatment.

Materials and methods: We observed 47 PLCAPP (42 males and 5 females).

Most of them were working on Chernolbyl APP in 1986 (17 patients) and in 1985 (17 patients), the rest – in 1988 (8 patients) and 1989 (5 patients). The duration of staying in radioactive zone was 1–2 months –in 25 people, 3–4 months – in 16 people, 5–6 months – in 6 people. Examination included: visometry, biomicroscopy, perimetry, tonometry and direct and indirect ophthalmoscopy with mydriasis.

Results: Central chorioretinal dystrophy was observed in 4, 8% of patients. MD used to appear in 10, 5 years in average after staying in Chernobyl. Visual acuity was decreasing gradually and averaged 0, 37 by the end of observation (2002–2004). The more doze of radiation was got by patient, the earlier MD appeared and more visual acuity decreased.

Conclusion: It’s supposed that changes in macula could possibly happen under the radiation influence on the whole body. It leads to atherosclerosis, “radiation aging” of immune system, vascular changes and premature aging of CNS.

Одной из причин понижения зрения у ликвидаторов последствий аварии (ЛПА) на Чернобыльской АЭС (ЧАЭС) является макулодистрофия [1, 2]. Но в указанных работах не представлены особенности клинической картины и сроки возникновения макулодистрофий (МД).

В г. Екатеринбурге в 1995 году организован Уральский региональный центр радиационной медицины для наблюдения и лечения ЛПА на ЧАЭС в 1986 г. Всего на учете в этом центре состоит 4600 человек [3]. При офтальмологическом обследовании этой группы у 220 человек обнаружена макулодистрофия (4,8%), у некоторых из них в сочетании с начальной катарактой, склерозом хрусталика и другими изменениями.

Цель работы: изучить особенности клиники МД у ЛПА, сроки возникновения заболевания после работы на ЧАЭС, динамику зрительных функций под влиянием консервативного лечения.

Материал и методы. Под нашим наблюдением находилось 47 человек ЛПА ЧАЭС с МД, которые регулярно обследовались в радиационном центре с 1988 по 2004 год и получали курсы медикаментозного лечения. Это преимущественно мужчины (42) и 5 женщин. В возрасте от 44 до 59 лет – 44 человека (средний возраст 48 лет); трое имели возраст 64, 68 и 18 лет. Большинство из них работали на ЧАЭС в 1986 (17 чел.) и 1987 (17 чел.) годах, остальные – в 1988 (8 чел.) и 1989 (5 чел.) годах. Продолжительность пребывания в радиационной зоне была: 1–2 месяца – у 25 чел., 3–4 месяца – у 16 чел., 5–6 месяцев – у 6 чел. Поглощенная доза ионизирующего излучения составляла от 0,256 рад до 15,2 рад: 1) от 0,256 до 1,115 рад – 20 чел., 2) от 2,2 до 8 рад – 15 чел., 3) от 8,3 до 15,2 рад – 12 чел. В среднем – 6,84 рад. Средняя доза облучения в третьей группе (12 человек) составила 9,99 рад. После обследования в терапевтическом отделении радиационного центра почти у всех 47 человек поставлены диагнозы: гипертоническая болезнь, кардиосклероз, стенокардия, энцефалопатия I–II ст. и др.

Первый профилактический осмотр органа зрения проведен в 1986–88 гг. – у 4 чел., в 1990–94 гг. – у 31 чел., в 1995–2001 гг. – у 12 чел. Обследование органа зрения проводилось традиционными методами: визометрия без коррекции и с коррекцией, биомикроскопия, периметрия, тонометрия и офтальмоскопия с мидриазом в прямом и обратном виде. При первичном обследовании через 1 год – 5 лет после возвращения с ЧАЭС у 12 человек уже обнаружена двухсторонняя МД в сочетании с хориосклерозом и уплотнением задней капсулы хрусталика с небольшим понижением остроты зрения.

У остальных 35 обследованных острота зрения с коррекцией при первичном обращении равнялась 1,0, но у большей части больных при биомикроскопии выявлялось уплотнение задней капсулы хрусталика. В этой группе при последующем диспансерном обследовании обнаружена двухсторонняя МД, которой предшествовали почти у всех больных паркетность, хориосклероз или хориофиброз макулярной области, сужение артерий сетчатки, а также уплотнение задней капсулы хрусталика и факосклероз. Развитие МД сопровождалось постепенным снижением остроты зрения, чаще всего симметрично в обоих глазах.

Начиналась МД обычно через 8–10–13 лет после пребывания в Чернобыле (в среднем через 10,5 лет), а у 12 человек – значительно раньше (через 1 год – 5 лет). Картина глазного дна при МД характеризовалась тем, что в макулярной области появлялись желтоватые или сероватые мелкие дегенеративные очажки (друзы), распыление пигмента. В дальнейшем число и размеры друз увеличивались, иногда очажки сливались в более крупные образования. Изменения в макулярной области напоминали сухую форму склеротической МД. Субъективные жалобы сводились к ухудшению зрения, и только 5 человек жаловались на темное пятно перед глазом в центре. При исследовании поля зрения у них обнаружены центральные относительные положительные скотомы при нормальных периферических границах. У остальных 42 больных центральные скотомы и изменения периферических границ выявить не удалось. ВГД во всех случаях не превышало границ нормы.

По данным последней визометрии в 2004 г. снижение остроты зрения от исходного уровня (первичной визометрии) произошло на 0,2–0,4–0,5–0,6 (в среднем на 0,37). Постепенное снижение остроты зрения происходило несмотря на то, что больные ежегодно получали 1–2 курса медикаментозного лечения (один – стационарно, второй – амбулаторно по месту жительства). Стационарно больные получали следующее лечение: кавинтон в/в капельно, пирацетам в/в струйно, трентал и эмоксипин парабульбарно, тауфон субконъюнктивально, витамин В2 в/м, витамины А и Е, препараты черники (стрикс, черника–форте и др.) внутрь.

Мы провели анализ динамики остроты зрения у 12 человек, которые получили самую высокую дозу облучения (от 8,3 до 15 рад). Снижение остроты зрения у 8 человек из этой группы началось значительно раньше: через 3–5 лет (в среднем – через 3,6 года, а не через 10,5 лет, как в общей группе). Кроме того, изменения со стороны органа зрения протекали более тяжело: у многих – МД с центральными скотомами; почти зрелая радиационная катаракта – у одного больного; у всех 12 человек – более низкие показатели остроты зрения в 2004 г.

Можно предполагать, что изменения в макулярной области происходят в связи с влиянием радиационного воздействия на весь организм по типу появления атеросклероза, «лучевого старения» иммунной системы [4], сосудистых изменений в ЦНС в виде атеросклеротических изменений артерий брахиоцефальной области [5] и преждевременного старения ЦНС [6]. На это указывает появление у больных нашей группы хориофиброза и хориосклероза в центральной области глазного дна, сужение сосудов сетчатки, как предшествующая стадия МД.

Выводы

1. По данным Уральского регионального центра радиационной медицины центральная хориоретинальная дистрофия наблюдалась у 4,8% участников ЛПА ЧАЭС.

2. Изменения органа зрения в виде макулодистрофии появлялись в среднем через 10,5 лет после пребывания в Чернобыле.

3. Дегенеративным изменениям в макулярной области предшествовали хориофиброз и хориосклероз, сужение артерий сетчатки, а также уплотнение задней капсулы хрусталика и факосклероз.

4. Понижение остроты зрения происходило постепенно и к концу наблюдения (2002–04 гг.) составило в среднем 0,37.

5. Хориоретинальная дистрофия развивалась симметрично в обоих глазах по типу сухой формы склеротической макулодистрофии и медленно прогрессировала несмотря на ежегодные курсы дедистрофической терапии.

6. Более ранние сроки появления макулодистрофии и низкие показатели остроты зрения наблюдались у лиц, получивших большие дозы обучения.

Литература

1. Сердюченко В.И. Функциональное состояние органа зрения у детей из радиоактивного загрязненного района и его взаимосвязь с общим состоянием организма, возрастом и экологической характеристикой зоны обитания / В.И. Сердюченко, Е.И. Ностопырева // Международный журнал радиационной медицины. – 2001. – Т.3, №1–2. – с.183.

2. Федирко П.А. Оценка риска развития офтальмопатологии при воздействии ионизирующего излучения низкой интенсивности // Международный журнал радиационной медицины. – 2001. – Т.3, №1–2. – с. 305.

3. Гусева Л.Ф. Клинико–эпидемиологический анализ работы Уральского регионального центра радиационной медицины / Л.Ф. Гусева, Н.А. Пильникова, Г.В. Талалаева // Международный журнал радиационной медицины. – 2001. – Т.3, №1–2. – с. 183.

4. Караулов А.В. Клиническая иммунология – 1999. – с.262.

5. Денисюк Н.Д. Допплерографическая характеристика состояния кровотока брахиоцефальной области у работников объекта «Укрытие» / Международный журнал радиационной медицины. – 2001. – Т.3, №1–2. – с. 189.

6. Нощенко А.Г. Использование математических моделей для оценки изменений электрической активности головного мозга у лиц, которые участвовали в ликвидации последствий аварии на ЧАЭС // В кн. Проблемы радiацiйноi медицини – Киiв, 1998. – с.91.




Наиболее просматриваемые статьи: