О применении препарата «Бетадин» в хирургической практике |
|
Ершова А.К.
В настоящее время частота развития инфекционных раневых осложнений в хирургической практике не снижается, несмотря на внедрение новых, современных методов профилактики и лечения. Успех хорошо выполненной сложной хирургической операции сводится на нет при развитии послеоперационных гнойных осложнений. А учащение случаев генерализации инфекции и токсико–аллергических реакций не только усложняет лечение, но и ведет к значительному увеличению времени пребывания в стационаре и удорожанию лечения больных [1]. Поэтому правильный выбор антисептического средства важен не только с точки зрения эффективной терапии гнойных заболеваний и их осложнений, но и с учетом фармако–экономических аспектов.
В более чем 60% случаев хирургические раневые инфекции вызывают 7 видов бактерий: 19% – Escherichiа сoli, 18,3% – Staphylococcus aureus, 8,8% – Proteus spp., 8,7% – Pseudomonas аeruginosa, 3,9% – Bacteroides spp., 2,6% – Streptococcus spp., 1,1% – Clostridium рerfringens [2]. Инфекционные осложнения в хирургических стационарах развиваются наиболее часто в области хирургического разреза; также не стоит забывать о постинъекционных, катетер–ассоциированных инфекциях [3] и гнойных осложнениях, часто встречающихся при формировании пролежней.
Для решения проблемы инфекционных осложнений в хирургии необходимо в первую очередь воздействовать на возбудителя инфекции. Ведущую роль в этом, несомненно, занимает антибиотикотерапия, которая в связи с развитием и усовершенствованием методов бактериологической диагностики в идеале должна основываться на точном выделении и идентификации микроорганизмов, особенно если речь идет о внутрибольничных возбудителях. Другим немаловажным аспектом в профилактике и лечении инфекционных осложнений в хирургическом стационаре является местное лечение при помощи местных форм антибиотиков и местных антисептиков.
Местные антисептики подразделяются на одиннадцать основных групп: 1 – группа галоидов, в том числе и препараты йода, 2 – окислители, 3 – кислоты, 4 – альдегиды, 5 – фенолы, 6 – спирты, 7 – гипертонические растворы, 8 – красители, 9 – соли тяжелых металлов, 10 – детергенты и 11 – производные нитрофуранов. Важной особенностью современной инфекции является наличие нескольких возбудителей, как аэробных, так и анаэробных [4], часто устойчивых к большинству антибиотиков. Также все чаще стала встречаться резистентность и ко многим антисептическим препаратам [5,6].
В настоящее время известно большое количество антисептических средств, обладающих неплохими бактерицидными свойствами [7]. Однако в последнее время результаты исследований демонстрируют, что некоторые штаммы микроорганизмов, в особенности госпитальные, становятся устойчивыми ко многим антисептикам (водный раствор хлоргексидина, раствор калия перманганата, фурацилин и др.). В связи с этим активно ведется поиск новых препаратов, надежно предупреждающих распространение госпитальной инфекции. Так, все более широкое применение находят хорошо нам известные препараты йода, а в особенности его различных комплексных соединений. В этом отношении особого внимания заслуживает препарат «Бетадин» (фармацевтическая компания «Egis», Венгрия). Этот йодофор является антисептиком широкого спектра действия, обладающим бактерицидными, спороцидными и антивирусными свойствами [2]. Биологически активное вещество препарата – повидон–йод (в форме комплекса поливинилпирролидон йода), антимикробный эффект которого обусловлен окислительным повреждением и блокированием мембраны клетки микроорганизма. Повидон–йод широко используется в хирургической практике уже более 30 лет, начиная с 70–80–х годов прошлого века [8,9].
«Бетадин» является антисептическим и дезинфицирующим препаратом, антимикробное действие которого, как уже было сказано выше, основано на повреждении йодом клеточной стенки патогенных микроорганизмов за счет окисления аминокислоты бактериальных белков, содержащие SH– и OH–группы. В основном это бактериальные ферменты и трансмембранные белки. При окислении изменяется их четвертичная структура и они теряют каталитическую и энзимную активность. Соединение йода с поливинилпирролидоном – синтетический полимер, не обладающий токсичными и антигенными свойствами, который способен обратимо присоединять другие вещества, такие как лекарственные токсины, препараты, гормоны [2]. В комплексе с поливинилпирролидоном йод теряет свойство вызывать жжение тканей при нанесении, но сохраняет высокую бактерицидную активность, что позволило расширить области его применения как антисептического средства. Благодаря полимерной молекуле йод проникает глубоко в рану, в воспаленные ткани и под струп. «Бетадин» оказывает широкий спектр антимикробного действия, проявляя высокую активность в отношении грамотрицательных (E. coli, K. pneumoniae, Mycobacterium tuberculosis, Neisseria gonorrhoeae, Proteus spp., Ps. aeruginosa, Salmonella typhi, Shigella spp.), грамположительных микроорганизмов (Bacillus subtilis, Bacillus subtilis, Clostridium perfringens, Clostridium tetani, Propionibacterium acnes, S. aureus, Str. pyogenes), грибов (Aspergillus niger, Candida albicans, Microsporum audouinii, Nocardia spp., Penicillium spp., Triphophyton spp.), а также спорообразующей флоры, простейших, трепонем, некоторых вирусов [9–12]. Особенно важным является тот факт, что несмотря на длительный период применения повидон–йода в хирургической практике наиболее часто встречающиеся возбудители инфекций не приобрели к этому препарату устойчивость [9,13–15].
По сравнению с другими антисептиками препарат «Бетадин» обладает рядом важных преимуществ: сохраняет антисептические свойства в течение длительного периода нахождения на коже; сохраняет высокие антисептические свойства даже в присутствии крови и плазмы; не вызывает развития резистентных форм микроорганизмов; хорошо растворим в воде; не токсичен при длительном и частом применении; редко вызывает аллергические реакции и устойчив при хранении.
«Бетадин» показан к применению для профилактики инфекционных осложнений в следующих клинических ситуациях [2]:
• обработка свежих ран мягких тканей;
• обработка кожи операционного поля;
• обработка кожи перед взятием крови, биопсией, диагностическими и лечебными пункциями;
• обработка слизистых оболочек;
• обработка «донорских» ран;
• обработка швов послеоперационных ран;
• обработка трансплантатов.
В качестве лечения уже возникших инфекционных осложнений «Бетадин» показан к применению при [16–19]:
• ожогах;
• гнойных послеоперационных ранах;
• диабетической и атеросклеротической гангрене;
• посттравматических гнойных ранах, остеомиелите, гнойном артрите;
• трофических язвах и пролежнях;
• промывании послеоперационных ран грудной клетки после операций на открытом сердце;
• лечение гнойных ран, свищей при отторжении водителей ритма;
• введении в кисты паренхиматозных органов.
Также возможно использование повидон–йода при обработке брюшной полости после плановых и экстренных операций и при ведении открытого перитонита; при обработке плевральной полости после экстренных и плановых операций по поводу острых и хронических гнойных процессов, особенно у больных туберкулезом [2].
Наиболее часто встречающейся проблемой в хирургической практике являются гнойные раны, возникающие при осложнении травматических повреждений кожи, хирургическом лечении острых и хронических гнойно–воспалительных заболеваний мягких тканей и костей (флегмона, абсцесс, остеомиелит и др.) и при других различных инфекционных послеоперационных осложнениях. Течение таких ран часто отягощается наличием атеросклероза нижних конечностей и/или сахарным диабетом и др. Чаще всего раневая инфекция протекает в виде нагноения раны. Клинически отмечается отек и покраснение в области поражения, болезненность при пальпации, гнойное или серозно–гнойное отделяемое, наличие некрозов. При вовлечении в деструктивный гнойно–воспалительный процесс значительного объема мягких тканей, окружающих рану, возникает флегмона [12,20]. В случае экссудирующих ран нередко развиваются пиодермия, дерматит и экзема на прилегающей к ним коже.
В лечении различных раневых процессов препарат «Бетадин» зарекомендовал себя как высокоэффективный и удобный в использовании антисептик, что было показано в исследовании В.В. Михальского и соавт. [21]. Целью данной работы явилась оценка эффективности применения препарата «Бетадин» в лечении пациентов с ранами разной этиологии. Были проанализированы результаты лечения 114 пациентов, все больные были разделены на 2 группы: 1–я группа (68 человек) – больные, у которых в комплексной терапии использовался «Бетадин». 2–я группа (56 человек) – пациенты, у которых в местной терапии использовалась мазь «Левомиколь». Перевязки проводились ежедневно. После санации раневой поверхности растворами антисептиков рану осушали и накладывали на нее стерильные салфетки, смоченные раствором «Бетадин» или пропитанные мазью «Бетадин». В результате исследования было показано, что при лечении ран при помощи «Бетадина» наблюдался отчетливый регресс воспалительного процесса в течение первых 5–7 сут.: исчезал отек тканей вокруг участка поражения, уменьшалось количество гнойного отделяемого, исчезали или становились менее интенсивными боли в ране. При применении «Бетадина» отмечено снижение обсемененности ран ниже критического уровня, менее 103 КОЕ/г к 7,2 сут., тогда как в группе с применением препарата «Левомиколь» к 9,9 сут., что обусловлено более широким спектром антимикробной активности «Бетадина». При лечении «Бетадином» отмечен выраженный противовоспалительный эффект, очищение ран происходило на 2 сут. раньше, чем при применении «Левомиколя» (8,1 и 10,2 сут. соответственно). Появление первых грануляций зафиксировано к 10,2 и 13,5 сут. Первые признаки краевой эпителизации в 1–й группе возникали через 13,9 сут., тогда как во 2–й группе – на 2,6 сут. позже. Во всех случаях (n=68) применение «Бетадина» не сопровождалось развитием побочных явлений. В результате обобщения всех полученных данных было продемонстрировано, что очищение раны при применении «Бетадина» происходило быстрее, чем в группе сравнения.
Однако не стоит забывать и о противопоказаниях к применению препарата «Бетадин», которыми являются:
• повышенная чувствительность к йоду и другим компонентам препарата;
• гипертиреоз или другие выраженные нарушения функции щитовидной железы (в том числе узловой коллоидный зоб, эндемический зоб, тироидит Хашимото и аденома щитовидной железы);
• состояние до и после применения радиоактивного йода при лечении гипертиреоза, после сцинтиграфии с применением радиоактивного йода (до полного выздоровления);
• дерматит (в особенности герпетиформный дерматит Дюринга);
• почечная недостаточность.
«Бетадин» выпускается в виде 10%–ного раствора по 30, 120 и 1000 мл (соответственно содержит 3, 12 и 100 г комплексного соединения йода с поливинилпирролидоном) и 10% мази по 20 г (содержит 2 г комплексного соединения йода с поливинилпирролидоном).
Таким образом, современные антисептические препараты, содержащие повидон–йод, в частности «Бетадин», являются высокоэффективными средствами при профилактике и лечении гнойно–воспалительных процессов в клинической практике. Препарат «Бетадин» имеет широкий спектр антимикробной, фунгицидной активности и, что немаловажно, хорошо переносится больными при минимальном количестве побочных реакций. Высокая клиническая и бактериологическая эффективность в сочетании с высоким профилем безопасности говорят о необходимости более широкого применения антисептического препарата «Бетадин» в хирургической практике.
Литература
1. Белозер А.А., Смирнов О.А., Петкова В.А. Инфекционный контроль за внутрибольничными инфекциями в стационаре скорой медицинской помощи. Сборник материалов 3–й Российской научно–практической конференции «Современные проблемы эпидемиологии, диагностики и профилактики внутрибольничных инфекций». СПб., 2003; 75–7.
2. Блатун Л.А. Современные йодофоры – эффективные препараты для профилактики и лечения инфекционных осложнений. Consilium medicum. 2005, том 7 №1.
3. Лоде Х. Катетер–ассоциированные инфекции в ОИТ. Материалы Международной конференции “Нозокомиальные инфекции в отделениях интенсивной терапии”. 1998; с. 15–6.
4. Кузин М.И., Костюченок Б.М., Колкер И.И. и др. Анаэробная неклостридиальная инфекция в хирургии (методические рекомендации). М., 1987; с 29.
5. Goldatein FW et al. S. aureus Strain Largely Resistant to Triclosan: French Study. 44th ICAAC, Washington, 2004.
6. Geissler A, Gerbeaux P, Granier I et al. Rational use of antibiotics in the intensive care unit: impact on microbial resistance and costs. Intensive Care Med 2003; 29 (1): 49–54.
7. Langer S, Sedigh Salakdeh M et al. The impact of topical antiseptics on skin microcirculation. Eur J Med Res 2004; 9 (9): 449–54.
8. Хирургические инфекции /Руководство под редакцией И.А. Ерюхина, Б.Р. Гельфанда, С.А. Шляпникова. М.– 2003. – 854 с.
9. Л.А. Блатун. Местное медикаментозное лечение ран. Проблемы и новые возможности их решения // Consilium Medicum. Хирургия. – 2007, т.9. – № 1.
10. Булынин В.И., Глухов А.А., Мошуров И.П. Лечение ран. / Воронеж. – 1998. – 248 с. 6.
11. Методическое руководство по лечению ран: Пер. с нем. / Под ред. Г. Германа. – Медика, 2000. – 123 с. 7.
12. Назаренко Г.И., Сугурова И.Ю., Глянцев С.П. Рана, повязка, больной. М.: Медицина, 2002. – 472 с.
13. Даценко Б.М. Теория и практика местного лечения гнойных ран. Проблемы лекарственной терапии. – К.: Здоров’я, 1995. – 344 с.
14. Осипов И.С., Леонов С.В. Использование антимикробного средства «Бетадин» в хирургической клинике. М: «Эгис»– 1990. – № 3. – С.7–10.
15. Zamora J.L. Povidone–iodine and wound infection. // Surgery– 1984, V. 95. – Р.121–122. 15. Zellner P.R. and Bugyi S. Povidone–iodine in the treatment of burn patients. – //Journal of Hospital Infection, 1985, V. 6. – Р.139–140.
16. Ley R. Traitement local des brulures. Panoplie et therapeutique. Acta chir Belg 1975; 74 (5): 483–99.
17. Babb JR, Briges K, Jackson DM et al. Topical chemoprophylaxis: Trial in silver phosphate chlorhexidine silver, sulphadiazine and povidone iodine preparations. Burns 1977; 3 (2): 65–71.
18. Stohes EJ, Howand E, Peters JC et al. Comporison of Antibiotic and Anticeptic Prophylaxis of wound infection in Acute Abdominal surgery. World J Surg 1977; 7 (6): 777–82.
19. Shelling CF. Comparative evalution of pouvidon – iodine aerosol, foam, solution and silver sulfadiazine cream as prophylactic topical antibacterial agents for treatment of the burn wound. Rurns 1980; 7 (2): 143–9.
20. Хирургические инфекции кожи и мягких тканей. Российские национальные рекомендации. / Руководство под редакцией В.С. Савельева. М. – 2009. – 89 с.7.
21. Михальский В.В., Горюнов С.В., Богданов А.Е., Жилина С.В., Привиденцев А.И., Аникин А.И., Ульянина А.А. /Применение препарата «Бетадин» в лечении инфицированных ран. // Русский медицинский журнал. Хирургия. Урология – 2010, т.18. – № 29., 1780–1788.