Лечение наркомании и алкоголизма: путь к выздоровлению

О применении препарата «Бетадин» в хирургической практике

Ершова А.К.

В настоящее время частота развития инфекционных раневых осложнений в хирургической практике не снижается, несмотря на внедрение новых, современных методов профилактики и лечения. Успех хорошо выполненной сложной хирургической операции сводится на нет при развитии послеоперационных гнойных осложнений. А учащение случаев генерализации инфекции и токсико–аллергических реакций не только усложняет лечение, но и ведет к значительному увеличению времени пребывания в стационаре и удорожанию лечения больных [1]. Поэтому правильный выбор антисептического средства важен не только с точки зрения эффективной терапии гнойных заболеваний и их осложнений, но и с учетом фармако–экономических аспектов.

В более чем 60% случаев хирургические раневые инфекции вызывают 7 видов бактерий: 19% – Esche­richiа сoli, 18,3% – Staphylococcus aureus, 8,8% – Proteus spp., 8,7% – Pseudomonas аeruginosa, 3,9% – Bactero­ides spp., 2,6% – Streptococcus spp., 1,1% – Clostridium рerfringens [2]. Инфекционные осложнения в хирургических стационарах развиваются наиболее часто в области хирургического разреза; также не стоит забывать о постинъекционных, катетер–ассоциированных инфекциях [3] и гнойных осложнениях, часто встречающихся при формировании пролежней.

Для решения проблемы инфекционных осложнений в хирургии необходимо в первую очередь воздействовать на возбудителя инфекции. Ведущую роль в этом, несомненно, занимает антибиотикотерапия, которая в связи с развитием и усовершенствованием методов бактериологической диагностики в идеале должна основываться на точном выделении и идентификации микроорганизмов, особенно если речь идет о внутрибольничных возбудителях. Другим немаловажным аспектом в профилактике и лечении инфекционных осложнений в хирургическом стационаре является местное лечение при помощи местных форм антибиотиков и местных антисептиков.

Местные антисептики подразделяются на одиннадцать основных групп: 1 – группа галоидов, в том числе и препараты йода, 2 – окислители, 3 – кислоты, 4 – альдегиды, 5 – фенолы, 6 – спирты, 7 – гипертонические растворы, 8 – красители, 9 – соли тяжелых металлов, 10 – детергенты и 11 – производные нитрофуранов. Важной особенностью современной инфекции является наличие нескольких возбудителей, как аэробных, так и анаэробных [4], часто устойчивых к большинству антибиотиков. Также все чаще стала встречаться резистентность и ко многим антисептическим препаратам [5,6].

В настоящее время известно большое количество антисептических средств, обладающих неплохими бактерицидными свойствами [7]. Однако в последнее время результаты исследований демонстрируют, что некоторые штаммы микроорганизмов, в особенности госпитальные, становятся устойчивыми ко многим антисептикам (водный раствор хлоргексидина, раствор калия перманганата, фурацилин и др.). В связи с этим активно ведется поиск новых препаратов, надежно предупреждающих распространение госпитальной инфекции. Так, все более широкое применение находят хорошо нам известные препараты йода, а в особенности его различных комплексных соединений. В этом отношении особого внимания заслуживает препарат «Бетадин» (фармацевтическая компания «Egis», Венгрия). Этот йодофор является антисептиком широкого спектра действия, обладающим бактерицидными, спороцидными и антивирусными свойствами [2]. Биологически активное вещество препарата – повидон–йод (в форме комплекса поливинилпирролидон йода), антимикробный эффект которого обусловлен окислительным повреждением и блокированием мембраны клетки микроорганизма. Повидон–йод широко используется в хирургической практике уже более 30 лет, начиная с 70–80–х годов прошлого века [8,9].

«Бетадин» является антисептическим и дезинфицирующим препаратом, антимикробное действие которого, как уже было сказано выше, основано на повреждении йодом клеточной стенки патогенных микроорганизмов за счет окисления аминокислоты бактериальных белков, содержащие SH– и OH–группы. В основном это бактериальные ферменты и трансмембранные белки. При окислении изменяется их четвертичная структура и они теряют каталитическую и энзимную активность. Соединение йода с поливинилпирролидоном – синтетический полимер, не обладающий токсичными и антигенными свойствами, который способен обратимо присоединять другие вещества, такие как лекарственные токсины, препараты, гормоны [2]. В комплексе с поливинилпирролидоном йод теряет свойство вызывать жжение тканей при нанесении, но сохраняет высокую бактерицидную активность, что позволило расширить области его применения как антисептического средства. Благодаря полимерной молекуле йод проникает глубоко в рану, в воспаленные ткани и под струп. «Бетадин» оказывает широкий спектр антимикробного действия, проявляя высокую активность в отношении грамотрицательных (E. coli, K. pneumoniae, Mycobacterium tuberculosis, Neisseria gonorrhoeae, Proteus spp., Ps. aeruginosa, Salmonella typhi, Shigella spp.), грамположительных микроорганизмов (Bacillus subtilis, Bacillus subtilis, Clostri­dium perfringens, Clostridium tetani, Pro­pionibac­terium acnes, S. aureus, Str. pyogenes), грибов (Aspergillus niger, Candida albicans, Microsporum audouinii, Nocardia spp., Penicillium spp., Triphophyton spp.), а также спорообразующей флоры, простейших, трепонем, некоторых вирусов [9–12]. Особенно важным является тот факт, что несмотря на длительный период применения повидон–йода в хирургической практике наиболее часто встречающиеся возбудители инфекций не приобрели к этому препарату устойчивость [9,13–15].

По сравнению с другими антисептиками препарат «Бетадин» обладает рядом важных преимуществ: сохраняет антисептические свойства в течение длительного периода нахождения на коже; сохраняет высокие антисептические свойства даже в присутствии крови и плазмы; не вызывает развития резистентных форм микроорганизмов; хорошо растворим в воде; не токсичен при длительном и частом применении; редко вызывает аллергические реакции и устойчив при хранении.

«Бетадин» показан к применению для профилактики инфекционных осложнений в следующих клинических ситуациях [2]:

• обработка свежих ран мягких тканей;

• обработка кожи операционного поля;

• обработка кожи перед взятием крови, биопсией, диагностическими и лечебными пункциями;

• обработка слизистых оболочек;

• обработка «донорских» ран;

• обработка швов послеоперационных ран;

• обработка трансплантатов.

В качестве лечения уже возникших инфекционных осложнений «Бетадин» показан к применению при [16–19]:

• ожогах;

• гнойных послеоперационных ранах;

• диабетической и атеросклеротической гангрене;

• посттравматических гнойных ранах, остеомиелите, гнойном артрите;

• трофических язвах и пролежнях;

• промывании послеоперационных ран грудной клетки после операций на открытом сердце;

• лечение гнойных ран, свищей при отторжении водителей ритма;

• введении в кисты паренхиматозных органов.

Также возможно использование повидон–йода при обработке брюшной полости после плановых и экстренных операций и при ведении открытого перитонита; при обработке плевральной полости после экстренных и плановых операций по поводу острых и хронических гнойных процессов, особенно у больных туберкулезом [2].

Наиболее часто встречающейся проблемой в хирургической практике являются гнойные раны, возникающие при осложнении травматических повреждений кожи, хирургическом лечении острых и хронических гнойно–воспалительных заболеваний мягких тканей и костей (флегмона, абсцесс, остеомиелит и др.) и при других различных инфекционных послеоперационных осложнениях. Течение таких ран часто отягощается наличием атеросклероза нижних конечностей и/или сахарным диабетом и др. Чаще всего раневая инфекция протекает в виде нагноения раны. Клинически отмечается отек и покраснение в области поражения, болезненность при пальпации, гнойное или серозно–гнойное отделяемое, наличие некрозов. При вовлечении в деструктивный гнойно–воспалительный процесс значительного объема мягких тканей, окружающих рану, возникает флегмона [12,20]. В случае экссудирующих ран нередко развиваются пиодермия, дерматит и экзема на прилегающей к ним коже.

В лечении различных раневых процессов препарат «Бетадин» зарекомендовал себя как высокоэффективный и удобный в использовании антисептик, что было показано в исследовании В.В. Михальского и соавт. [21]. Целью данной работы явилась оценка эффективности применения препарата «Бетадин» в лечении пациентов с ранами разной этиологии. Были проанализированы результаты лечения 114 пациентов, все больные были разделены на 2 группы: 1–я группа (68 человек) – больные, у которых в комплексной терапии использовался «Бета­дин». 2–я группа (56 человек) – пациенты, у которых в местной терапии использовалась мазь «Левомиколь». Перевязки проводились ежедневно. После санации раневой поверхности растворами антисептиков рану осушали и накладывали на нее стерильные салфетки, смоченные раствором «Бетадин» или пропитанные мазью «Бетадин». В результате исследования было показано, что при лечении ран при помощи «Бетадина» наблюдался отчетливый регресс воспалительного процесса в течение первых 5–7 сут.: исчезал отек тканей вокруг участка поражения, уменьшалось количество гнойного отделяемого, исчезали или становились менее интенсивными боли в ране. При применении «Бета­дина» отмечено снижение обсемененности ран ниже критического уровня, менее 103 КОЕ/г к 7,2 сут., тогда как в группе с применением препарата «Левомиколь» к 9,9 сут., что обусловлено более широким спектром антимикробной активности «Бетадина». При лечении «Бетадином» отмечен выраженный противовоспалительный эффект, очищение ран происходило на 2 сут. раньше, чем при применении «Левомиколя» (8,1 и 10,2 сут. соответственно). Появление первых грануляций зафиксировано к 10,2 и 13,5 сут. Первые признаки краевой эпителизации в 1–й группе возникали через 13,9 сут., тогда как во 2–й группе – на 2,6 сут. позже. Во всех случаях (n=68) применение «Бетадина» не сопровождалось развитием побочных явлений. В результате обобщения всех полученных данных было продемонстрировано, что очищение раны при применении «Бетадина» происходило быстрее, чем в группе сравнения.

Однако не стоит забывать и о противопоказаниях к применению препарата «Бетадин», которыми являются:

• повышенная чувствительность к йоду и другим компонентам препарата;

• гипертиреоз или другие выраженные нарушения функции щитовидной железы (в том числе узловой коллоидный зоб, эндемический зоб, тироидит Хашимото и аденома щитовидной железы);

• состояние до и после применения радиоактивного йода при лечении гипертиреоза, после сцинтиграфии с применением радиоактивного йода (до полного выздоровления);

• дерматит (в особенности герпетиформный дерматит Дюринга);

• почечная недостаточность.

«Бетадин» выпускается в виде 10%–ного раствора по 30, 120 и 1000 мл (соответственно содержит 3, 12 и 100 г комплексного соединения йода с поливинилпирролидоном) и 10% мази по 20 г (содержит 2 г комплексного соединения йода с поливинилпирролидоном).

Таким образом, современные антисептические препараты, содержащие повидон–йод, в частности «Бетадин», являются высокоэффективными средствами при профилактике и лечении гнойно–воспалительных процессов в клинической практике. Препарат «Бетадин» имеет широкий спектр антимикробной, фунгицидной активности и, что немаловажно, хорошо переносится больными при минимальном количестве побочных реакций. Высокая клиническая и бактериологическая эффективность в сочетании с высоким профилем безопасности говорят о необходимости более широкого применения антисептического препарата «Бетадин» в хирургической практике.

Литература

1. Белозер А.А., Смирнов О.А., Петкова В.А. Инфекционный контроль за внутрибольничными инфекциями в стационаре скорой медицинской помощи. Сборник материалов 3–й Российской научно–практической конференции «Современные проблемы эпидемиологии, диагностики и профилактики внутрибольничных инфекций». СПб., 2003; 75–7.

2. Блатун Л.А. Современные йодофоры – эффективные препараты для профилактики и лечения инфекционных осложнений. Consilium medicum. 2005, том 7 №1.

3. Лоде Х. Катетер–ассоциированные инфекции в ОИТ. Материалы Международной конференции “Нозокомиальные инфекции в отделениях интенсивной терапии”. 1998; с. 15–6.

4. Кузин М.И., Костюченок Б.М., Колкер И.И. и др. Анаэробная неклостридиальная инфекция в хирургии (методические рекомендации). М., 1987; с 29.

5. Goldatein FW et al. S. aureus Strain Largely Resistant to Triclosan: French Study. 44th ICAAC, Washington, 2004.

6. Geissler A, Gerbeaux P, Granier I et al. Rational use of antibiotics in the intensive care unit: impact on microbial resistance and costs. Intensive Care Med 2003; 29 (1): 49–54.

7. Langer S, Sedigh Salakdeh M et al. The impact of topical antiseptics on skin microcirculation. Eur J Med Res 2004; 9 (9): 449–54.

8. Хирургические инфекции /Руководство под редакцией И.А. Ерюхина, Б.Р. Гельфанда, С.А. Шляпникова. М.– 2003. – 854 с.

9. Л.А. Блатун. Местное медикаментозное лечение ран. Проблемы и новые возможности их решения // Consilium Medicum. Хирургия. – 2007, т.9. – № 1.

10. Булынин В.И., Глухов А.А., Мошуров И.П. Лечение ран. / Воронеж. – 1998. – 248 с. 6.

11. Методическое руководство по лечению ран: Пер. с нем. / Под ред. Г. Германа. – Медика, 2000. – 123 с. 7.

12. Назаренко Г.И., Сугурова И.Ю., Глянцев С.П. Рана, повязка, больной. М.: Медицина, 2002. – 472 с.

13. Даценко Б.М. Теория и практика местного лечения гнойных ран. Проблемы лекарственной терапии. – К.: Здоров’я, 1995. – 344 с.

14. Осипов И.С., Леонов С.В. Использование антимикробного средства «Бетадин» в хирургической клинике. М: «Эгис»– 1990. – № 3. – С.7–10.

15. Zamora J.L. Povidone–iodine and wound infection. // Surgery– 1984, V. 95. – Р.121–122. 15. Zellner P.R. and Bugyi S. Povidone–iodine in the treatment of burn patients. – //Journal of Hospital Infection, 1985, V. 6. – Р.139–140.

16. Ley R. Traitement local des brulures. Panoplie et therapeutique. Acta chir Belg 1975; 74 (5): 483–99.

17. Babb JR, Briges K, Jackson DM et al. Topical chemoprophylaxis: Trial in silver phosphate chlorhexidine silver, sulphadiazine and povidone iodine preparations. Burns 1977; 3 (2): 65–71.

18. Stohes EJ, Howand E, Peters JC et al. Comporison of Antibiotic and Anticeptic Prophylaxis of wound infection in Acute Abdominal surgery. World J Surg 1977; 7 (6): 777–82.

19. Shelling CF. Comparative evalution of pouvidon – iodine aerosol, foam, solution and silver sulfadiazine cream as prophylactic topical antibacterial agents for treatment of the burn wound. Rurns 1980; 7 (2): 143–9.

20. Хирургические инфекции кожи и мягких тканей. Российские национальные рекомендации. / Руководство под редакцией В.С. Савельева. М. – 2009. – 89 с.7.

21. Михальский В.В., Горюнов С.В., Богданов А.Е., Жилина С.В., Привиденцев А.И., Аникин А.И., Ульянина А.А. /Применение препарата «Бетадин» в лечении инфицированных ран. // Русский медицинский журнал. Хирургия. Урология – 2010, т.18. – № 29., 1780–1788.




Наиболее просматриваемые статьи: