Лечение острого цистита – что нового? |
|
Локшин К.Л.
В настоящее время наиболее авторитетным практическим руководством являются рекомендации Европейской ассоциации урологов (EAU – European Association of Urology), построенные по нозологическому принципу и регулярно обновляемые в соответствии с результатами проводимых клинических исследований. Последнее обновление клинических рекомендаций EAU по урологическим инфекциям проведено в 2009 г. и представлено в свободном доступе на сайте ассоциации (www.uroweb.org). В соответствии с данными рекомендациями, существует следующая клиническая классификация инфекций мочевых путей:
• неосложненная инфекция нижних мочевых путей (острый неосложненный цистит);
• неосложненная инфекция верхних мочевых путей (острый неосложненный пиелонефрит);
• осложненная инфекция мочевых путей (с пиелонефритом или без);
• уросепсис;
• уретрит;
• специальные формы: простатит, эпидидимит и орхит.
В нашей статье мы рассмотрим современные аспекты диагностики и лечения неосложненной инфекции нижних мочевых путей или, другими словами, острого цистита, являющегося наиболее распространенной формой инфекции мочевыводящей системы.
Установлено, что в подавляющем большинстве случаев возбудителями неосложненной инфекции нижних мочевых путей являются грамотрицательные энтеробактерии (в основном Escherichia coli) и коагулазонегативные стафилококки [Т. Hooton, W. Stamm, 1997].
Неосложненная инфекция нижних мочевых путей встречается преимущественно у женщин детородного возраста и имеет большую социальную значимость. Так, в России ежегодно регистрируется около 36 млн случаев острого цистита. Известно также, что клинические симптомы острого цистита обычно сохраняются на протяжении в среднем 5–6 дней, снижая активность и дееспособность больной как минимум в течение 2–3 дней.
Установлен ряд предрасполагающих факторов развития цистита у женщин:
• анатомо–физиологические особенности женского организма (короткий и широкий мочеиспускательный канал, близость к естественным резервуарам инфекции – анусу и влагалищу);
• активная половая жизнь;
• сопутствующие гинекологические заболевания изменяющие нормальную экосистему влагалища (воспалительные процессы, гормональные нарушения);
• контрацепция с применением спермицидов.
Хотелось бы подчеркнуть, что в настоящее время нет научных свидетельств того, что переохлаждение играет сколь–либо значимую роль в возникновении цистита у женщин. По крайней мере, у подавляющего большинства пациенток основными являются анатомический и копулятивный факторы, обеспечивающие возможность попадания патогенов в мочевой пузырь. Определенно, для возникновения воспалительного процесса немаловажны как вирулентность возбудителя, так и состояние местных иммунных механизмов слизистой мочевого пузыря.
Диагностика острого цистита редко вызывает затруднения: заболевание устанавливают на основании клинических симптомов и данных анализа мочи. Клинические проявления острой неосложненной инфекции нижних мочевых путей хорошо известны. К ним относится боль внизу живота, резь, жжение при мочеиспускании, частое мочеиспускание малыми порциями, помутнение мочи, иногда – субфебрильная температура тела. Подчеркнем, что температура тела выше 38 °С для острого цистита нехарактерна, и если таковая регистрируется на фоне дизурических расстройств, то обычно она свидетельствует о развитии острого восходящего пиелонефрита.
В соответствии с европейскими клиническими рекомендациями (EAU guidelines, 2009), для подтверждения диагноза острого цистита показано выполнение общего анализа мочи, хотя назначение лечения возможно и без него, только на основании анамнеза заболевания и клинических симптомов. Отметим, что культуральное исследование (посев) мочи с определением чувствительности возбудителя при впервые возникшем остром неосложненном цистите не показано. Однако выполнение данного исследования обязательно при рецидиве заболевания или неэффективности ранее назначенной корректной терапии.
Чрезвычайно важно отметить, что есть категории больных, у которых инфекция мочевых путей априори должна расцениваться как осложненная, и, соответственно, к этим пациентам неприменимы диагностические и лечебные действия, показанные при «банальном» неосложненном остром цистите. Так, осложненной инфекция мочевых путей считается у пожилых людей, пациентов мужского пола и у беременных. Помимо этого, в соответствии с клиническими рекомендациями EAU, инфекция мочевыводящих путей считается осложненной при наличии:
• обструкции мочевых путей;
• камней в мочевых путях;
• аномалий мочевых путей;
• пузырно–мочеточникового рефлюкса;
• госпитальной инфекции;
• вмешательств на мочевых путях в анамнезе;
• катетера или дренажа в мочевых путях;
• трансплантированной почки;
• азотемии;
• сахарного диабета;
• иммуносупрессивного состояния.
Продолжительность симптомов на момент консультации >7 дней и неэффективность адекватной антибиотикотерапии >72 ч также требует отнесения заболевания к разряду осложненных.
Выбор оптимальной эмпирической терапии (а как мы уже отмечали, при впервые возникшем остром цистите бактериологическое исследование не проводится) основывается на знании современных характеристик возбудителей инфекций мочевых путей в конкретной местности.
С этой целью в настоящее время регулярно проводятся многоцентровые клинические исследования по изучению особенностей возбудителей инфекций мочевых путей.
Так, крупнейшее международное исследование ECO–SENS (n=4734, 252 клиники в 16 странах Европы и в Канаде), закончившееся в 2003 г. [G. Kahlmeter, 2003], позволило выявить следующие закономерности.
• У 77,7% пациенток инфекция мочевых путей была вызвана Escherichia coli, у 5,2% – Proteus mirabilis, у 2,8% – Klebsiella spp., у 3,9% – другими представителями семейства Enterobacteriaceae, у 4,6% – Staphylococcus saprophyticus и у 5,8% пациенток прочими микроорганизмами.
• Отсутствие чувствительности к ампициллину имело место в 29,8% случаев, сульфаметоксозолу – в 29,1% наблюдений и триметоприму – у 14,8% выделенных штаммов микроорганизмов.
• Устойчивость штаммов E. coli менее чем у 3% пациентов была отмечена к ципрофлоксацину, ко–амоксиклаву, нитрофурантоинам, гентамицину и фосфомицину трометамолу.
В России под руководством проф. Л.C. Страчунского и проф. В.В. Рафальского были проведены аналогичные исследования – UTIAP I (1998–1999), UTIAP II (2000–2001), UTIAP III (2004–2005). В результате данных исследований установлено, что на территории РФ:
• острый цистит в 85,9% наблюдений вызывала Escherichia coli, до 6,0% – Klebsiella spp., до 1,8% – Proteus spp., до 1,6% – Staphylococcus saprophyticus, в 1,2% – Pseudomonas aeruginosa и др.;
• штаммы Escherichia coli, устойчивые к ампициллину, встречаются в 22,7–44% случаев, ко–тримоксазолу –16,2–26,9%, нитроксолину – 6,8–7,9%;
• устойчивость штаммов E. coli менее чем у 3% больных острым циститом была отмечена к норфлоксацину, ципрофлоксацину и нитрофурантоину.
Данные проведенных исследований свидетельствуют о том, что в последние годы возросла распространенность уропатогенных штаммов E. coli, устойчивых к широко используемым в настоящее время антибактериальным препаратам. Необходимо помнить, что в соответствии с современными принципами выбора эмпирической терапии прием антибактериального препарата нецелесообразен при резистентности к нему в популяции более 10–20% штаммов микроорганизмов (EAU Guidelines, 2009). Именно в связи с этим, в частности, в нашей стране недопустимо применение для лечения острого неосложненного цистита в качестве препарата первой линии сульфаметоксазола–триметоприма.
До представления конкретных схем терапии хотелось бы остановиться на задачах, решаемых при лечении острого цистита:
1) быстрое исчезновение клинических проявлений заболевания;
2) быстрое избавление от возбудителя (микроорганизма);
3) профилактика реинфекции (рецидива).
Сегодня эти задачи успешно решаются при использовании коротких курсов современных антибактериальных препаратов. Так, доказано, что лечение острого цистита фторхинолонами (например, норфлоксацином – Нолицин – или ципрофлоксацином – Ципринол) в течение 3 дней или, альтернативно, фосфомицином (однократный прием) имеет микробиологическую и клиническую эффективность более 90%, а более длительная терапия не имеет никаких преимуществ [K. Naber, 1999]. Следует, однако, подчеркнуть, что при использовании нитрофуранов, сульфаниламидов, защищенных полусинтетических пенициллинов применение коротких курсов недопустимо, так как у этих групп препаратов эффективность существенно выше при 7–дневной терапии.
Учитывая представленные выше исследования особенностей возбудителей и в соответствии с существующими клиническими рекомендациями EAU, при остром неосложненном цистите (острой неосложненной инфекции нижних мочевых путей) у женщин наиболее предпочтительна антибиотикотерапия одним из фторхинолонов: норфлоксацином (например, Нолицин), ципрофлоксацином (например, Ципринол) или офлоксацином. В качестве альтернативной терапии может быть использован фосфомицина трометамол.
Лечение рекомендуется проводить по одной из следующих схем:
– Нолицин по 400 мг 2 раза/сут. – 3 дня;
– Ципринол по 250 мг 2 раза/сут. – 3 дня;
– офлоксацин – по 200 мг 2 раза/сут. – 3 дня;
– альтернативно: фосфомицина трометамол – 3 г однократный прием.
Дополнительно к антибиотикотерапии с целью быстрого уменьшения степени выраженности симптомов заболевания при остром цистите целесообразно обильное (2–2,5 л/сут.) питье и назначение анальгетиков (ибупрофен, диклофенак, парацетамол, феназопиридин).
Выводы
• Адекватная антибиотикотерапия является краеугольным камнем успешного лечения острого неосложненного цистита.
• Формирование резистентности штаммов микроорганизмов к наиболее часто применяемым антибиотикам заставляет изменять спектр лекарственных средств терапии острого цистита.
• Фторхинолоны (Нолицин и др.) являются оптимальными антибиотиками для лечения острой неосложненной инфекции нижних мочевых путей. Альтернативно допустимо использование фосфомицина трометамола.
Литература
1. Hooton T.M., Stamm W.E. Diagnosis and treatment of uncomplicated urinary tract infection Infect Dis Clin North Am. 1997 Sep;11(3):551–81. Review.
2. Kahlmeter G. Prevalence and antimicrobial susceptibility of pathogens in uncomplicated cystitis in Europe. The ECO.SENS study. Int J Antimicrob Agents. 2003 Oct;22 Suppl 2:49–52.
3. Kahlmeter G.; ECO.SENS. An international survey of the antimicrobial susceptibility of pathogens from uncomplicated urinary tract infections: the ECO.SENS Project. J Antimicrob Chemother. 2003 Jan;51(1):69–76.
4. Naber K. Short–term therapy of uncomplicated cystitis. Curr Opin Urol 1999, 57–64.
5. Naber K.G., Bergman B., Bishop M.C., et al. Urinary Tract Infection (UTI) Working Group of the Health Care Office (HCO) of the European Association of Urology (EAU).EAU guidelines for the management of urinary and male genital tract infections. Urinary Tract Infection (UTI) Working Group of the Health Care Office (HCO) of the European Association of Urology (EAU).Eur Urol. 2001 Nov;40(5):576–88. Updated 2004.
6. Рафальский В.В., Страчунский Л.С., Кречикова О.И. и соавт. Резистентность возбудителей амбулаторных инфекций мочевыводящих путей, по данным многоцентровых микробиологических исследований UTIAP–I и UTIAP–II. Урология», 2004; 2: 13–17.