Возможности фитотерапии при сочетанной синусобронхиальной патологии |
|
Морозова С.В.
Проблема инфекционно–воспалительных заболеваний полости носа и околоносовых пазух не ограничивается рамками оториноларингологии и непосредственно связана с другими медицинскими дисциплинами, в частности, с пульмонологией, поскольку даже своевременно проведенная и адекватная терапия далеко не всегда позволяет локализовать патологический процесс на уровне верхних дыхательных путей, а это провоцирует развитие либо утяжеляет течение заболеваний бронхолегочной системы [5]. Нередко бактериальный риносинусит протекает в виде патологии, сочетанной с трахеитом, трахеобронхитом, бронхитом. Такое течение патологического процесса находит объяснение в нескольких возможных путях распространения инфекции: аспирационном, лимфогенном и/или гематогенном, нисходящем и восходящем на протяжении. В случае сочетанного хронического воспаления околоносовых пазух и бронхолегочной системы говорят о так называемом «синубронхите» или «синубронхиальном синдроме», основываясь на их тесной анатомической, физиологической и патофизиологической взаимосвязи [13]. «Синубронхиальный синдром» – это следствие многих факторов, включая нарушение иммунологической реактивности, появление так называемых транзиторных иммунодефицитных состояний, негативное воздействие на организм человека экологических, климатических факторов, бытовых и производственных интоксикаций, нерациональной фармакологической нагрузки, стрессовых состояний.
Зимнее время года неизбежно сопровождается резким возрастанием уровня «простудных» заболеваний (common cold), которые, в свою очередь, нередко протекают с формированием развернутой клинической картины острого или обострения хронического риносинусита: нарушение носового дыхания, патологические выделения из полости носа, лихорадка, головные и лицевые боли, нарушения обоняния. Диагностика и лечение бактериальных синуситов общепризнанно является актуальнейшей проблемой современной оториноларингологии, несмотря на значительные успехи современной медицины [4,7]. По многочисленным данным отечественных и зарубежных авторов, воспалительные заболевания слизистой оболочки полости носа и околоносовых пазух остаются наиболее распространенными патологическими состояниями верхних дыхательных путей. Достаточно сказать, что, по данным Национального центра по статистике болезней США, каждый восьмой житель этой страны болен или когда–либо перенес синусит. В России пациенты с синуситами составляют 20–30% среди всех госпитализированных в ЛОР отделения, причем в последнее время отмечается ежегодный прирост заболеваемости на 1,5–2,0% [6,7,9].
Основа эффективной терапии любого заболевания, в том числе и риносинусита – хорошее знание эпидемиологических, этиопатогенетических факторов патологического состояния, информативная диагностика с использованием современной аппаратуры, адекватное применение эффективных и безопасных лекарственных препаратов (антибактериальные, антигистаминные препараты, муколитики, деконгестанты) и немедикаментозных методов лечения (ирригационная терапия, дренирование околоносовых пазух, хирургическое лечение) [7]. Не вызывает сомнения обоснованность рациональной антибактериальной терапии, которая обеспечивает эрадикацию микробного агента, купирование клинических проявлений заболевания, предотвращает хронизацию острых процессов, препятствует возникновению внутричерепных и внутриорбитальных осложнений. Однако на практике нередко встречаются ситуации, когда при инфекционном заболевании дыхательных путей назначение лекарственного препарата осложняется из–за непереносимости пациентом антибиотиков [4,7].
В настоящее время достоверно доказана важная роль состояния мукоцилиарного барьера в формировании инфекционных заболеваний носа и околоносовых пазух, вследствие чего в практической оториноларингологии широко и с успехом применяются муколитики, в том числе препараты растительного происхождения [2,9]. В околоносовых пазухах на фоне воспалительных изменений слизистой оболочки происходит закрытие естественных соустий, что приводит к снижению аэрации, застою секрета слизистых желез, изменению рН, увеличению соотношения вязкость/эластичность слизи, угнетению активности, структурно–морфологическим изменениям мерцательного эпителия слизистой оболочки – от обратимой задержки двигательной активности до глубоких дегенеративных клеточных изменений и метаплазии его в многослойный плоский эпителий. Следствием названных изменений защитного барьера слизистой оболочки является бактериальная активизация и патофизиологическое развитие риносинусита. В соответствии с последними представлениями формирование и течение риносинусита охарактеризовано, как «порочный круг». Взаимодействие в «порочном круге» осуществляется, с одной стороны, факторами организма (специфические и неспецифические факторы иммунитета, секреция, мукоцилиарный клиренс, состояние соустий околоносовых пазух, клеточный метаболизм, локальная патология слизистой оболочки, нейрогенные факторы), с другой – микробными факторами (колонизация, инфекция) [12].
Необходимо принимать во внимание, что изменение морфофункционального состояния слизистой оболочки околоносовых пазух не только приводит к формированию риносинусита, но также негативно отражается на состоянии бронхолегочной системы. При бактериальном риносинусите нижние дыхательные пути страдают вследствие токсического влияния самого гнойного воспалительного процесса в пораженной пазухе, из–за отсутствия полноценного носового дыхания, иммунного дисбаланса и дополнительной сенсибилизации организма.
При бронхите неизбежно регистрируется сгущение бронхиального секрета и нарушение мукоцилиарного клиренса. Освобождению бронхов от вязкой мокроты лишь частично способствует кашлевой рефлекс, клинически выражающийся продуктивным кашлем, что обосновывает применение мукоактивных лекарственных препаратов в качестве необходимой составляющей комплексной терапии [1,3,11].
Перечисленные выше обстоятельства в значительной степени объясняют тот факт, что сочетанные поражения полости носа, околоносовых пазух и бронхолегочной системы в большинстве случаев с трудом поддаются лечению. Это делает актуальным поиск новых, более эффективных способов лечения данной категории больных.
Инфекции как верхних, так и нижних дыхательных путей имеют сходные этиопатогенетические факторы, среди которых: воспалительные изменения слизистой оболочки, нарушение состояния мукоцилиарного транспорта, повышение вязкости секрета, нарушение мукоцилиарного клиренса. Поэтому наиболее целесообразным представляется выбор препарата, эффективно воздействующего на дыхательные пути в целом. В качестве примера такого препарата можно назвать Бронхипрет, приготовленный на основе растительного лекарственного сырья. Препарат производится фармацевтической компанией «Бионорика» (Германия) – признанным мировым лидером по производству высокоэффективных, качественных стандартизованных фитопрепаратов на основе фитониринга – расшифровки механизма действия растений с использованием инновационных научно–обоснованных технологий [8].
Целебные качества лекарственных растений, хорошо известные со времен Гиппократа, легли в основу разновидности медикаментозной терапии – фитотерапии. В современной медицинской практике России и зарубежных стран фитотерапия не только не утратила своей актуальности, но получает все большее распространение.
К неоспоримым достоинствам фитопрепаратов относятся мягкое терапевтическое действие, способность комплексно влиять на различные звенья патологического процесса, низкая токсичность, хорошая переносимость, возможность длительного применения в различных возрастных группах. Рациональное сочетание активных веществ в комплексных фитопрепаратах обеспечивает их клиническую эффективность даже при использовании в относительно небольших дозах [8].
В состав стандартизованного комплексного фитопрепарата Бронхипрет входит настойка листьев плюща обыкновенного, жидкий экстракт травы чабреца (тимьян обыкновенный). Препарат принимают внутрь в виде капель или сиропа, представляющих собой прозрачную жидкость светло–коричневого цвета, с ароматом тимьяна.
Фармакологическое действие препарата Бронхипрет обусловлено оригинальным комплексным действием входящих в его состав компонентов. Трава тимьяна (Thymus vulgaris) богата эфирными маслами и флавоноидами, оказывающими секретолитический, бронхоспазмолитический и антибактериальный эффект. Плющ обыкновенный (Hedera helix) обладает секретолитическими свойствами и отхаpкивающим эффектом, обусловленными содержащимися в нем тритерпеновыми сапонинами, которые способствуют регидратации слизи за счет увеличения транссудации плазмы и воздействия на гель–фазу бронхиального секрета. Кроме того, настойка плюща обыкновенного посредством спазмолитического действия на гладкую мускулатуру значительно уменьшает бронхоспазм. Сапонины и алкалоиды определяют отхаркивающее действие препарата посредством раздражающего влияния на гастральные рецепторы, которое, в свою очередь, активизирует рвотный центр в продолговатом мозге, а также усиливает секрецию слюнных желез и бронхиальных слизистых желез. Позитивное влияние на состояние мукоцилиарного транспорта обусловлено активизирующим воздействием на моторную функцию бронхов, усилением секреции гликопротеидов и повышением активности мерцательного эпителия.
В целом фитопрепарат Бронхипрет оказывает отхаркивающее, противовоспалительное, противовирусное, секретолитическое, бронхолитическое действие, способствует снижению вязкости мокроты и улучшению условий ее эвакуации, устраняет заложенность носа.
Форма выпуска, органолептические свойства и режим дозирования препарата Бронхипрет удобны для пациентов, включая ранний детский возраст. Взрослым и детям старше 6 лет назначают капли 4 раза в сутки, в том числе: пациентам старше 18 лет – по 40 капель, подросткам в возрасте 12–18 лет – по 28 капель, детям в возрасте 6–11 лет – по 25 капель. Сироп назначают как взрослым, так и детям старше трех месяцев. Кратность приема сиропа – 3 раза в сутки, разовая доза (число капель от 10 до 50) зависит от возраста или массы тела. Для дозирования сиропа можно воспользоваться прилагаемым мерным стаканчиком. Продолжительность курса лечения препаратом Бронхипрет составляет, как правило, 10–14 дней.
При наличии клинических показаний возможно увеличение продолжительности приема препарата и проведение повторных курсов лечения. Бронхипрет рекомендуют принимать внутрь после еды. Неразведенный сироп следует запивать водой. Препарат хорошо переносится, прекрасно подходит для больных старших возрастных групп. Нежелательные побочные явления зарегистрироваы в виде крайне редко встречающихся аллергических реакций.
При назначении Бронхипрета необходимо учитывать наличие противопоказаний:
– детский возраст до 3 месяцев (при применении сиропа);
– детский возраст до 6 лет (при применении капель);
– беременность и период лактации (грудного вскармливания);
– повышенная чувствительность к компонентам препарата.
Важно отметить наличие в составе Бронхипрета этанола (в объемном отношении для капель – 19%, для сиропа – 7%), в связи с чем препарат не назначают при алкоголизме, эпилепсии, заболеваниях печени, заболеваниях и травмах головного мозга. Важно, что препарат можно использовать одновременно с антибактериальными препаратами, назначать больным сахарным диабетом.
Не следует применять препарат Бронхипрет одновременно с противокашлевыми препаратами, а также лекарственными средствами, уменьшающими образование мокроты, так как это может привести к затруднению откашливания разжиженной мокроты. Препарат разрешен к применению в качестве средства безрецептурного отпуска [10].
Эффективность фитопрепарата Бронхипрет доказана рядом клинических исследований и наблюдений. Масштабное когортное исследование, в котором приняли участие более 7000 больных с острым неосложненным бронхитом или обострением хронического бронхита, в том числе около 1500 детей в возрасте до 12 лет, было проведено под руководством Ch. Ismail [Ismail Ch., Wilier G., Steindl H., 2003]. Результаты исследования позволили сделать вывод о более высокой эффективности препарата Бронхипрет по сравнению с препаратами амброксол и N–ацетилцистеин. В рандомизированном двойном слепом плацебо–контролируемом многоцентровом исследовании Бронхипрет принимали 182 взрослых пациента (не моложе 18 лет), у которых был диагностирован острый бронхит с продуктивным кашлем. На 10–й день лечения количество излеченных пациентов составило 44%, что достоверно превысило положительый результат в группе «плацебо» – 26,4%. Положительный результат лечения острого бронхита у детей при хорошей переносимости препарата достигнут более чем в 90% случаев (пострегистрационное исследование–наблюдение с включением 1234 пациентов в возрасте от 7 месяцев до 17 лет с острым бронхитом). Отличное соотношение польза/риск у сиропа Бронхипрет, установленное в ходе этого исследования, было подтверждено и на практике [8].
Таким образом, использование препарата Бронхипрет при синубронхиальном синдроме расширяет возможности фармакотерапии и отражает многофункциональный, этиопатогенетически обоснованный подход к лечению данной категории пациентов.
Литература
1. Волков И.К. Место муколитической терапии в лечении хронических заболеваний легких у детей. Consilium medicum; Приложение № 1,2005; с.33–36.
2. Дергачев В.С., Кочетков П.А., Бондарева В.Ю. Лечение гнойного гаймороэтмоидита Синупретом.Консилиум, 1999, №7 (10), с.23–24
3. Зайцева О.В. Муколитические препараты в терапии болезней органов дыхания у детей: современный взгляд на проблему. РМЖ, том 11, № 1, 2003; с. 49–54.
4. Минеев В.Н. Новые Санкт–Петербургские врачебные ведомости, 2006, №4, с.77–80.
5. Овчинников А.Ю., Колбанова И.Г., Овчаренко С.И. Ринобронхиальный симптомокомплекс. Материалы XVII съезда оториноларингологов России (г.Нижний Новгород, 7–9 июня 2006 г.), с.319–320
6. Пискунов Г.З., Пискунов С.З. Клиническая ринология. М.: Миклош, 2002, с.225–233.
7. Пискунов Г.З., Пискунов С.З., Козлов В.С., Лопатин А.С. Заболевания носа и околоносовых пазух. Эндомикрохирургия. Москва, 2003, с.106–113.
8. Попп М. Технология фитониринга: неисчерпаемый потенциал, большие перспективы. Здоровье Украины, 2007, №13–14, с. 60–61
9. Рязанцев С.В., Науменко Н.Н., Захарова Г.П. Принципы этиопатогенетической терапии острых синуситов. Методические рекомендации. Библиотека национального регистра. Санкт–Петербург, 2007, 40 с.
10. Справочник Видаль. Лекарственные препараты в России. М.: АстраФрмСервис, 2003;с. Б–517–9.
11. Таточенко В.К. Практическая пульмонология детского возраста. М., 2001; с.12–36.
12. Friday G.A. et al. Inflammatory Disoorders of the airways – sinusitis and asthma. Clinical and pathogenic relationships. Clinics in Chest Medicine 9: 557–563.
13. Stierna P., Jannert M. Current opinions on the pathogenesis of sinusitis. The importance of local inflammatory response and ostial patency. Proceedings of a Workshop, Lund, Swedwn, 1993. Acta Otolaryngol. (Stockh) 1994; suppl 515; 1–64.