Лечение наркомании и алкоголизма: путь к выздоровлению

Ингаляции суспензии будесонида (Пульмикорта®) и комбинации будесонида/формотерола (Симбикорта®) в лечении обострений ХОБЛ

Степанян И.Э.

Лечение пациентов со стабильной хронической обструктивной болезнью легких (ХОБЛ) существенно отличается от лечения, необходимого в случаях развития обострений болезни. Помимо применения бронхорасширяющих средств, составляющих основу лечения, как при стабильном течении, так и при обострениях ХОБЛ, в последних случаях возникает потребность в назначении системных глюкокортикостероидов (ГКС), антибиотиков и проведении неинвазивной вентиляции легких [1].

Глюкокортикостероиды при обострениях ХОБЛ

Системные ГКС с успехом применяются для лечения обострений ХОБЛ. Они сокращают время наступления ремиссии, улучшают функцию легких и корректируют гипоксемию, а также могут уменьшить риск раннего рецидива и неудачи лечения, снизить длительность пребывания в больнице. Возможность их применения в дополнение к бронхолитикам должна рассматриваться при ОФВ1 менее 50% от должного. Рекомендуется преднизолон по 30–40 мг в сутки в течение 7–10 дней [1].

Поскольку большинство пациентов с ХОБЛ – люди преклонного возраста, обремененные многими сопутствующими заболеваниями, назначение системных ГКС приводит у них к многочисленным нежелательным эффектам, которые не позволяют провести лечение в адекватном объеме либо сводят на нет его непосредственную пользу [2].

Альтернативой системным ГКС при обострении ХОБЛ могут быть топические глюкокортикоиды, но польза от их применения оспаривается и при стабильной ХОБЛ, а усугубление нарушения проходимости бронхов в случае обострения становится серьезным препятствием для эффективного применения дозированных аэрозольных и порошковых ингаляторов. Увеличение дозы ингаляционных ГКС может в большей степени повышать системную биодоступность, чем терапевтический эффект.

Единственным доступным в настоящее время ГКС для ингаляций через компрессорный ингалятор (небулай­зер) является суспензия будесонида (Пульмикорт®). В руководстве GOLD сказано, что будесонид в ингаляционной форме через небулайзер может быть альтернативой (хотя и более дорогостоящей) таблетированным ГКС при лечении обострения, не сопровождающегося ацидозом, и связывается со значительным снижением частоты таких осложнений, как гипергликемия [1].

Преимущества небулайзерной терапии

Использование небулайзеров для ингаляционной терапии дает следующие преимущества по сравнению как с дозированными аэрозольными ингаляторами (ДАИ), так и с системным применением лекарств:

• отсутствие необходимости координировать вдох с поступлением аэрозоля;

• возможность локального создания высоких концентраций препаратов для быстрого достижения лечебного эффекта;

• непрерывная подача лекарственного аэрозоля с мелкодисперсными частицами;

• простая техника ингаляций;

• простота точного дозирования препарата;

• значительное сокращение нежелательных эффектов, обусловленных системным действием препарата.

Эффективность ингаляций зависит от дозы аэрозоля и других факторов:

• количества продуцируемого аэрозоля;

• размеров частиц аэрозоля;

• соотношения вдоха и выдоха;

• анатомических особенностей дыхательных путей.

Оптимальный размер частиц аэрозоля составляет 2–5 мкм. Крупные частицы (диаметром более 10 мкм) оседают в ротоглотке. Частицы диаметром менее 1 мкм либо быстро выдыхаются, не задерживаясь в дыхательных путях, либо попадают в альвеолы, где всасываются и создают нежелательный адгезивный эффект. Если аэрозоль содержит большую долю слишком мелких частиц, оседающих в альвеолах, или избыток достаточно крупных частиц, оседающих в центральных бронхах, эта часть дозы не попадает в мелкие дыхательные пути и не оказывает лечебного действия, а только всасывается в системный кровоток. Таким образом, следует стремиться не просто к увеличению легочной депозиции ГКС, но к оптимальному по размеру частиц составу аэрозоля [3].

Пульмикорт® суспензия

Будесонид успешно применяется для ингаляционной терапии у больных бронхиальной астмой более 25 лет. Ингаляции суспензии препарата с помощью компрессорного небулайзера показаны:

– для лечения обострений (вместо системных ГКС или как дополнение для уменьшения их дозы);

– для базисной терапии детей раннего возраста, которые не могут пользоваться другими ингаляционными устройствами;

– для базисной терапии взрослых пациентов с тяжелой стероидозависимой формой заболевания [3].

В последние годы суспензия будесонида находит все более широкое применение для лечения пациентов с обострениями ХОБЛ [4].

Суспензия будесонида (Пульмикорт®) для небулайзера представляет собой готовый препарат для ингаляций, выпускаемый в пластиковых контейнерах по 2 мл в дозировках 0,125 мг/мл, 0,25 мг/мл, 0,5 мг/мл. Препа­рат применяют с помощью компрессорных небулайзеров. Дозы объемом менее 2 мл разводят физиологическим раствором до суммарного объема 2 мл. После ингаляции необходимо прополоскать рот водой, если использовалась маска – умыть лицо. Открытый контейнер хранят в защищенном от света месте не более 12 часов. Перед тем как использовать остаток суспензии, контейнер осторожно встряхивают вращательным движением. Камеру небулайзера следует промывать после каждого применения будесонида.

Эффективность небулайзерных ингаляций будесонида

Опубликовано небольшое число работ, посвященных изучению эффективности и безопасности ингаляций будесонида при обострениях хронической обструктивной болезни легких (ХОБЛ).

Несколько лет назад в России было проведено сравнительное исследование, участниками которого стали 47 больных с обострениями ХОБЛ. Пациенты были разделены на 2 группы. Помимо терапии ингаляционными симпатомиметиками, антихолинергиками, препаратами теофиллина, антибиотиками, кислородом, пациенты одной из групп в течение 10 дней получали ингаляции суспензии будесонида через небулайзер по 2 мг 2 раза/сут.; а пациенты другой группы – плацебо (ингаляции физиологического раствора хлорида натрия через небулайзер 2 раза/сут.).

Результаты исследования показали, что терапия высокими дозами небулизированного будесонида у больных с обострением ХОБЛ в течение 10 дней по сравнению с плацебо достоверно ускоряла разрешение обострения ХОБЛ, приводила к уменьшению одышки, улучшению показателей ФВД, оксигенации крови, снижала число рецидивов обострений [5].

Сообщение о другом многоцентровом двойном слепом рандомизированном плацебо–контролируемом исследовании были опубликованы канадскими коллегами [6]. 199 пациентам с обострениями ХОБЛ проводили стандартную терапию: небулайзерные ингаляции β2–агонистов, ипратропия бромида, антибиотики и кислород. Пациенты были рандомизированно распределены в 3 группы. Помимо указанного выше лечения, 71 че­ловек из группы 1 каждые 6 часов получал небулайзерные ингаляции 2 мг будесонида, 62 человека из группы 2 каждые 12 часов принимали внутрь по 30 мг преднизолона, а 66 человек из группы 3 – плацебо. Наблюдение продолжалось 72 часа.

Прирост среднего показателя ОФВ1 после ингаляции бронходилататора к концу наблюдения в группах 1 и 2 достоверно увеличился относительно плацебо и составил 0,1 л в группе 1, а в группе 2 – 0,16 л. Различие прироста среднего показателя ОФВ1 в группах 1 и 2 не было достоверным. На основании полученных результатов исследователи сделали вывод о том, что ингаляции будесонида через небулайзер могут быть альтернативой таблетированным ГКС при лечении обострений ХОБЛ, не сопровождающихся ацидозом, что нашло отражение в последней редакции руководства GOLD.

Ингаляции будесонида/формотерола в амбулаторном лечении обострений ХОБЛ

За последние 2 года появились 2 сообщения об успешном применении комбинации будесонида/фор­мотерола в больших дозах в виде дозированного порошкового ингалятора (ДПИ) при обострениях ХОБЛ, не требующих госпитализации. В одном из исследований была поставлена цель определить возможность использования ДПИ будесонида/формотерола в качестве альтернативы сис­темным ГКС при обострении ХОБЛ средней тяжести [7]. Это было двойное слепое рандомизированное многоцентровое параллельно–групповое сравнительное исследование, в которое были включены 109 пациентов с обострениями ХОБЛ. Средний возраст обследованных составил 67 лет, среднее значение ОФВ1 – 45% от должного. Во всех случаях пациенты отмечали прогрессирование одышки в течение недели и более, но их состояние на момент включения в исследование не требовало госпитализации. На протяжении первых двух недель пациенты одной из сформированных групп получали ингаляции будесонида/формотерола по 320/9 мкг 4 раза/сут., в другой – 30 мг преднизолона внутрь 1 раз/сут. и ингаляции формотерола по 9 мкг дважды в сутки. Последующие 12 недель все пациенты продолжали ингаляционную терапию комбинацией будесонида/формотерола по 320/9 мкг 2 раза/сут. Оценка результатов исследования выявила отсутствие различий между группами пациентов по показателям прироста ОФВ1, динамики симптомов, оценки качества жизни, частоты неудач лечения, потребности в дополнительных ингаляциях бронхолитиков и частоты развития обострений в период последующего наблюдения. Авторы сделали вывод об одинаковой эффективности ингаляций высоких доз будесонида/формотерола и перорального преднизолона в сочетании с ингаляциями формотерола при обостениях ХОБЛ, не требующих госпитализации пациентов, и рекомендовали повышение дозы будесонида/фор­мотерола при появлении первых признаков обострения ХОБЛ как первый шаг, до назначения системных ГКС.

В другом двойном слепом рандомизированном параллельно–групповом исследовании у 45 пациентов с обострениями ХОБЛ, не использовавших ранее ГКС (средний возраст 65 лет, среднее значение ОФВ1 – 61% от должного), сравнивали противовоспалительный эф­фект ингаляций будесонида/формотерола по 320/9 мкг 4 раза/сут. и таблетированного преднизолона по 30 мг/сут. относительно плацебо. После 14 дней терапии в амбулаторных условиях снижение содержания эозинофилов в мокроте, как показатель уменьшения воспаления, под влиянием ингаляций будесонида/формотерола составило 57% и было достоверно большим, чем под влиянием плацебо. Буде­сонид/фор­мотерол по сравнению с плацебо также достоверно уменьшал выраженность симптомов обострения ХОБЛ, но не редукцию по­ка­зателя ОФВ1 [8].

Результаты двух приведенных выше исследований могут принципиально изменить существующие представления о подходах к лечению обострений ХОБЛ, но требуют дополнительного подтверждения.

Вопросы безопасности

Будесонид обладает рядом особенностей, выделяющих его в ряду других ИГКС по соотношению эффективности и безопасности. Среди этих особенностей – низкие липофильность и объем распределения, высокая степень первичной инактивации в печени и короткий период полувыведения. Данные свойства обусловливают высокую безопасность лечения будесонидом, что подтверждено результатами множества клинических исследований [3].

25–летний опыт применения ингаляций будесонида в различных дозах и у различных категорий пациентов показал, что препарат крайне редко вызывал нежелательные эффекты (подавление функции коры надпочечников, нарушение роста, увеличение вероятности переломов костей и осложнения в период беременности) [4].

Небулайзерные ингаляции высоких доз будесонида у больных с обострением ХОБЛ оказались безопасными, вызывали нежелательные эффекты не чаще, чем плацебо, и значительно реже, чем системные ГКС [5,6].

Ингаляции высоких доз будесонида/формотерола через ДПИ у пациентов с обострениями ХОБЛ средней тяжести на протяжении 14 дней не вызывали нежелательных явлений и не снижали утреннего уровня кортизола в крови по сравнению с плацебо [7,8].

Обсуждение

Особенности механизмов воспаления делают нецелесообразным применение системных ГКС для лечения стабильной ХОБЛ. Тем не менее получены доказательства эффективности коротких курсов ГКС терапии в случаях обострений болезни. Эффект ГКС при обострениях ХОБЛ достигается за счет подавления воспалительных цитокинов, С–реактивного белка, взаимодействия клеток воспаления. Назначение системных ГКС позволяет ускорить темпы достижения ремиссии, уменьшить длительность госпитализации, улучшить функцию дыхания. Опыт применения ингаляционных ГКС, как с помощью небулайзеров, так и в дозированных аэрозолях, весьма скромен, но результаты всех сообщений, опубликованных по этому вопросу, обнадеживают своей однонаправленностью. Если дискуссия о целесообразности применения ингаляционных ГКС при стабильной ХОБЛ многие годы поддерживается получением противоположных результатов разными исследовательскими группами, то применение ингаляционных ГКС при обострении ХОБЛ во всех проведенных исследованиях оказалось успешным и, что важно, хорошо переносилось пациентами. Необходимо отметить, что будесонид был единственным препаратом, действие которого изучалось у пациентов с обострениями ХОБЛ.

Успешные результаты первых попыток использования ингаляционных ГКС при обострении ХОБЛ весьма обнадеживают. Вместе с тем сами авторы считают необходимыми дальнейшие исследования, которые дали бы дополнительную информацию о новом подходе к лечению обострений ХОБЛ до того, как рекомендовать его для широкого применения [2,9].

Заключение

Исследования эффективности и безопасности применения высоких доз ингаляционного глюкокортикостероида будесонида с помощью небулайзера или дозирующего ингалятора на протяжении от 3 до 14 суток у боль­ных с обострениями ХОБЛ показали, что такое до­пол­нение к терапии ускоряло разрешение обострения ХОБЛ, приводило к уменьшению одышки, улучшению по­казателей ФВД, оксигенации крови, снижало число рецидивов обострений достоверно больше, чем плацебо, и в степени, сравнимой с приемом таблетированного преднизолона. Безопасность указанного лечения подтверждена отсутствием нежелательных эффектов.

Литература

1. Глобальная инициатива по хронической обструктивной болезни легких. Глобальная стратегия диагностики, лечения и профилактики хронической обструктивной болезни легких. Пересмотр 2007 г. Москва, Атмосфера, 2008.

2. Gunen H., Mirici A., Meral M., Akgun M. Steroids in acute exacerbations of chronic obstructive pulmonary disease: are nebulized and systemic forms comparable? Curr. Opin. Pulm. Med. 2009; V.15: P.133–137.

3. Вознесенский Н.А. Влияние фармакокинетических характеристик ингаляционных глюкокортикостероидов на их безопасность и эффективность. РМЖ. 2008, 16, № 2; С. 65–68.

4. Christensson C., Thoren A., Lindberg B. Safety of inhaled budesonide: clinical manifestations of systemic corticosteroid–related adverse effects. Drug Saf. 2008; V.31: P.965–988.

5. Авдеев С.Н., Суточникова О.А., Белевский А.С., Чучалин А.Г. Небулизированный будесонид (суспензия Пульмикорта) при тяжелом обострении ХОБЛ. Пульмонология. 2003; № 5: С. 81–88.

6. Maltais F., Ostinelli J., Bourbeau J. et al. Comparison of nebulized budesonide and oral prednisolone with placebo in the treatment of acute exacerbations of chronic obstructive pulmonary disease: a randomized controlled trial. Am. J. Respir. Crit. Care Med. 2002; V.165: P.698–703.

7. Stallberg B., Selroos O., Vogelmeier C. et al. Budesonide/formoterol as effective as prednisolone plus formoterol in acute exacerbations of COPD. A double–blind, randomised, non–inferiority, parallel–group, multicentre study. Respir. Res. 2009; V.10: P.11.

8. Bathoorn E., Liesker J.J., Postma D.S. et al. Anti–inflammatory effects of combined budesonide/formoterol in COPD exacerbations. COPD. 2008; V.5: P.282–290.

9. Falk J.A., Minai O.A., Mosenifar Z. Inhaled and systemic corticosteroids in chronic obstructive pulmonary disease. Proc. Am. Thorac. Soc. 2008; V.5: P.506–512.




Наиболее просматриваемые статьи: