Лечение наркомании и алкоголизма: путь к выздоровлению

Дисбиотические состояния при беременности и методы их коррекции

Тютюнник В.Л.

Научный центр акушерства, гинекологии и перинатологии РАМН, Москва

В последние десятилетия оппортунистические инфекции, вызываемые условно–патогенными микроорганизмами, занимают особое место в практике клиницистов различных специальностей. Во многих странах мира, в том числе и в России, отмечен рост вагинальных инфекций, которые прочно занимают ведущее место в структуре акушерско–гинекологической заболеваемости.

Внедрение современных технологий в клиническую микробиологию позволило расширить исследования и показать, что отрицательное воздействие факторов внешней среды на микрофлору макроорганизма различной локализации, в том числе влагалища и кишечника, ведет к разнообразной патологии как воспалительного, так и невоспалительного генеза. Несмотря на значительные успехи, достигнутые в диагностике, терапии и профилактике дисбактериозов, их частота не имеет отчетливой тенденции к снижению. Последнее связано также с ростом иммунодефицитных состояний на фоне ухудшения экологической обстановки, неправильного питания, частых стрессов, фармакологического бума с бесконтрольным применением лекарственных средств, в первую очередь антибиотиков и др. Чаще всего инфекция бывает обусловлена несколькими патогенными факторами – вирусами, микробами, грибами, простейшими, которые вызывают похожие по клиническому течению, но различные по патогенезу и методам лечения заболевания.

Особо важное значение инфекции приобретают в акушерской практике, так как являются частой причиной развития воспалительных осложнений во время беременности, в родах и послеродовом периоде. К осложнениям гестационного периода и родов, связанным с различными нарушениями микроценоза влагалища, относят угрозу прерывания, самопроизвольные выкидыши, преждевременные роды, хориоамнионит, несвоевременное излитие околоплодных вод, рождение детей с малой массой тела, хронической гипоксией и/или признаками внутриутробной инфекции, в послеродовом периоде возникновение раневой инфекции родовых путей, эндометрита.

По данным литературы, 75% женщин репродуктивного возраста имеют, по крайней мере, один эпизод вагинального кандидоза. В настоящее время известно 196 видов грибов рода Candida. Представители рода Candida представляют собой дрожжевые грибы, родственные Ascomycetes. Род Candida включает разнообразные виды (Candida spp.), среди которых основное значение, как возбудители кандидоза, имеют: Candida albicans, Candida tropicalis, Candida parapsilosis, Candida glabrata, Candida dubliniensis, Candida lusitaniae, Candida krusei.

Из них со слизистых оболочек человека выделяют более 27 видов. По сводным данным, Candida albicans обнаруживают в кишечнике у 20–50% здоровых людей, на слизистой оболочке полости рта – у 20–60%, во влагалище – у 10–17% небеременных женщин. Вагинальный кандидоз у беременных встречается в среднем в 30–40% случаев. Перед родами этот показатель может достигать 44,4%. Candida spp. представляют собой компонент микрофлоры, симбионтной для человека. У 10–25% населения, не имеющих клинических признаков грибкового поражения, Candida spp. непостоянно выявляются в полости рта, у 65–80% – в содержимом кишечника. Candida spp. обнаруживаются в детрите гастродуоденальных язв примерно в 17% случаев.

По современным представлениям, в нормальных условиях основным «местом обитания» Candida spp. в организме человека является кишечник. В микробной популяции кишечника доля этих грибов ничтожно мала. Рост колоний Candida spp. в организме человека отчасти регулируется благодаря работе звеньев иммунитета. Главное место в этом процессе занимают звенья неспецифического иммунитета – мононуклеарные фагоциты (моноциты/макрофаги) и полиморфноядерные лейкоциты.

Весьма важная роль в ограничении роста популяции Candida принадлежит также бактериям – кишечным симбионтам. Нормальная микрофлора, населяющая просвет желудочно–кишечного тракта, вырабатывает вещества с антибактериальной активностью (в частности, бактериокины и короткоцепочечные жирные кислоты), которые предотвращают внедрение патогенных микроорганизмов и избыточный рост, развитие условно–патогенной флоры. Кишечные палочки, энтерококки, бифидобактерии и лактобациллы обладают наиболее выраженными антагонистическими свойствами.

Термин «кандидоз» подразумевает патологический процесс, основу которого составляет избыточный рост Candida первично в желудочно–кишечном тракте и вторично – в других областях (на слизистой оболочке гениталий, бронхов, в паренхиматозных органах).

Следует особо отметить, что нарушения микроценоза влагалища и кишечника взаимосвязаны. Установлено также, что кандидоз мочеполовых органов и кишечника в 2–3 раза чаще встречается при беременности, чем у небеременных женщин. Столь высокая частота возникновения кандидоза в период гестации обусловлена рядом факторов: изменениями гормонального баланса; накоплением гликогена в эпителиальных клетках влагалища; иммуносупрессорным действием высокого уровня прогестерона и присутствием в сыворотке крови фактора иммуносупрессии, связанного с глобулинами. Установлена прямая связь между сроком беременности и частотой возникновения кандидоза влагалища и кишечника.

Для вагинального кандидоза во время беременности характерны бессимптомное течение и частые рецидивы. В связи с широким распространением кандидозной инфекции, увеличением числа факторов риска, обусловливающих ее развитие, появлением новых данных о патогенезе на фоне иммунодефицитных состояний, вопросы профилактики и лечения кандидоза в настоящее время представляют весьма сложную для практического решения проблему. Особое значение эта проблема приобретает в период гестации из–за высокого риска поражения плода. Беременные и родильницы с вагинальным кандидозом могут быть источником как внутриутробного, так и постнатального инфицирования новорожденных. За последние 20 лет частота кандидоза среди доношенных новорожденных возросла с 1,9% до 15,6%.

Важным представляется знание патогенеза данной инфекции. В развитии кандидоза различают следующие этапы: прикрепление (адгезию) грибов к поверхности слизистой оболочки с ее колонизацией, внедрение (инвазию) в эпителий, преодоление эпителиального барьера слизистой оболочки, попадание в соединительную ткань собственной пластинки, преодоление тканевых и клеточных защитных механизмов, проникновение в сосуды, гематогенная диссеминация с поражением различных органов и систем.

При вагинальном кандидозе инфекционный процесс чаще всего локализуется в поверхностных слоях эпителия влагалища. На этом уровне инфекция может персистировать длительное время ввиду возникновения динамического равновесия между грибами, которые не могут проникнуть в более глубокие слои слизистой оболочки, и макроорганизмом, сдерживающим такую возможность, но не способным полностью элиминировать возбудитель. Нарушение этого равновесия приводит либо к обострению заболевания, либо к выздоровлению или ремиссии.

Препараты, применяемые у беременных для лечения вагинального кандидоза, должны отвечать следующим требованиям: низкая токсичность для плода и для матери, эффективность, переносимость, минимальная частота выработки резистентности у возбудителей и т.д. Интравагинальное применение антимикотиков следует признать предпочтительным из–за резкого снижения системной абсорбции препаратов, что сводит к минимуму потенциальную возможность нежелательных эффектов. Кроме того, быстрее наступает редукция клинической симптоматики и выздоровление. Существует множество препаратов и схем лечения вагинального кандидоза во время беременности. Однако нет оптимального препарата, который бы отвечал всем требованиям и имел бы стопроцентную эффективность.

Препараты для лечения вагинального кандидоза подразделяются на следующие группы:

1. Антибиотики (нистатин, леворин, пимафуцин).

2. Имидазолы (клотримазол, кетоконазол, миконазол).

3. Триазолы (интроконазол).

4. Комбинированные препараты.

5. Другие препараты.

При лечении вагинального кандидоза установлено, что эффективность клотримазола составляет 70–82%, миконазола – 80%, кетоконазола – 68%, пимафуцина – 92,8%. Однако использование некоторых противогрибковых препаратов ввиду их возможного тератогенного воздействия в период гестации противопоказано.

При лечении вагинального кандидоза необходимо соблюдать принцип индивидуального подхода к каждой беременной с учетом срока гестации, клинической формы заболевания, результатов микробиологического анализа. Как правило, терапия назначается после 12 недель гестации, при острой форме вагинального кандидоза – по 1 влагалищной свече 1 раз на ночь в течение 6 дней и при рецидиве хронической инфекции – в той же дозировке, длительностью 9 дней. Одновременно соблюдается половой покой в течение 2–3 недель, проводится лечение супруга (местно 1% мазь канизона или другое противогрибковое средство). После излечения приступают к восстановлению микроценоза влагалища. Для этого местно применяется бифидумбактерин (5–10 доз в сутки) в виде влагалищных аппликаций в течение 8 дней или ацилакт в виде вагинальных свечей по 1 на ночь 1 раз в течение 10 дней.

Проведение противомикотического лечения позволяет снизить осложнения гестационного периода, родов. Недостаточная эффективность терапии отмечается лишь в тех случаях, когда женщина страдает длительным рецидивирующим вагинальным кандидозом, с указанием на неоднократные курсы лечения различными препаратами, что, по–видимому, может обусловить видовую селекцию штаммов Candida, устойчивых к традиционно применяемым лекарственным средствам.

Сопутствующий вагинальному кандидозу дисбактериоз кишечника характеризуется избыточным микробным обсеменением тонкой кишки и изменением микробного состава толстой кишки. Нарушение микробиоценоза происходит в той или иной степени у большинства больных с патологией органов пищеварения с наличием секреторно–моторных нарушений и очагов воспаления; после перенесенных острых кишечных инфекций; при длительном приеме лекарственных препаратов, влияющих на секрецию пищеварительных желез, моторику и регенерацию эпителия пищеварительного тракта и в первую очередь антибиотиков; при неполноценном питании (в том числе раздельном), экзотических диетах.

Избыточный бактериальный рост в тонкой кишке и изменение состава толстокишечной микрофлоры сопровождаются рядом симптомов и синдромов, которые вносят свою лепту в клинические проявления заболеваний, лежащих в основе их развития.

К факторам, определяющим формирование клинических симптомов дисбиоза кишечника, относятся:

1. Избыточная продукция органических кислот в результате микробного гидролиза пищевых компонентов, которая сопровождается увеличением осмолярности кишечного содержимого; снижением уровня внутрикишечного рН с инактивацией пищеварительных ферментов; нарушением процессов пищеварения и всасывания. При этом клиническими симптомами являются боли в животе, метеоризм, осмотическая диарея, потеря массы тела, гиповитаминозы, анемия.

2. Преждевременная бактериальная деконъюгация и избыточный пассаж желчных кислот, а также гидроксилирование жирных кислот в толстую кишку, сопровождается стимуляцией интестинальной секреции слизи и воды с потерей жидкости и электролитов; структурными нарушениями слизистой оболочки кишки; нарушением гидролиза и всасывания пищевого жира. Клинические симптомы при этом – секреторная диарея (не купируется после 24 ч голодания), потеря массы тела (только при тонкокишечных нарушениях), развитие воспалительных изменений в слизистой оболочке кишки.

3. Моторные расстройства различных отделов кишечника, наиболее частыми из которых являются: дуоденальная гипертензия, характеризующаяся наличием горечи во рту, воздушными отрыжками, чувством быстрого насыщения, тяжести и болей в эпигастрии, тошнотой и эпизодической рвотой, приносящей облегчение; гипермоторная дискинезия тонкой и/или толстой кишки, основным симптомом которой являются безболевые поносы; спастическая дискинезия толстой кишки с наличием запоров, бобовидного кала и болей в животе.

Один из путей устранения дисбактериоза кишечника – воздействие на патогенную микробную флору продуктами метаболизма нормальных микроорганизмов. К этим препаратам относится Хилак форте, представляющий собой стерильный концентрат продуктов обмена веществ нормальной микрофлоры кишечника (молочная кислота, лактоза, аминокислоты, жирные кислоты). Компоненты Хилак форте, помимо создания условий для роста нормальной микрофлоры, являются источником питания кишечного эпителия, способствуют его регенерации и нормализации функций, участвуют в процессах адаптации рецепторного аппарата толстой кишки к его содержимому, что чрезвычайно важно при синдроме раздраженного кишечника.

Препарат регулирует равновесие кишечной микрофлоры. Способствует регенерации физиологической флоры кишечника биологическим путем за счет нормализации и поддержания значений pH в желудочно–кишечном тракте в границах физиологической нормы, что создает неблагоприятные условия для жизнедеятельности патогенных микроорганизмов, обеспечивает санацию кишечника. На фоне ускорения развития нормальных симбионтов кишечника под действием препарата нормализуется естественный синтез витаминов группы B и K, улучшаются физиологические функции слизистой оболочки желудочно–кишечного тракта. Содержащиеся в препарате короткоцепочечные летучие жирные кислоты обеспечивают регенерацию поврежденной микрофлоры кишечника при инфекционных заболеваниях желудочно–кишечного тракта, стимулируют регенерацию эпителиальных клеток кишечной стенки, восстанавливают нарушенный водно–электролитный баланс в просвете кишки.

В первые дни лечения препарат назначают по 40–60 капель 3 раза в сутки. После улучшения состояния первоначальная суточная доза Хилак форте может быть уменьшена наполовину. Препарат принимают внутрь до или во время приема пищи в небольшом количестве жидкости (исключая молоко).

Показаниями для применения Хилак форте служат: нарушения физиологической флоры кишечника во время и после лечения антибиотиками, сульфаниламидами, лучевой терапии; синдром недостаточности пищеварения, диспепсия; диарея, метеоризм, запоры; гастроэнтерит, колит; синдром старческого кишечника (хронические, атрофические гастроэнтериты); расстройства со стороны желудочно–кишечного тракта, вызванные сменой климата и др.

Нами проведена оценка эффективности коррекции дисбиотических состояний гестационного периода. Для достижения поставленной цели было проведено лечение 47 беременных с кандидозом влагалища и кишечника. В исследование были включены женщины во II и III триместрах беременности в возрасте от 19 до 34 лет. Одновременное присутствие других «неспецифических» бактерий не являлось критерием исключения пациентов. Диагноз кандидоза подтвержден клинически и лабораторно. При обследовании производился осмотр наружных половых органов, выявление отека, эритемы, лейкорреи, измерение вагинального рН с использованием рН–метра; выяснялись жалобы больной (зуд, жжение, дизурия, диспареуния). Все симптомы, как субъективные, так и объективные, оценивались по число вой полуколичественной шкале; проводился бактериологический анализ вагинального секрета. У всех беременных присутствовали вышеупомянутые клинические симптомы дисбактериоза кишечника. Установлено, что лечение вагинального кандидоза совместно с нормализацией функции кишечника позволяет адекватно корригировать дисбиоз в организме беременных.

Таким образом, терапия дисбиотических состояний при беременности должна быть комплексной. Проведение своевременного лечения позволяет снизить частоту осложнений периода гестации, родов, послеродового периода.




Наиболее просматриваемые статьи: