Лечение наркомании и алкоголизма: путь к выздоровлению

Против нервной анорексии

Александр Черницкий

Из психотерапевтической практики

Средневековые художники тщательно выписывали бугорки целлюлитных отложений и даже сальные «блямбы» на бедрах красавиц минувшего. В пору, когда голодоморы были привычным явлением, жирные складки свидетельствовали о достатке. Но в обществе всеобщей сытости – обществе потребления – эталоном красоты стало стройное, длинноногое создание с узкой талией.

Подобные экземпляры шагают по подиумам всего мира, и вот итог: 32% тинэйджеров женского пола в просвещенной Великобритании желают стать моделями [1]. Что уж говорить о более бедных и менее просвещенных странах! Недоучкам кажется, что такая «профессия» – наикратчайший путь к беззаботной, полной развлечений жизни. А что?

Научиться «правильному» хождению гораздо проще, чем поступить в престижный университет, который еще и предстоит с немалыми трудами окончить. Еще важнее, что манекенщица – персона публичная, демонстрирующая свой «товар» лицом. Отсюда вывод: поклонники из числа миллионеров мигом найдутся, и после развеселого бракосочетания с тугим кошельком жизненный план можно будет считать выполненным.

Рвутся к такой судьбе миллионы, сбываются мечты лишь у единиц, но те и другие примерно одинаково истязают себя диетами и физическими упражнениями. В пубертатный период ужас перед жировыми отложениями нередко оборачивается анорексией – ненормальным снижением аппетита: «орексис» (όρεξις) по-гречески «аппетит». Девушка отказывается от пищи даже в состоянии истощения, и порой начинающая «звезда вихляющей поступи» доводит себя до голодной смерти. После пары летальных исходов в 2006 году в ряде стран появились ограничения как по доступу на показы изможденных моделей, так и по производству одежды для «швабры» [2].

Анорексия чревата аменорей (ά не, μήν месяц, ρέω теку) – отсутствием менструаций, что является симптомом грозного сбоя в детородном аппарате. Особенно предрасположены к анорексии дочери упитанных женщин: девочки отчаянно не желают обзаводиться фигурами своих матерей. Распространенный случай анорексии – ежедневный отказ от еды позднее 18 часов. Если учесть, что девочка завтракает в 8 утра перед школой, образуется аномальный 14-часовой разрыв в питании.

Такого рода разновидность анорексии не лечится медикаментами, поскольку вызывается психологическими причинами. Но в бывшем СССР практически нет и психотерапевтов, которые умеют справиться с этой проблемой (еще в 1930-х годах психология, скованная идеологией, превратилась в лженауку). Девочка превращается в девушку, сама осознает, что ест недостаточно, но ничего не может с собой поделать: в ее голове словно установлен блок, не позволяющий прикоснуться к куску после 6 вечера.

Психотерапевту предстоит заменить запретительный «блок» другим, разрешительным «блоком». Задача тем более сложная, что такие пациенты зачастую изнуряют себя еще и ежедневными тренировками в тренажерных залах, где сгоняют «лишний» вес, хотя уже сгонять-то нечего, кожа да кости. Но здесь у психотерапевта появляются два союзника: железная логика и девичья страсть к романтике.

Очередной пациентке мы объявили, что она получит две «мантры»: одна поможет тренироваться не чаще, чем через день, а другая позволит кушать позже 18 часов. Настоящие мантры тут, конечно, ни при чем. В переводе с санскрита «мантра» означает «сокровенное речение». Так называется короткая магическая формула, – иногда умещающаяся в один слог, – которая возникла в обрядах индуистских жрецов и близка шаманским заклинаниям.

В брахманизме и буддизме важен не смысл, а звучание мантры, которую определяет для каждого новообращенного его гуру: якобы при многократном повторении мантры про себя, а лучше вслух, исчезает страх и вообще улучшается душевное состояние [3]. Но в психотерапии превалирует именно содержание «мантры» – она должна неопровержимо доказывать девушке и вредность частых тренировок, и безопасность вечернего приема пищи.

«Мантра на спорт» выглядит примерно так: «Ежедневные тренировки характерны для большого спорта. Известно, что профессиональные спортсмены имеют проблемы со здоровьем и рано умирают. Надеюсь, тебя не привлекает такая перспектива. Чтобы поддерживать хорошую фигуру, походку, осанку, достаточно ходить на фитнес два или три раза в неделю. Повторяй себе это почаще».

«Мантра на еду» может быть такой: «Допустим, произошло самое ужасное – ты поправилась оттого, что стала ужинать. Однако многое ли изменилось? Интеллектуально ты осталась прежней, родные и близкие любят тебя ничуть не меньше, правда? Помнишь, твоя сестра тоже была пухленькой? Она не только не переживала по этому поводу, но именно в то время познакомилась со своим женихом. А ты терзаешь свой организм и не сможешь родить ребенка. Вместо отказа от еды замени спагетти и картошку овощами, а пирожки – рыбой. Заучи наизусть то, что ты сейчас услышала и повторяй всякий раз перед ужином» [4].

Плоды обе наши «мантры» начали приносить стремительно, буквально на следующий день. Обратите внимание: составлению «мантр» предшествовала предварительная встреча с пациенткой, которую мы подробно расспросили о женщинах ее семьи. Тогда-то и выяснилось, что старшая сестра еще до замужества поправилась, да и мама отличается некоторой полнотой. Подобные примеры вызывают патологический страх перед пищей и гонят в спортзал с такой силой, что без посторонней помощи перед «лишней» тренировкой никак не устоять.

Разумеется, «усвояемость» психотерапевтических внушений сильно зависит от конкретного человека, так называемого суггеренда: латинское suggero переводится как «внушаю» или «советую». Суггестивность (внушаемость) у людей очень разная. В общем виде можно принять, что чем слабее изощрен интеллект, тем выше суггестивность. Так, приобретая на рынке развесной табак, современные российские крестьяне с легкостью допускают повышенную крепость продукта в мешке справа от продавщицы и верят в легкость продукта в мешке слева, хотя один и тот же табак был рассыпан в два мешка для создания «ассортиментного ряда».

Однако не забудем, что речь сейчас идет об анорексии подростков – людей еще крайне незрелых и потому привычно подчиняющихся взрослым. Вы наверняка заметили, как мы закрепили эффект подчинения обращением на «ты», подчеркнув возрастную недееспособность пациента.

Как правило, подростковой суггестивности вполне достаточно для результативой работы.

Примечания

[1]. Rowenna Davis. Graduate news: Employers plan on raising graduate recruitment targets // The Independent. – 13 May 2010.

[2]. Наталья Филатова. Полный гламур // Итоги. – 27 ноября 2006.

[3]. Большой мифологический словарь [сост. Александр Черницкий]. – М.: Гелеос. – 2008. – Сс. 251–252.

[4]. Черницкий А.М. Легкая психология. – М.: Гелеос, 2008. – Сс. 217–219.




Наиболее просматриваемые статьи: