Знакомимся с танатотерапией |
|
Андриенко О., врач-танатотерапевт, г. Киев
В свое время незабвенный Ролан Быков, говоря о современном социуме, назвал его "шизофренизированным". И, к сожалению, с этой точкой зрения трудно не согласиться.
Особенно учитывая невозможность полноценного контакта современного человека с чувствами, которые он испытывает в момент соприкосновения с реальностью смерти. При этом имеется в виду реальная смерть, а не ее виртуальный эрзац!
При табуировании, замалчивании реальной смерти произошла ее подмена эрзац-смертью, что полностью соответствует дуальности нашего мира, не терпящего пустоты. Но так как качественно это не совсем одно и то же, то для компенсации, количество эрзац-смерти становится просто невообразимым! Ею переполнен современный кинематограф и художественная литература, масс медиа в погоне за зрительским вниманием также стараются не жалеть красок.
Под влиянием шизофренированности современного человека, колоссального влияния на него социума идет разбалансировка изначально единой системы "ум - чувства - телесные ощущения и импульсы" (Boadella D. 1987г., Успенский П. 1994г.) с преимущественным доминированием "ума" = "сознания" = "контроля"! А это в свою очередь и делает невозможным полноценный контакт с чувствами, возникающими при смерти в любом из ее проявлений.
Стремительно развивающийся процесс превосходства "ума" с параллельным "замораживанием" чувств и блокированием телесных импульсов у современного человека приводит к погоне за риском, к играм со смертью - будь то джампинг или гонки по ночному городу, не важно, главное - новый выброс адреналина! Смерть в данном случае выступает в своей специфической функции активизатора сильных (через страх) чувств современного человека, ре-интегратора трех его сфер (Баскаков В. 2007г.).
В совсем атрофированном виде это же стремление проявляется в просмотре фильмов ужасов и компьютерных играх.
Важно понять, что таким образом человек старается убедить себя, что он жив! Но это порочный путь, так как каждый раз требуется все более сильный раздражитель! То есть зависимости тоже от страха жить, а значит, и умереть!
Танатотерапия и ставит перед собой цель - оказание специфической помощи в установлении - восстановлении личностного контакта человека с процессами смерти и умирания путем моделирования характеристик тела только что умершего человека. Это позволяет максимально полно принять жизнь во всех ее проявлениях, а значит, жить естественно.
"Танатотерапия" как метод была создана в начале 80-х российским психологом Владимиром Баскаковым.
Опираясь на многолетний опыт психоанализа, работы В.Райха и А. Лоуна, изучавших взаимное влияние телесных реакций и психологических воздействий, а также на многовековой опыт восточных учений о единстве тела и духа он создал направление, которое относят к телесно-ориентированной психотерапии. Танатотерапия максимально точно моделирует реальную смерть через ее символическое представление в виде тотального расслабления, через предметные характеристики тела. При этом процессы, происходящие в ходе сеанса в сознании у многих пациентов - клиентов, удивительным образом совпадают с описанием умирания в книгах Моуди и его последователей.
Кроме того, к видам - символам смерти танатотерапия относит: сон; любое окончание, завершение, остановку; оргазм; сумасшествие (Баскаков В. 2000г.). При чем же здесь реальность смерти?!
Дело в том, что модельная (не настоящая) смерть, активируя стереотипы поведенческих, телесных реакций на реальность смерти, не приводит ни к разрушению тела, ни к психическому шоку при замыкании трех сфер человеческой сущности, в отличие от посттравматического стресса или шоковой травмы. Данный полностью контролируемый специалистом процесс позволяет встраиваться в эту модель технологически и профессионально, а значит, оказывать помощь в выведении из сложившихся поведенческих и мыслительных паттернов.
Чем более в модели не узнана смерть как чудовище, тем более человек открывается для этой реальности, тем контакт с ней полнее и целительнее! Считаю очень важным подчеркнуть следующий момент - тотальное расслабление позволяет снять мышечные блоки, сформировавшиеся в прошлом как ответ на запрет к активному действию. И в этом еще одна важная задача танатотерапии. Этим же объясняется ее высокая эффективность при необходимости снять груз непродуктивных стереотипов поведения.
Тщательно отобранные телесно-ориентированные психотехники позволяют приобрести уникальный опыт в телесных ощущениях и психических переживаниях, похожий на жизнь в самом ее начале и одновременно на безболезненную смерть (В. Баскаков). Каждый пациент, прошедший хотя бы несколько сеансов танатотерапии, не только начинает чувствовать свое тело по-другому, но и приобретает глубокий трансперсональный опыт.
Как правило, сеанс проходит в хорошо проветренном помещении, но без сквозняков. Для его проведения подбирается специальная музыка, причем не обязательно спокойная и умиротворяющая. В проведении сеанса может участвовать как один, так и несколько специалистов. Традиционно для проведения сеанса используют пол. Хотя при профессиональном выполнении все это и не обязательно. Сеанс, проведенный в условиях обычного больничного стационара или реанимации, без музыки и даже не в тишине дает эффект не худший, чем при "идеальных" условиях.
Неоднократно проверенно - "сборка" - сеанс, в котором участвует одновременно несколько терапевтов, - максимально эффективна.
Очень необычна роль пациента в сеансе танатотерапии - он не должен ничего делать, в идеале - он ничего не должен ожидать, а думать он может абсолютно о чем угодно. Главное, чтобы направление мыслей он определил до начала сеанса. Но и это не критично.
Еще одна из особенностей данного вида психотерапии - пациент может ничего, ни про что не рассказывать. На эффективность сеанса это не влияет. Хотя активное участие пациента в обсуждении его переживаний в процессе сеанса усиливает его терапевтическую роль.
Опыт участников обучающих и терапевтических групп подтверждает, что танатотерапия есть мощная техника для достижения максимальной релаксации, даже для людей, страдающих ДЦП.
Существующие в танатотерапии техники позволяют минимизировать, вплоть до полного исключения, контроль сознания, пережить удовольствие от ощущения предметности и объектности собственного тела.
Это, учитывая сохранность процессов осознания происходящего, является колоссальным трансперсональным опытом.
Танатотерапия как мощнейший метод воздействия на патологические психологические паттерны позволяет в короткие сроки ассимилировать психологические проблемы пациента и при этом не активировать реакций отреагирования, что само по себе является колоссальным прорывом в психотерапии.
Используемые методы дают возможность снять или значительно ослабить негативное воздействие на психику и поведение очагов душевной боли и страха. Данный процесс происходит в ходе контролируемого специалистом глубокого погружения в транс с последующее работой через тело и с телом.
Сверхконтроль, точнее его иллюзия, являются одной из основных проблем и причин, приводящих к невротизации личности и росту числа психосоматических состояний и заболеваний.
Танатотерапия эффективно помогает решать проблему социального избегания через максимально безопасную и комфортную модель первичного социального контакта. Она не настаивает на вербализации контакта как такового, первое время может даже не предлагаться пациенту физический контакт. Здесь важен контекст происходящего, его направленность. Задача танатотерапии- создать максимум условий для ассимиляции "замороженной" в теле и телом потенциальной энергии неосуществившихся поступков.
Хорошо известно, что в основе наркомании, алкоголизма, токсикомании и других патологических влечений лежит ощущение собственной неполноценности. Танатотерапия, включенная в комплекс специализированных лечебных мероприятий, позволяет максимально эффективно, в короткие сроки и с минимумом рецидивов решать проблемы и такого рода.
Что может быть эффективнее в их коррекции, чем восстановление целостности и гармонии с телом, принятие себя таким, каков человек есть? Все это позволяет вернуть первичную душевную гармонию, пережить сильнейшие положительные эмоции от контакта с группой и процесса выполнения танатотерапии. Тяжелобольным, раненым, пациентам, перенесшим резекцию конечностей, этот метод помогает установить полноценный контакт со своим телом и его реакциями. Принять его и полюбить таким, каким оно стало после операции.
Танатотерапия успешно работает со страхами и фобиями. Применяется для коррекции нарушения сна, проблем в сексуальной сфере. Она доказала свою эффективность в работе с лицами, страдающими заболеваниями опорно-двигательного аппарата. Очень хорошие показатели при работе с беременными с целью принятия своего нового положения, уменьшения болевых ощущений в родах и быстрейшей адаптации в послеродовой период.
Так как техники не требуют вербального контакта, метод показан для работы с жертвами посттравматического стрессового расстройства. Особенно в начале терапии, в острый период - когда контакт затруднен или пациент неадекватен.
Особая роль отводится танатотерапии в оказании помощи тяжелобольным и тем, кто ухаживает за больными и умирающими. Танатотерапевт может обучить тому, как помочь максимально расслабить больного, снять болевые ощущения, улучшить настроение и увести от беспокоящих мыслей, снять страх…
Адаптированные приемы, взятые из древнейших практик помощи умирающему, позволяют также облегчить последний период уходящему из этого мира… Танатотерапия как терапевтический метод имеет множество приемов, среди них наиболее употребляемы для прикладных целей - "антибаскаков", "сальто-мортале", "ботики Смерти", "дыхание Смерти" и многие другие... Но базовыми являются всего четыре из них! Это "театр прикосновений", "телесная гомеопатия", "телесная магия" и "последовательность предъявляемых опор".
Причем основной акцент при этом делается на специфике их выполнения. То есть, как невозможно стать оперирующим хирургом, только читая книги, так и невозможно стать танатотерапевтом без многих часов оттачивания навыков правильного выполнения каждого из приемов под контролем наставника-практика, не пройдя курса танатотерапии как клиент. Прелесть метода еще и в том, что неправильно выполненная техника не способна навредить, в отличие от неправильно выбранного лечения.
Вот краткое описание базовых приемов танатотерапии, которые буду описывать в "классической" (наиболее часто употребляемой) последовательности.
1. "Театр прикосновений"
Пациенту предлагается занять позицию лежа на спине. При этом оптимальном местом для проведения сеанса является пол, покрытый матом или чем-нибудь подобным.
После того как человек лег, мы обращаем свое внимание на то, какую позицию он занял. Как лежат его руки, особенно кисти, как он расположил ноги, ступни - это является очень значимыми диагностическими признаками. Контроль за динамикой их положения позволяет нам судить о происходящих с пациентом процессах.
Итак, сеанс начинается… На время его проведения танатотерапевт становится "актером" - лицом активно действующим. Пациенту отводится роль "зрителя" - пассивно воспринимающего. "Актер" максимально удобно располагается возле "сцены" - тела "зрителя", видь именно тело - объект приложения наших усилий. Причем усилий максимально выверенных, дозированных по нагрузке и времени воздействия … На этой сцене разыгрывается спектакль - актер предъявляет телу множество одновременных контактов различных по площади, силе, длительности соприкосновения, причем главное условие прикосновения - "не спешить"! Именно так, а "делать медленнее" или как-то по-другому - это уже совсем другие акценты, и это не про танатотерапию…
И еще одно не менее важное условие для правильного выполнения - ни в коем случае не "набрасываться" на "пассивно-воспринимающего". Задача - выждать достаточный промежуток времени, для того чтобы контакты со стороны актеров стали долгожданными, востребованными и были приняты зрителем. Именно в этом максимально проявляется суть метода - работа не как результат "вторжения", а за счет "создания условий", благоприятных для изменений!
Наконец, мы приступаем к непосредственному физическому соприкосновению со "сценой" - телом пациента. Наша цель - максимально удивить своего партнера - пациента. Удивить постановкой своеобразного "спектакля", " телесного джаза" (В.Баскаков, 2007 г., П.Горобец, 2000 г.), "сюжетом", "сценическими ходами", "невозможностью" происходящего!
Смысл этого действа?! Такая поляризация ролей, режим контакта-касания, активизирует особый контекст происходящего. Тело становится предметом, вещью, объектом только еще в одном случае - когда это тело мертво! В данном случае, аппелируя к "смерти", мы в итоге активируем "жизнь".
2. "Телесная гомеопатия"
Этот прием как нельзя лучше отображает основной принцип танатотерапии - принцип малых доз и величин. Перефразируя великого С. Ганемана, основателя гомеопатии, основоположник танатотерпии В. Баскаков сформулировал его так: "минимальные по силе и амплитуде воздействия приводят к максимальным по силе чувствам и переживаниям".
Внешне это самый неэффектный прием. Ну что интересного может представлять человек, прикоснувшийся к стопе или голове другого и вроде бы ничего с этой самой стопой (головой) не делающий?! Или держащий на своей кисти кисть пациента? Нет, если внимательно смотреть, то можно заметить, что минут за 10 -15 они повернутся на 5 - 10 градусов влево или вправо, а потом точно так же вернутся в почти прежнюю позицию. И это все?! Вот именно в этом и скрыто "все"! Очень важно, критично по сути, правильно выбрать, куда поворачивать конечность; недопустимо в первые пару сеансов прикасаться к голове пациента, в каких бы вы хороших отношениях с ним не были до этого; кисть поднимает и подводит под нее ладонь терапевт, но никак не пациент дает поднять его кисть - и в этом колоссальная разница, причем измеряемая в весе килограммами… И эта разница связана с участием контроля сознания над происходящим, в ней проявляется все тот же контекст - только после смерти тело становится абсолютно "неактивным", предметом.
3. "Телесная магия": ясные и точные намерения и действия
В телесной психотерапии механизм "магического" проявляется во всем своем первозданном смысле - в механизме так называемой "структурной работы". То есть "… знаемая последовательность известных действий гарантированно приводит к знаемому результату".
В данном случае - намерение "вытягивать" конечность приведет к обоюдному ощущению ее удлинения. Причем у пациента это сопровождается ощущениями удлинения чуть ли не до бесконечности… Суть происходящего - в "присоединении" к партнеру.
Он лежит на спине в положении "звезды". Терапевт подсаживается к конечности пациента так, что она располагается у него между ногами, при этом является биссектрисой угла, образованного его ногами, и одновременно продолжением собственной противоположной ноги. Задача - плавно, максимально медленно и на минимальную высоту над полом, приподняв конечность на прямых руках, "вытягивать" ее на себя за счет наклона назад прямой спины. Причем действие не выполняется как таковое, а намечается! При правильном выполнении этого приема боль не возникает даже если пациент не в состоянии двигать рукой в плечевом суставе! При малейшей жалобе на боль выполнение приема прекращается - терапевт допустил ошибку.
"Максимально" растянув конечность партнера, минут так за 10, вы замираете и потом еще медленнее возвращаете ее на место. Если в процессе выполнения тело пациента сдвигается с места - это не страшно, главное - чтобы потом его не забыли вернуть на прежнее место. Ну и условия всех предыдущих приемов никто не отменял - "не спеши", "минимальные по силе и амплитуде воздействия"!
4. "Последовательность предъявляемых опор"
Позиция тела все та же - в идеале "звезда", лежа на спине и с открытыми вверх ладонями рук. Терапевт подводит свою кисть под кисть пациента и начинает плавно, аккуратно и медленно приподнимать, отрывать ее от пола. В момент, когда она, "оперевшись" о запястье, станет максимально тяжелой, переходим к запястью. Перехватываем руку, придерживая кисть, и начинаем поднимать предплечье за запястье, отпустив при этом кисть. Используем максимально разнообразные по амплитуде сгибательно-разгибательные и вращательные движения в локте. При правильном выполнении, когда пациент "не узнает" предлагаемые терапевтом движения, в определенной точке траектории кисть сама "переваливается" из одной позиции в другую! При этом рука остается "тяжелой". После перехода через эту точку отрываем локоть от пола и, подведя под него ладонь, продолжаем вращательные и сгибательные движения, теперь уже с вовлечением и плечевого сустава. Опять же, при правильном выполнении, в какой-то момент кисть сама изменит свое положение относительно запястья.
После этого заканчиваем упражнение. По такой же схеме работаем с ногой и с головой. Время для работы с каждой из конечностей и на весь цикл зависит только от погруженности в процесс терапевта, в сторону удлинения.
Вот, пожалуй, и все, очень кратко, о танатотерапии и ее методах.
Литература:
1. В.Баскаков. Танатотерапия, теоретические основы и практическое применение. 2007. М., Институт общегуманитарных исследований.
2. П. Горобец. Модели телесной психотерапии. Вестник НЛП. 2/2000.М, "КСП+".
3. Е.Э. Газарова. Клинические аспекты танатотерапии. 2000. М. Институт психотерапии