Фармакотерапия мочекаменной болезни |
|
Н. Дзеранов, докт. мед. наук
Руководитель Республиканского центра литотрипсии, зав. отделом мочекаменных болезней НИИ урологии Минздрава России
Мочекаменная болезнь (МКБ) до настоящего времени является одним из самых распространенных урологических заболеваний. Заболеваемость МКБ по регионам России колеблется от 25,5% (Урал) до 41,5% (Восточная Сибирь), а больные с различными формами этой патологии занимают 35 – 50% коечного фонда урологических стационаров. По мнению многих авторов, это заболевание как проявление нарушения обмена веществ будет иметь тенденцию к росту в связи с ухудшением экологической ситуации.
Отчего и почему?
Единой концепции этиопатогенеза МКБ в настоящее время нет, поскольку на ее развитие влияет состояние многих органов и систем организма – как врожденная, так и приобретенная патология, а также плохие социально-экономические условия, загрязнение внешней среды и т.д., в связи с чем ряд авторов относит это заболевание к так называемым болезням цивилизации. Современные представления об этиопатогенетическом процессе камнеобразования представлены на схеме.
Климатические и биогеохимические факторы (к последним относятся хлориды, сульфаты, пестициды в воде и продуктах питания) оказывают прямое токсическое или опосредованное влияние на организм человека, вызывая нарушения метаболизма в биологических средах, и приводят в итоге к возникновению тубулопатий, проявляющихся нарушением пуринового, щавелево-кислого и фосфорно-кальциевого обменов. Повышение концентраций камнеобразующих факторов в сыворотке крови и моче ведет к кристаллурии, которая при недостатке веществ, поддерживающих коллоидную стабильность мочи и способствующих поддержанию солей в растворенном виде, а также при изменениях рН мочи приводит к слипанию кристаллов и тем самым к образованию микролитов, что и является пусковым механизмом камнеобразования. К этим веществам относятся солюбилизаторы (гиппуровая кислота, ксантин, хлорид натрия, цитраты, магний), а также ингибиторы кристаллизации (неорганический пирофосфат, ионы цинка, марганца, кобальта), концентрация которых в моче у больных МКБ, как правило, снижена. При хроническом пиелонефрите основную роль в камнеобразовании играют продукты метаболизма ряда микробов (фенолы, крезолы и летучие жирные кислоты), которые также нарушают метастабильное состояние солей в перенасыщенном растворе. Огромную роль в камнеобразовании играют также различные аномалии почек, нарушения уродинамики верхних мочевых путей, микроциркуляции и другая патология.
Мочевые камни в зависимости от типа нарушений обмена веществ или наличия инфекции могут быть различного химического состава: часть из них имеет моноструктурное строение, но чаще встречаются полиминеральные, или смешанного строения, камни. Знание структуры камня играет немаловажную роль при выборе методов лечения и профилактики. В настоящее время урологами всего мира признана минералогическая классификация мочевых камней.
Особенности диагностики МКБ
Диагностика МКБ основывается, прежде всего, на жалобах больного, из которых наибольшее значение имеют приступы почечной колики, особенно повторные. В периоде между приступами наблюдаются тупые боли в поясничной области, отхождение камней, гематурия, которая обычно возникает после физической нагрузки.
Общеклинические методы исследования позволяют выявить признаки поражения почки и мочевыводящих путей (положительный симптом Пастернацкого, болезненность при пальпации в области почки или по ходу мочеточника, пальпируемая почка).
В анализе крови, сделанном во время почечной колики или атаки пиелонефрита, осложняющего МКБ, выявляется лейкоцитоз, сдвиг лейкоцитарной формулы влево, токсическая зернистость нейтрофилов, увеличение СОЭ.
В моче обнаруживаются небольшое количество белка, единичные цилиндры, свежие эритроциты и кристаллы солей, при пиелонефрите - лейкоцитурия.
Рентгенологическое исследование занимает ведущее место в распознавании камней в почке или в мочеточнике. Самым распространенным методом является обзорная урография. С ее помощью можно определить величину, форму камня, а также его локализацию. При необходимости, в случае коралловидного камня или сомнениях в отношении причастности тени к мочевым путям, делают снимки в двух проекциях. Обзорная урограмма должна охватывать всю область почек и мочевыводящих путей с обеих сторон.
Но не все камни дают тень на обзорном снимке, а в ряде случаев тень, подозрительная на конкремент, может принадлежать камню желчного пузыря, инородному телу, обызвествленному лимфоузлу и т.д. В проекции малого таза часто видны округлые тени – флеболиты, похожие на камень. После обзорной урографии следует проводить экскреторную урографию, которая позволяет уточнить, относится ли тень к мочевым путям, а также определить анатомо-функциональное состояние почек и локализацию конкремента (в лоханке, мочеточнике). При рентгенонегативном камне на фоне рентгеноконтрастного вещества виден дефект наполнения, соответствующий конкременту. Как правило, экскреторная урограмма дает полное представление о выделительной функции почки, однако после приступа почечной колики почка находится в состоянии блокады и выделение рентгеноконтрастного вещества на стороне поражения может отсутствовать. При исследовании функции почки большую помощь оказывают изотопные методы.
Определенное место в диагностике МКБ занимает ультразвуковое исследование почек и мочевого пузыря. Косвенным симптомом в пользу наличия камня верхних мочевых путей может служить расширение чашечно-лоханочной системы.
Ретроградную пиелографию с жидким рентгеноконтрастным веществом или кислородом (пневмопиелографию) делают только в случаях, когда остаются сомнения относительно диагноза или тень камня не видна, что обычно бывает при рентгенонегативном камне.
При проведении дифференциального диагноза очень важно не пропустить острый аппендицит, острый холецистит, прободную язву желудка, острую непроходимость кишечника, острый панкреатит, внематочную беременность и ряд других заболеваний.
Все средства хороши...
За последние 10 лет в связи с широким внедрением в урологическую практику современных технологий удаления камней из почек и мочевых путей существенно изменились тактика и стратегия лечения этого заболевания. Следует подчеркнуть, что МКБ – это хирургическая патология, и только у 5% больных (их камни состоят из солей мочевой кислоты) эффективны консервативные методы, в частности, литолиз. Наиболее широкое распространение (почти в 85% случаев) получило применение дистанционной ударно-волновой литотрипсии (ДЛТ), отличающейся наименьшей травматичностью.
Как уже было сказано, ДЛТ по праву заняла ведущее место в лечении камней почек и мочеточника. Этот простой, малотравматичный и экономически выгодный способ лечения камней является методом выбора наряду с эндоскопическими и открытыми оперативными вмешательствами. Особенно эффективно применение ДЛТ при относительно небольших размерах камней (до 2 см) и сохраненных функциях пораженной почки. Хорошо налаженная диспансеризация населения и применение этого метода лечения позволяют рассчитывать на значительное уменьшение тяжелых форм МКБ, осложненных уросепсисом и почечной недостаточностью, которые являются основной причиной смерти больных при этом заболевании.
На сегодняшний день можно с уверенностью говорить о том, что ДЛТ широко внедрена в клиническую урологическую практику. Отделения ДЛТ функционируют более чем в 90 городах России.
Одновременно освоены и продолжают разрабатываться новые оперативные способы, позволяющие в большинстве случаев избежать открытой операции и достичь желаемого результата с меньшим риском для пациента. К их числу относятся и различные эндоурологические операции. Основным критерием выбора метода эндоскопического разрушения камня являются величина, форма, положение и длительность нахождения камня в мочеточнике. В настоящее время расширяются показания для лечения МКБ с помощью лазера.
Алгоритм лечения больных МКБ представлен на схеме.
Возможности фармакотерапии МКБ
Учитывая, что любая операция по удалению камня, по сути является симптоматическим лечением, следует отметить возрастание роли различных консервативных методов лечения МКБ (медикаменты, физио-, бальнео- и фитотерапия), направленных на коррекцию обменных нарушений и профилактику рецидивов камнеобразования.
В своей практике мы широко применяем фитотерапию, способствующую улучшению уродинамики в верхних мочевых путях и более быстрому отхождению камней или фрагментов и песка после их разрушения с помощью ДЛТ. При этом предпочтение отдается удобным в применении официнальным препаратам (ависан, олиметин, марелин, фитолит, цистон, фитолизин, ниерон, урофлукс, уралит, цистенал, роватинекс, кеджибеллинг и др.), часть из которых повышают концентрацию защитных коллоидов в моче.
При почечной колике, обусловленной камнями мочеточника, показаны анальгетики и спазмолитики (баралгин, максиган, триган и др.) либо внутримышечное введение диклофенака (вольтарена, диклорана и др.). Нередко приходится назначать и так называемые литические смеси, содержащие промедол или ненаркотические анальгетики пентазоцин (фортрал), буторфанол (морадол), трамадол (трамал) и др.
Исследования последних лет показали, что в таких случаях, особенно при почечной колике, возникающей в первые дни после ДЛТ, целесообразно назначать неспецифические противовоспалительные средства (индометацин, диклофенак, пироксикам и др.) и антиоксидантную терапию такими препаратами, как эссенциале, фосфолип, липостабил, витамины Е и А.
При наличии пиелонефрита применяются также препараты, улучшающие микроциркуляцию (пентоксифиллин и его аналоги трентал, агапурин, пентилин, релофект и др.), дезагреганты (курантил, персантин), антагонисты кальция (верапамил и др.) в сочетании с антибактериальными средствами (антибиотики, сульфаниламиды и так называемые уросептики).
Антибактериальная терапия назначается после посева мочи на микрофлору, определения степени бактериурии и чувствительности к антибактериальным препаратам. При небольшой бактериурии достаточно провести курсы антибактериальной терапии с учетом чувствительности микрофлоры с последующим контрольным посевом мочи. Чаще всего в таких случаях назначают перорально препараты нитрофуранового ряда (фурагин, фурадонин, фуразолидон), налидиксовой кислоты (невиграмон, неграм), оксолиниевой кислоты (грамурин, диоксацин), пипемидиевой кислоты (палин, пимидель), нитрокосолина, норфлоксацина (нолицин, норфлокс и др.). Возможно также назначение и сульфаниламидов, которые в достаточной мере концентрируются в моче: этазол, уросульфан, котримоксазол (бисептол, бактрим, септрин и др.).
При более выраженном воспалительном процессе в почках требуется применение антибиотиков. В этих случаях возбудителями, как правило, являются грамотрицательные микроорганизмы из группы энтеробактерий либо стафилококки и энтерококки. Поэтому целесообразно назначение антибиотиков широкого спектра действия из группы амино- и карбоксипенициллинов (ампициллин, оксациллин, ампиокс, карбенициллин, тикарциллин), комбинированных препаратов (ампициллин в комбинации с сульбактам-натрием, амоксициллин либо тикарциллин в комбинации с клавулановой кислотой или ее солями).
Альтернативой полусинтетическим пенициллинам в подобных случаях являются цефалоспорины первого и второго поколений, которые также имеют широкий спектр действия: цефалексин, цефадроксил, цефрадин, цефаклор, применяемые per os; цефалотин, цефалоридин, цефазолин, цефуроксим, цефамандол, цефотаксим, цефотетан, цефметазол для парентерального введения. Благодаря тому, что многие препараты применяются перорально, лечение можно проводить амбулаторно.
Однако при тяжелом течении пиелонефрита, обусловленном полирезистентными штаммами микроорганизмов (так называемыми нозокомиальными штаммами), антибактериальная (предоперационная) терапия должна проводиться в условиях стационара, нередко на фоне дренирования пораженной почки внутренним стентом. В таких случаях применяются антибиотики из группы аминогликозидов (сизомицин, гентамицин, тобрамицин, нетилмицин, амикацин); цефалоспорины третьего и четвертого поколений (цефтриаксон, цефтизоксим, цефтазидим, цефпиром); бета-лактамные антибиотики (азтреонам, имипенем в комбинации с циластатином, меропенем); фторхинолоны (офлоксацин, ципрофлоксацин, эноксацин, пефлоксацин, флероксацин, ломефлоксацин и др.). Безусловно, вышеперечисленные антибиотики являются препаратами второй очереди и назначаются в тяжелых случаях инфекционного процесса или тогда, когда препараты первой очереди не дали желаемого результата.
Следует отметить, что полная ликвидация инфекции при МКБ, особенно если камень нарушает уродинамику, практически невозможна, и поэтому антибактериальную терапию назначают перед операцией и после нее, особенно после ДЛТ.
Профилактика и диспансеризация
После удаления камня больные в течение 5 лет нуждаются в постоянном наблюдении и лечении у уролога поликлиники, что положительно влияет на исход заболевания (см. диаграмму). Проводится консервативная терапия, направленная на ликвидацию инфекции и коррекцию метаболических нарушений. Все препараты назначают на фоне соответствующего питьевого режима, диеты, двигательной активности и физиотерапевтических процедур.
После ликвидации инфекции мочевыводящих путей лечение должно быть направлено на профилактику рецидивов камнеобразования. С этой целью применяют аллопуринол, бензбромарон (при повышении уровня мочевой кислоты в крови), а также цитратные смеси (уралит-У, блемарен и др.). Цитратные смеси неплохо зарекомендовали себя при наличии уратов — лечение ими в течение 2-3 месяцев нередко приводит к полному растворению камней.
При профилактическом лечении оксалатного литиаза неплохо зарекомендовал себя препарат оксалит С, а также витамины В1, В6 и оксид магния, который является ингибитором кристаллизации оксалата кальция. При почечной гиперкальциурии эффективным является гипотиазид в сочетании с калийсодержащими препаратами (панангином, оротатом калия). Для регуляции фосфорно-кальциевого обмена назначается ксидифон – первый отечественный препарат из группы дифосфонатов.
В комплекс мероприятий, направленных на профилактику рецидива заболевания, входит и санаторно-курортное лечение (Железноводск, Трускавец, Боржоми, Джермук, Карловы Вары и др.).
Статья опубликована в журнале "Фармацевтический вестник"