Новое в лечении острых кишечных инфекций у детей |
|
В. Учайкин,
Проф., зав. кафедрой детских болезней РГМУ, акад. РАМН
Острые кишечные инфекции (ОКИ) у детей были и остаются одной из актуальных проблем педиатрии. В мире ежегодно болеют ОКИ более 1 млрд человек, из которых 65-70% составляют дети. В России в последние годы по заболеваемости на 100 тыс. населения ОКИ у детей занимают 4-е место в общей структуре инфекционных болезней.
Первое место в структуре ОКИ занимают микробные инфекции (дизентерия, сальмонеллез и др.). Вирусные кишечные инфекции особенно часто встречаются у детей первых двух лет жизни. В последние годы отмечается изменение этиологической структуры ОКИ у детей, возрастает удельный вес заболеваний, обусловленных антибиотикорезистентными штаммами бактерий и вирусами.
ОКИ начинается внезапно с подъема температуры, тошноты, рвоты, болей в животе, жидкого стула.
В лечении ОКИ у детей выделяют три основных направления: освобождение, очищение организма от возбудителя или токсина; восстановление обменных процессов в организме, главным образом водно-солевого; восстановление нормальной деятельности желудочно-кишечного тракта.
Для освобождения организма от возбудителя и его токсина до последнего времени традиционно используются антибиотики различных групп, химиопрепараты антибактериального действия. Однако ОКИ могут быть вызваны вирусами, которые нечувствительны к антибиотикам, или микробами, устойчивыми к антибактериальным препаратам.
Высокая заболеваемость и смертность от кишечных инфекций у детей, быстрое распространение устойчивости возбудителей ОКИ к новым антибактериальным препаратам ставят на повестку дня поиск и разработку новых безопасных и эффективных средств терапии и методов их использования. В этом отношении особого внимания заслуживают пробиотики.
Многолетние клинические наблюдения и сравнительный анализ эффективности различных лекарственных препаратов у детей с ОКИ бактериальной этиологии (шигеллез, сальмонеллез и др.) показали, что применение химиопрепаратов (группа нитрофуранов, комбинированные препараты сульфаниламидов и триметоприма) или антибиотиков (гентамицин, полимиксин и др.) при легких и среднетяжелых формах ОКИ нерационально.
Особую группу составляют пробиотики, изготовленные на основе живых бифидобактерий.
В исследованиях установлено, что бифидобактерии, наряду с другими бактериями нормофлоры желудочно-кишечного тракта, принимают активное участие в водно-солевом обмене, метаболизме углеводов, белков, липидов и других соединений; обладают морфокинетическим действием, участвуют в рециркуляции желчных кислот, продуцируют биологически активные соединения и принимают участие в иммуногенезе; обеспечивают колонизационную резистентность и предотвращают транслокацию патогенов, детоксицируют экзогенные и эндогенные субстраты и метаболиты, стимулируют синтез эндогенного интерферона, репаративные процессы в кишечнике и т.д.
Терапевтическая эффективность бифидобактерий при ОКИ как у детей, так и у взрослых находится в прямой зависимости от исходной концентрации вводимой суточной дозы. В этом отношении перспективными оказались такие бифидосодержащие пробиотики, как пробифор и бифидумбактерин форте в повышенных суточных дозах.
В состав бифидумбактерина форте входят лиофильно высушенная микробная масса живых бактерий антагонистически активного штамма Bifidobacterium bifidum № 1, иммобилизованных на частицах косточкового активированного измельченного угля, и кристаллическая лактоза. В одном пакетике препарата содержится не менее 5х107 КОЕ (колониеобразующих единиц) бифидобактерий. Пробифор отличается от бифидумбактерина форте тем, что в 1 пакетике препарата содержится не менее 5х108 КОЕ бифидобактерий (что соответствует 10 пакетикам бифидумбактерина форте).
Механизм действия этих пробиотиков отличается не только от действия антибиотиков и химиопрепаратов, но и от других бифидосодержащих препаратов. Искусственно созданные на частичках активированного косточкового угля микроколонии за счет химических и электростатических сил интенсивно взаимодействуют с пристеночным слоем слизистой кишечника и активно адгезируются на нем. Объединение бифидобактерий в микроколонии (в отличие от бифидумбактерина) обеспечивает их высокую выживаемость при прохождении через кислую среду желудка и позволяет добиться высоких локальных концентраций на поверхности слизистой кишечника, быстрого заселения кишечника бифидобактериями, что существенно повышает их антагонистическую активность в отношении патогенов, колонизационную резистентность.
Пробифор или бифидумбактерин форте в больших дозах применяются в начальном периоде ОКИ (1—3-й день болезни) как этиотропная терапия. Препараты оказались высокоэффективными и в поздние сроки заболевания при отсутствии клинического эффекта от ранее проводимой терапии. Их можно применять как в условиях стационара, так и амбулаторно. Абсолютных противопоказаний нет. При наличии в анамнезе лактазной недостаточности в лечении следует использовать пробифор. Метод лечения применим для всех больных ОКИ независимо от :
Пробифор (или бифидумбактерин форте) при первом обращении больного за медицинской помощью по поводу ОКИ назначается:
Если клинический эффект лечения ОКИ пробифором (или бифидумбактерином форте), независимо от первоначальной (исходной) выраженности клинических симптомов и тяжести состояния, расценивается как “отличный” — достаточно 1-дневного курса. Если эффект “хороший” или “слабо выражен”, проводится повторное назначение этих пробиотиков по той же схеме.
Таким образом, пробифор и бифидумбактерин форте в высоких дозах могут быть использованы в комплексной терапии ОКИ у детей как единственное средство этиотропной терапии.
Ребенка, страдающего ОКИ, нельзя держать на голодной диете, т.к. такое значительное ограничение в питании приводит к быстрым обменным нарушениям. Питание должно быть дробным, исключаются продукты, усиливающие перистальтику кишечника, газообразование, бродильный процесс. Можно использовать кефир, кефир, обогащенный бифидобактериями (например “Бифидок”).
Статья опубликована в журнале "Фармацевтический вестник"