Нашествие поликарбоната |
|
Продажи поликарбонатных очковых линз составляют в настоящее время 25 процентов от общего объема продаж линз в США, однако в странах Европы (в том числе и в России) они пока не столь объемны. В данной статье мы рассмотрим, почему эти линзы стали так популярны в США и что препятствует их более активному внедрению на рынки других стран.
Время поликарбоната
Сегодня продажи поликарбонатных линз составляют более 25 процентов от общего количества очковых линз, реализуемых в США. При этом линзы из поликарбоната занимают гораздо большую часть рынка, чем все остальные органические линзы из материалов со средними и высокими показателями преломления. В то же время следует отметить, что подобная ситуация характерна только для США, так как это единственная страна, которая установила достаточно жесткие требования относительно ударопрочности и травмобезопасности очковых линз. В остальных странах мирового сообщества устойчивость линз к ударным нагрузкам не лимитируется, поэтому некоторые эксперты утверждают, что за пределами США поликарбонатные линзы никогда не будут реализовываться в подобных масштабах. По их мнению, именно требования безопасности стали основной причиной превращения поликарбоната в альтернативный органический материал в США. С этим мнением не согласны другие аналитики, считающие, что требования безопасности могли играть ключевую роль в начале появления поликарбонатных линз на рынке. Однако у линз из поликарбоната, помимо высокой ударопрочности и травмобезопасности, есть и другие достоинства.
Травмобезопасность и не только
Как показал опрос американских оптиков, они предлагают поликарбонатные линзы клиентам по целому ряду причин, которые отнюдь не связаны с высокой ударопрочностью этого материала.( «Eyecare business» № 4 за 2001 год ). Приведем эти причины в порядке убывания значимости:
Доступность. Технология производства линз из поликарбоната позволяет изготавливать линзы самого разнообразного дизайна, что дает возможность подобрать оптимальную коррекцию для каждого клиента.
Травмобезопасность. В случаях, когда необходима наибольшая защита глаз (для детей, спортсменов, а также людей, занимающихся потенциально опасными для глаз видами деятельности), поликарбонатные линзы, несомненно, являются линзами первого выбора.
Защита от УФ-лучей. Многие клиенты осознают необходимость надежной защиты от ультрафиолетового излучения. В то же время надежное отрезание УФ-составляющей с помощью поликарбонатных линз обходится дешевле, поскольку УФ-абсорбер смешивается с полимерными гранулами непосредственно перед стадией литья.( «Eyecare business» № 4 за 2001 год)
Абразивостойкость. Нанесение упрочняющих покрытий на поликарбонатные линзы обходится дешевле, чем на линзы из других видов пластмасс.
Вес. Оптики понимают, что более легкие и тонкие линзы наиболее привелекательны для клиентов.
Как следует из представленных результатов опроса, травмобезопасность стоит лишь на четвертом по значимости месте.
Как наступило время поликарбоната в США
Двенадцать лет назад поликарбонатные линзы занимали менее двух процентов объема продаж на американском рынке и применялись в основном для производства промышленных защитных очков. В то время большинство оптиков считали поликарбонат далеко не самым оптимальным материалом для очковых линз, к тому же менее пяти процентов оптических мастерских имели оборудование, подходящее для обработки линз из поликарбоната. Именно поэтому, получив такой заказ, оптики старались уговорить клиента выбрать линзы из другого органического материала. Изменить ситуацию к лучшему удалось после того, как крупнейшая оптическая лаборатория «Omega Laboratories» выпустила новые линзы «LiteStyle». Эта фирма имела огромную дистрибьюторскую сеть в США и первой начала рекламу поликарбонатных линз «LiteStyle» в общенациональном масштабе, активно пропагандируя их достоинства крупнейшим оптовым компаниям. Чтобы преодолеть отрицательную репутацию поликарбоната, «Omega Laboratories» указывала, что линзы изготовлены из материала, лишь отдаленно напоминающего поликарбонат. Линзы быстро завоевали популярность, и многие оптические салоны начали их заказывать. Постепенно независимые оптические лаборатории и мастерские стали приобретать оборудование для обработки поликарбонатных линз. К тому же многие покупатели, заказав в первый раз поликарбонатные линзы, с удовольствием продолжали заказывать их для следующих очков. Работа с поликарбонатными линзами становилась прибыльной, и началось постепенное увеличение продаж поликарбонатных линз.
Другой причиной, стимулировавшей рост продаж поликарбонатных линз, стало решение компании «Lens Crafter» сделать поликарбонат своим основным органическим материалом с высоким показателем преломления. В масштабах США прошла активная рекламная кампания под слоганом «Featherweights» (что можно перевести как «Легче перышка»). Ее успех привел к тому, что даже те оптики, которые никогда не заказывали у поставщиков поликарбонатные линзы, стали их закупать, идя навстречу пожеланиям клиентов, требовавших такие же линзы, какие они видели «в рекламе по телевизору». В итоге даже те оптические лаборатории, которые просто отказывали в изготовлении очков с поликарбонатными линзами, сдались и тоже закупили необходимое оборудование.
Оптики обнаружили, что многие клиенты с небольшой аметропией (от +3,0 до -3,0 D) быстрее соглашались заплатить деньги за поликарбонатные линзы, когда им наглядно демонстрировали их преимущества - легкость, меньшую толщину и безопасность. Оказалось, эти покупатели тоже хотят приобретать более тонкие и легкие линзы, и поликарбонатные линзы импонируют им тем, что стоят дешевле линз из других высокопреломляющих органических материалов.
Старые проблемы на новом уровне
И теперь, предлагая поликарбонатные линзы за пределами США, производители сталкиваются с ситуацией, аналогичной существовавшей двенадцать лет тому назад на американском рынке. Оптики многих европейских стран и Канады сейчас убеждены в том, что поликарбонат - не самый лучший материал для очковых линз. А оптические лаборатории и мастерские утверждают, что у них нет заказов на очки с поликарбонатными линзами (а если бы такие заказы и существовали, то выполнять их данные лаборатории были бы не в состоянии из-за отсутствия необходимого оборудования). Но компании-производители убеждены, что поликарбонатные линзы займут свое место на международном рынке, поскольку, как и в случае с США, это всего лишь вопрос времени.
Появилась еще одна тенденция, благоприятствующая более активному внедрению поликарбонатных линз на международный оптический рынок: концерн «Essilor» выпустил поликарбонатные линзы «Airwear» и стал крупнейшим в мире производителем очковых линз. Специалисты считают, что «Essilor» имеет крупнейшую в мире сеть оптических лабораторий, которые могут обрабатывать поликарбонатные линзы и сумеют оказать влияние на позиции крупнейших фирм, занимающихся оптовыми продажами на рынках этих стран. Вице-президент концерна «Essilor» по маркетингу г-н Карриер убежден, что будущее поликарбонатных линз - за пределами США. Во многих странах, где уже состоялась презентация новых высокотехнологичных линз «Airwear», отмечается их быстрое внедрение на национальные оптические рынки. Менее чем за два года на оптических рынках ряда крупнейших европейских стран продажи поликарбонатных линз «Airwear» достигли 20 процентов от общего объема продаж очковых линз. Феноменальными оказались продажи линз «Airwear» в Австралии. Страны Азии, включая Японию, демонстрируют высокую заинтересованность в этих линзах. По мнению г-на Карриера, все объясняется тем, что в этих странах у поликарбонатных линз нет негативной репутации, а оборудование для их обработки вполне доступно оптикам.
Конкурент поликарбоната
На страницах журнала «Веко» под рубрикой «Новости от производителей» уже сообщалось о появлении нового материала «Trivex» для производства очковых линз. Этот материал выпустила компания «PPG Industries» - производитель материала CR-39 и совладелец компании «Transitions Optical» (совместно с концерном «Essilor»). Разработчики убеждены, что появление материала «Trivex» ознаменовало новую эру в истории органических очковых линз и что его создание сравнимо с появлением CR-39. Преимуществами нового материала являются высокое число Аббе (46), исключительно малый удельный вес (1,11 г/см3), показатель преломления (1,53) и высокая устойчивость к ударным нагрузкам, позволяющая выпускать линзы с миллиметровой толщиной по центру. Две крупнейшие компании - «Hoya» и «Younger Optics» - весной 2001 года уже выпустили линзы из нового материала. Некоторые эксперты полагают, что линзы из материала «Trivex» заменят поликарбонатные, однако большинство специалистов убеждены, что новый материал скоре всего станет альтернативой CR-39. Тем не менее маркетинговая кампания по продвижению линз «Phoenix», новой продукции компании «Hoya» (из материала «Trivex»), построена прежде всего на противопоставлении этих линз поликарбонатным.
В России поликарбонатные линзы пока практически неизвестны. Но тенденции развития отечественного российского рынка, свидетельствуют о начавшемся увеличении спроса на более качественные линзы. Вполне возможно, что время прихода поликарбонатных линз на российский рынок не за горами, а покупатели, узнав об их преимуществах (легкие, тонкие, травмобезопасные), непременно захотят их приобрести.
Ольга Щербакова, Веко #5(48)
Информация предоставлена он-лайн журналом об очках и контактных линзах www.Ochki.net