Космецевтика: косметика или лекарство |
|
Термин “космецевтика” прочно вошел в научные словари. И в то же время он имеет явное социальное и рыночное значение. О том, какое множество нюансов таит в себе это понятие, рассуждает сегодня генеральный директор компании “Русская косметика” канд. биол. наук Татьяна Валентиновна ПУЧКОВА.
К истории вопроса
Неологизм “космецевтика” был введен в обиход около 20 лет назад известным американским дерматологом Альбертом Клигманом. В его понимании этот термин, образованный из слов “косметика” и “фармацевтика”, обозначал некую новую, третью, категорию средств, промежуточную между этими двумя. Исходя из понятий, принятых в России, эту категорию можно было бы сравнить с лечебно-профилактической косметикой.
К созданию нового термина Клигмана привел многолетний цикл работ с ретиноевой кислотой. По американскому законодательству, ретиноевая кислота является лекарством, может использоваться как средство местного ухода за морщинистой или поврежденной ультрафиолетовыми лучами кожей. Таким образом, средства, содержащие ретиноевую кислоту, не могли быть классифицированы как лекарственные вещества из-за своего косметического предназначения и определенных каналов распространения, хотя сама по себе ретиноевая кислота может вызвать серьезные побочные эффекты и считается поэтому медицинским препаратом. Для обозначения этой категории средств и был предложен термин “космецевтика”.
Позиция Клигмана вызвала неоднозначную реакцию всех специалистов: химиков, косметологов, фармацевтов. По давно сложившемуся убеждению, все средства накожного применения делятся на два вида: лекарства, используемые для профилактики или лечения болезни; косметика, оказывающая только поверхностное действие и служащая для украшения и улучшения внешнего вида. Но, к сожалению, правовое определение косметики во всех странах мира звучит по-разному, хотя смысл везде один — косметическое средство не должно влиять на строение и функции кожи.
На государственном уровне эту проблему впервые попытались решить в США в 1938 г. Тогда был издан указ Конгресса США, направленный против огромного числа эликсиров и запатентованных медицинских средств, представляющих определенную опасность для потребителя. В указе были разграничены только две полярные группы средств: лекарства и косметика.
Именно согласно этому документу косметикой считалось средство, “направленное на украшение и создание более привлекательного вида”. Лекарство определялось “как средство, используемое с целью диагностики, ухода и профилактики заболевания, способное изменять функциональные и структурные характеристики организма”. Эстетика была противопоставлена медицинской позиции в науке о коже.
Свойства лекарства определяются в первую очередь тем, какой активный компонент в него включен и какой потенциал заложен в этом активном ингредиенте. Действие лекарства всегда определяется соотношением риск/польза для организма. Лекарство может иметь некий токсический эффект и оказывать сопутствующее негативное влияние на организм, причем для всех медикаментов допустим определенный риск, если потенциальная терапевтическая польза однозначно доказана.
Лекарство предназначено для целевой группы, в которой риск нежелательных последствий связан со сроками достижения терапевтического эффекта. В противоположность лекарству в косметических изделиях риск нежелательных последствий сведен к минимуму. Косметика предназначается для более массового потребителя, и ее использование подразумевает оптимальную совместимость с кожей.
Согласно современному законодательству стран ЕС, “косметический продукт предназначен для нанесения непосредственно на различные части человеческого тела (эпидермис, волосяной покров, ногти, губы и наружные половые органы) или на зубы и слизистую оболочку полости рта с единственной или главной целью их очищения, придания приятного запаха, изменения внешности и/или их защиты или сохранения их в хорошем состоянии”, при этом продукцию для массового и профессионального использования рассматривают одинаково.
При трактовке такого определения можно один и тот же продукт отнести как к категории косметики, так и к категории лекарства или к обеим сразу. Решающим фактором здесь становится аннотация. Таким образом, во внимание принимаются уже не ингредиенты, включенные в продукцию, а заявление на этикетке или в рекламе, которое и определяет, под какую категорию попадает конкретная продукция. Если использование направлено на диагностику или лечение заболевания, то это лекарство. Если по рекламному описанию средство увеличивает привлекательность и подчеркивает красоту, то это уже косметика. Чрезвычайно важным фактором является место продажи: продукт становится лекарством при продаже в аптеке и косметикой при продаже в супермаркете.
Независимо от того, одобряем мы этот термин или нет, он уже прочно вошел в научные словари и, к сожалению для некоторых, трансформировался в чисто маркетинговое оружие. И в тоже время термин имеет явное социальное и рыночное значение, отчетливые биологические и законодательные аспекты.
Социальное явление и инструмент рынка
Согласно демографическим данным, в развитых странах значительную долю составляют люди старше 50 лет. Они активны, подвижны, независимы и чувствуют себя моложе своего биологического возраста. Они тратят много сил, для того чтобы быть в форме, и следят за своим здоровьем. В то же время для категории занятых людей более молодого возраста необходимость быть “всегда в форме” как показатель успеха в сочетании с дефицитом времени порождает особые требования к эффективности косметики.
Современная реклама довольно специфично отражает общественную боязнь старости. Давайте сравним две аннотации к средствам по уходу за кожей: одна датирована 1982 г., другая — 1996-м. Описания ярко иллюстрируют изменение выражений, характеризующих косметику этих лет. В 1982 г. в аннотациях использовали следующие выражения: “для получения мягкой и молодой кожи”, “восстанавливает баланс увлажненности кожи”, “разглаживает кожу”. Утверждалось, что продукция защищает и заботится о коже, т.е. делает все, чтобы потребитель выглядел моложе. Сейчас общая фраза “бороться со старением” подкрепляется подробным перечислением биоактивных составляющих компонентов, например: “тройные АНА-кислоты помогают удалить увядшие клетки кожи и придают ей более свежий вид”, “комплексный витамин Е борется с признаками старения” или “фильтр УФ-лучей спектра В защищает кожу” или восстанавливает упругость (гибкость) кожи на 68%. Обещание, на которое особенно надеется потребитель, — отсрочить появление признаков старения. Некоторые маркетологи отчетливо уловили потенциал увеличения продаж, который существенно превышает возможности стандартной косметики, предназначенной только для камуфляжа и украшения. Сегодня многие средства по уходу за кожей могут считаться активными: они способны на что-то эффективное и полезное. Они содержат биоактивные вещества, которые не являются лекарственными средствами, но обладают функциональными, измеряемыми лечебными и профилактическими свойствами. Появились и альтернативные термины: “показательная (театральная) косметика”, “функциональная косметика”, “дерматоцевтика”, “активная косметика”, “лечебная” и “лечебно-профилактическая”. Каждое из этих названий содержит информацию о тех или иных свойствах продукта, но основным здесь является ставка на его успешное рыночное продвижение.
Фактор прогресса в биологии
Клигман утверждает, что вообще не существует веществ наружного применения, инертных к коже, активна даже вода. Обычно вода рассматривается как что-то совершенно безвредное. Однако если на два дня оставить на коже тампон, смоченный водой, то на поверхности кожи выделяется противовоспалительные субстанции (интерлейкины). Это означает, что в низлежащих слоях эпидермиса происходят цитоксические изменения. Если оставить тампон еще на несколько дней, то на коже разовьется активная воспалительная реакция. Подобные негативные примеры длительного воздействия воды широко известны домохозяйкам, посудомойкам и т.п. Таким образом, вода, которая может быть очень эффективна в эмульсиях для гидротации сухой кожи, в других случаях становится повреждающим агентом.
Ни один здравомыслящий человек не станет классифицировать воду или вазелин как лекарственные препараты или относить их к космецевтикам. Возможно, что это еще только верхушка айсберга, и другие, давно известные вещества, также обладают биоактивным воздействием на кожу.
Суммарные знания человечества сейчас удваиваются примерно раз в 7 лет. Не последнее место в мире занимают и открытия в области физиологии и гистологии кожи. Показательный пример — прогресс знаний о роговом слое кожи, который еще недавно считался просто слоем мертвых клеток. Теперь известно, что это сложная система, не только обеспечивающая физическую прочность кожи, здесь происходит большое число физиологически контролируемых процессов. Из этого следует, что даже простейшие косметические средства для кожи оказывают значительное влияние на ее физиологические процессы.
Большинство продуктов для ухода за кожей находятся где-то между лекарством и косметикой и представляют собой расширяющийся спектр субстанций, располагающихся где-то между законодательными определениями. Похоже, в конечном счете, все косметические средства станут космецевтиками.
Что попало в космецевтики?
Сейчас в категорию космецевтиков больше не включаются вещества, явно проявляющие медицинское действие. Современное определение космецевтиков охватывает вещества, “которые достигают косметических результатов... с помощью, в некоторой степени, физиологического действия”. Сюда включены препараты, содержащие, например:
фруктовые кислоты (АНА) — мягкие пилинги, разглаживающие кожу;
витамин Е — сложный антиоксидант, “ловушка” свободных радикалов, обладающий противовоспалительным эффектом. Защищает кожу от преждевременного старения, препятствует образованию морщин;
гиалуроновую кислоту — естественный увлажнитель, предохраняющий кожу от высыхания;
церамиды — компоненты, выполняющие роль барьера в роговом слое, служат для восстановления естественного состояния кожи;
солнцезащитные факторы — ультрафиолетовые фильтры, предотвращающие ожог кожи ультрафиолетовыми лучами.
В эту категорию попали, в первую очередь, средства по уходу за кожей, т.к. подобная продукция пользуется повышенным спросом и вызывает наибольшие споры. Далее идут средства по уходу за волосами, затем предназначенные для гигиены ротовой полости и др. Можно даже выделить наиболее сложившиеся группы препаратов:
Появление новых технологий, новых знаний о биологии кожи, изменение покупательских предпочтений делают понятие “косметика” весьма динамичным. Неизменным должно оставаться требование к безопасности косметического продукта, и всегда следует помнить о следующем:
косметический продукт наносится на поверхность кожи, но может оказывать влияние на ее нижележащие слои;
косметический продукт не должен быть опасен для здоровья при его обычном применении.
Примером в этом случае могут служить средства от угрей. Эта продукция в основном используется для очищения кожи и относится к классу косметических средств, хотя также помогает от угрей. Если средство не определено как косметическое и упоминается только его действие от прыщей и угрей, то оно классифицируется как лекарственное вещество, подлежащее регистрации, даже если его состав идентичен составу косметического средства.
Ситуация достаточно опасна. Маска, содержащая чистый витамин С, либо гликолевая кислота высокой концентрации для пилинга могут иметь легковесную “косметическую” аннотацию и в непрофессиональных руках нанести непоправимый вред пациенту. Мера моральной ответственности косметолога, работающего с космецевтическими препаратами, возрастает неизмеримо.
Что ждет космецевтику?
Учитывая современную ситуацию на рынке и в области законодательства в Европе и мире, дискуссии ведущих специалистов по этой проблеме, можно сделать следующий вывод: маловероятно, что будет выделен отдельный класс космецевтиков, скорее всего, будет пересмотрена сама концепция косметики. Необходима более современная и гибкая концепция определения косметики, более ответственный и продуманный подход к применению косметических средств, ужесточение требований к производству высокоактивных косметических изделий.
Статья опубликована в журнале Фармацевтический вестник