Легенды и мифы фармрынка России |
|
Д. Гуревич
Обычно на своих заседаниях участники Российской ассоциации фармацевтического маркетинга (РАФМ) стараются обсудить вполне конкретные вопросы, грамотное решение которых имеет большое практическое значение для маркетолога в повседневной работе. Но первое в новом году мероприятие затрагивало гораздо более широкую тему. Члены РАФМ и их гости — столпы отечественного фармрынка — собрались 29 января в Московском ресторане Art Club JVL, чтобы поговорить о проблеме, никогда доселе не обсуждавшейся гласно, — легендах и мифах отечественного фармрынка.
Докладом “Мифы, которые рождает государство” руководителя проекта “Служба доставки лекарств” М.Г. Руденко открывался “круглый стол”. (Кстати, это была единственная домашняя заготовка Координационного совета РАФМ, в дальнейшем мероприятие проходило в форме дискуссии.) Представления, бытующие в среде простых потребителей лекарств, порой неточно, а часто совершенно превратно, отражают действительное положение дел на фармрынке. Дело в том, что, не будучи осведомленными об истинной подоплеке многих событий, происходящих в фармотрасли, потребители лекарств вынуждены принимать на веру те мифы, которые им навязывают.
Самый главный, миф № 1, по мнению М.Г. Руденко, — “Государство заботится о здоровье народа”. Если судить по соответствующей записи в конституции — это действительно так. Об этом же говорит и министр здравоохранения РФ: “Здравоохранение — это такая же сфера национальной безопасности, как и оборонная политика”. Благодаря СМИ до потребителя доходят все громкие фразы, произнесенные с высоких трибун. Однако статистические данные, правдивее всяких высказываний характеризующие “заботу” государства о здоровье нации, ему доступны гораздо меньше. В 1998 г. доля бюджета, выделенная Российской Федерацией на национальную оборону, составила 16,4%; на здравоохранение — 1,9%. (Для сравнения, бюджет США выделил на те же нужды 15,8 и 7,9% соответственно.) Прошло несколько лет, может быть, что-то изменилось? В 2003 г. на здравоохранение выделено всего 1,67% бюджета России.
М.Г. Руденко:
— Тема страховой медицины, скорее всего, станет мишенью государственного мифотворчества в ближайшее время.
Миф № 2 — “Торговцы лекарств не заботятся о здоровье народа”. Вот некоторые выдержки из выступлений крупных чиновников, показывающие их отношение к фармбизнесу: “...Продаваемые в России лекарства в 3-4 раза дороже, чем стоят те же лекарства за рубежом...”, “...По некоторым видам лекарств прибыль составила от 200 до 800%...”, “Не верьте, что те, кто производит лекарства, и те, кто их продает, больше всего думают о здоровье. Они думают только о прибыли. И поэтому с ними должны соответствующим образом выстраиваться отношения...”. В последней фразе чувствуется угроза, считает докладчик. Но на основании каких данных проводится сравнение цены лекарств в России и за границей? Разве кто-то проводил такой мониторинг? И откуда взялись сведения о 800% прибыли оптовиков, спрашивает М.Г. Руденко.
Миф № 3 — “Изменения в налоговое законодательство вносятся только на благо народа”. Увеличение таможенных пошлин на лекарства в 1998 г. мотивировались необходимостью поддержать отечественного производителя. Помогла ли ему эта мера — непонятно, но цены на лекарства скакнули вверх. Отмена льгот по налогу на прибыль для производителей ЖНВЛС и по НДС вызвала повышение цен на лекарства на 12-15%. И наконец, недавняя отмена налога с прибыли и снижение НДС с 20 до 18%, призванные повысить уровень жизни населения. Ощутят ли эти изменения посетители аптеки?
Миф № 4 в рейтинге М.Г. Руденко — “Контроль, контроль и еще раз контроль”. Декларируется, что введение сертификации призвано задушить производителей поддельных лекарств. Но специалисты сомневаются в действенности этой меры, утверждал докладчик. Зато расходы, необходимые на развитие и поддержание системы сертификации, повысят стоимость лекарств не на обещанные 1,5%, а больше. По некоторым данным, уже сейчас цены на лекарства из сертифицированных серий в Москве увеличились на 7-10%. Что же касается фальсифицированных препаратов, то эффекта от борьбы с их распространением пока что не видно — всего три уголовных дела. Никто не спорит, поддельные лекарства — огромное зло. Но откуда взялись данные, что они составляют 10-15% рынка?
Миф № 5 — “Наша фармотрасль работает по самым передовым технологиям”. Истинность этого утверждения отлично проиллюстрирует предстоящий переход производителей ЛС на стандарты GMP. Что потребитель получит от этих мероприятий гарантированно, так это повышение цен на лекарства, считает докладчик.
В.С. Якунин:
— Фармбизнес нуждается в грамотном подходе, соответствующей рекламе. Бизнесу следует стать более публичным, чтобы избегать абсурдных обвинений. Необходимо открыто разъяснить через СМИ, у кого какие доходы, на что расходуются, куда вкладываются деньги.
И последний миф № 6 в списке М.Г. Руденко — “Причина ухудшения здоровья россиян”. Только ли “обжорство, неправильное питание, курение, пьянство и наркомания”, как было заявлено с высоких трибун?
Несмотря на обилие ложных представлений, фармрынок существует и даже растет. Очевидно, что без перевода медицины на страховые рельсы, дальнейшая активизация развития рынка будет затруднена. Поэтому именно тема страховой медицины, скорее всего, явится мишенью государственного мифотворчества в ближайшее время, предположил в заключение своего выступления М.Г. Руденко.
Одно из положений, прозвучавших в докладе М.Г. Руденко, дополнил генеральный директор РАО “Биопрепарат” Р.У. Хабриев. К концу 90-х гг. в среде крупных отечественных производителей ЛС стало формироваться ответственное отношение к качеству своей продукции — проходил обучение персонал, началась осознанная работа по модернизации производства. Казалось, что этот “перелом” распространится на остальные предприятия, на всю отрасль, говорил Р.У. Хабриев. Однако введение сертификации привело к совершенно невероятным последствиям. Объем выпускаемой продукции не уменьшился, но значительно (от 50 до 70%) сократилось количество произведенных серий. Дело в том, что 2-3 серии препаратов объединялись в одну, чтобы как можно меньше продукции подлежало сертификации. Налицо грубейшие нарушения, а забота о качестве препарата отошла на второй план, утверждал Р.У. Хабриев.
М.А. Гетьман:
— Мифы неистребимы... Настало время отказаться от старой доктрины — даешь больше дешевых и доступных лекарств, она является тормозом развития фармрынка. Пора понять, что дешевые лекарства — это плохие лекарства, потому что производитель, не имея возможности продавать свой продукт по достойной цене, не может обеспечить их качество.
Приглашенным на заседание деятелям фармотрасли, которые и сами, по выражению ведущего “круглого стола”, сопредседателя Координационного совета РАФМ Ю.А. Крестинского, являются настоящими “легендами” отечественного фармрынка, совместно с маркетологами предстояло разобраться в причинах появления “мифов”, оценить, наносят ли они вред деловому фармацевтическому сообществу и, может быть, задуматься о контрмерах.
Перечисленные в программном докладе мифы реальны, они действительно существуют. Но чтобы разобраться с их происхождением, надо подумать, кому выгодно отразить реальность именно в такой мифологизированной форме, задал вопрос председатель Совета директоров ЦВ “Протек” В.С. Якунин. Ответ прозвучал в выступлении директора по исследованиям “СЕТ” В.Я. Мунблита: выгодно тому, кто действия по регулированию фармрынка, борьбу с фальсификатами и “серым” импортом подменяет имитацией борьбы, видимостью каких-либо адекватных действий. Если у вопроса есть несколько решений, то верным является простейшее из них, напомнил собравшимся старый философский принцип В.Я. Мунблит. Так не является ли простейшим ответом на вопрос, почему вводится та или иная система, призванная регулировать рынок, но не выполняющая своего назначения, — отсутствие специалистов, понимающих, что происходит в отрасли, в тех органах, которые должны определять ее развитие.
Между терминами “регулировать” и “управлять” лежит огромная смысловая пропасть, утверждал генеральный директор ЗАО “Фармсинтез” М.А. Гетьман. То, что происходит в области госрегулирования фармсферы сегодня, — пароксизмы системы управления прошлого. И бороться с ними можно только “терапевтическими” средствами — регламентированием процедуры госрегулирования. Представители отрасли должны видеть, как, на основе каких критериев, согласно какой процедуре действуют регулирующие ведомства. Никто не спорит о необходимости самого существования системы госрегулирования, особенно в фармсекторе экономики, продолжил разговор Р.У. Хабриев. Но сегодня уже существуют реальные условия, чтобы целый ряд функций по регулированию отрасли отдать общественным организациям. Закон о техническом регулировании, сказал Р.У. Хабриев, позволяет нам донести свои предложения до широкого обсуждения, что в конечном счете повлияет на регламентацию регулирующей функции государства.
М.А. Массалютина, директор ГУП “Аптека № 189 “Фарма”:
— Воздействие мифов и легенд на работу аптеки очень существенно и негативно. Что пришлось выдержать работникам первого стола, когда после отмены налоговых льгот по НДС покупатели лекарств увидели, что цены на них под.нялись не на обещанные 4%, а гораздо больше! Как бороться с этими мифами, нужно ли?
Должен ли фармрынок попадать под действие технического регулирования — вопрос спорный. Ведь в сравнении с продукцией многих других отраслей производства к лекарствам менее всего применим объективный контроль, которым оперирует техническое регулирование. Однако это тема для отдельной дискуссии, заметил Ю.А. Крестинский.
Давайте посмотрим на государство, как на самую крупную корпорацию, предложил В.С. Якунин. Ее цель — занятие лидирующих позиций и победа в конкурентной борьбе. На это и должны быть направлены все мероприятия правительства. Менеджеры этой корпорации — госчиновники, каждый из которых должен отвечать за возложенные на него функции. Ведь мифы возникают, когда люди хотят отчитаться о своей работе, при этом ни за что не отвечая. Но за здоровье нации отвечать должно Министерство здравоохранения во главе с министром. Необходимо четко сформулировать показатели здоровья населения — продолжительность жизни, рождаемость, смертность. Таким образом, по изменению этих показателей можно будет объективно оценивать работу всех госчиновников, занятых в сфере здравоохранения. Вот и личная ответственность за возложенные на каждого обязанности: показатели улучшаются — чиновник продолжает свою работу, в противном случае — подлежит замене.
Государство — это действительно корпорация, согласился с предложенным сравнением генеральный директор “СИА Интернейшнл” И.Ф. Рудинский. А задача у всех корпораций одна — получение прибыли. Точно так же, как все, государство конкурирует с остальными субъектами рынка, используя как добросовестные, так и недобросовестные методы борьбы. Так происходит на всех рынках, и фармацевтический не является исключением. Добросовестные методы конкуренции воспринимаются как должное, они не видны, а недобросовестная конкуренция сразу бросается в глаза. Поскольку в руках государства помимо экономических возможностей есть административный ресурс, эта корпорация обычно и побеждает. Чаще всего — в локальных вопросах, таких, например, как введение сертификации. Известно, что историю пишет победитель. Он и создает свои мифы.
МИФ — древнее народное сказание о легендарных героях, богах, о явлениях природы. М.о Прометее; недостоверный рассказ, выдумка. М.о пришельцах; то же, что вымысел. Вечная любовь — миф.
С.И. Ожегов и Н.Ю. Шведова
Толковый словарь русского языка
Говорить об этом, наверное, надо, а возмущаться — нет никакого смысла, считает И.Ф. Рудинский. Продуктивный диалог государства с участниками рынка, по его мнению, возможен. Но как стороне, обладающей большими ресурсами, было бы правильнее проявить инициативу проведения этого диалога именно государству. Но главное, утверждал И.Ф. Рудинский, почти бесполезно пытаться на словах убедить кого-либо в своей правоте: “Больше, чем слова, за нас должны говорить результаты нашей работы. Демонстрация созданной нами эффективно работающей системы выглядит весомее виртуальных представлений о ней.”
Статья опубликована в журнале Фармацевтический вестник