Как долго болят зубы после установки виниров и как избавиться от дискомфорта

Антибактериальный препарат Спарфло в лечении воспалительных заболеваний ЛОР-органов

Профессор Л.А. Лучихин, С.А.Троицкий

РГМУ

Антибиотики из группы фторхинолонов являются высокоэффективными антимикробными препаратами, нашедшими широкое применение в лечении различных инфекций. Доказано их антибактериальное, бактерицидное действие при гнойно–воспалительных заболеваниях респираторного тракта, кожи и мягких тканей, желудочно–кишечного тракта и почек, различных видах хирургической инфекции. Накоплен значительный опыт лечения гнойной инфекции в стационарной и поликлинической практике препаратами этой группы: ципрофлоксацином, офлоксацином, перфлоксацином и ломефлоксацином. Полиморфизм и быстро формирующаяся резистентность возбудителей требуют постоянного поиска и разработки новых соединений, активных в отношении большинства микроорганизмов. В последние годы появился новый препарат из группы фторхинолонов – спарфлоксацин. Спарфлоксацин является представителем хинолонов III поколения – так называемых «респираторных» хинолонов, отличающихся более высокой, чем у препаратов предшествующих поколений, активностью против пневмококков (включая пенициллинорезистентные штаммы), микоплазм, хламидий. Модификация структуры молекулы спарфлоксацина позволила существенно повысить активность препарата в отношении грамположительной микрофлоры при сохранении его антибактериальной активности в отношении грамотрицательных бактерий, свойственной другим фторхинолонам.

Спарфлоксацин относительно медленно всасывается из желудочно–кишечного тракта, достигая максимального уровня в крови (1,2–1,6 мг/л после приема 400 мг) через 3–6 часов. Через 24 часа после приема спарфлоксацин определяется в крови в концентрациях 0,38 – 0,61 мг/л. После повторного в течение нескольких дней приема препарата в дозах до 400 мг один раз в сутки не выявлено изменения фармакокинетических параметров и кумуляции спарфлоксацина в крови.

Спарфлоксацин связывается сывороточными белками (преимущественно альбумином) на 46%. Препарат хорошо проникает в различные органы, ткани и клетки, создавая в них концентрации, превышающие во многих случаях сывороточные. Спарфлоксацин медленно выводится из организма, преимущественно внепочечными механизмами: Т1/2 в крови колеблется от 18 до 24 часов [1–3,5,6]. Препарат подвергается в организме биотрансформации с образованием одного метаболита – глюкуронида, не обладающего антимикробной активностью; экскреция глюкуронида с мочой превышает выведение исходного препарата. В целом выведение спарфлоксацина и его метаболита составляет 28–38%. Почечный клиренс спарфлоксацина в 5 раз ниже, чем глюкуронида [5]. Экскреция с желчью спарфлоксацина составляет 1,5%, а его метаболита – 11,5% [1,2,7]. С фекалиями выделяется только часть препарата – неизмененный спарфлоксацин, так как глюкуронид подвергается гидролизу в щелочной среде кишечника, а также в результате действия кишечных бактерий [4].

Учитывая широкий спектр антибактериальной активности препарата и особенности его фармакодинамики, было проведено исследование клинической эффективности и оценка возможных побочных эффектов спарфлоксацина при применении его в комплексном лечении больных с гнойно–воспалительными заболеваниями ЛОР– органов различного генеза и локализации.

Обследованы 45 больных, в том числе 28 мужчин и 17 женщин, из которых с учетом принципа рандомизации были сформированы 2 группы – основная и контрольная. В первую (основную) были включены 33 человека, во вторую (контрольную) – 12 пациентов. Возраст больных – от 23 до 68 лет (средний возраст 39,3±2,83 года).

Среди больных основной и контрольной групп были представлены следующие нозологические формы: острый гнойный гаймороэтмоидит – 18 человек, обострение хронического гнойного гаймороэтмоидита – 7, фурункул носа различной локализации и степени выраженности – 9 больных, острый гнойный средний отит – 6, обострение хронического гнойного среднего отита – 5 человек. Давность заболевания (обострения) колебалась от 3–х до 14 дней. Часть больных до поступления в стационар принимали те или иные препараты антибактериального действия (ампициллин, тетрациклины, макролиды, линкомицин и др.) без достаточного клинического эффекта.

Лечение больных основной и контрольной групп проводилось в условиях ЛОР–стационара в соответствии с требованиями существующих медицинских стандартов в отношении конкретных нозологических форм. Системная антибактериальная терапия сочеталась с назначением муколитиков, общеукрепляющих средств, с местной терапией и назначением физиотерапевтических процедур.

В основную группу вошли преимущественно пациенты, которым ранее безуспешно проводилось лечение другими антибиотиками. В комплексе лечебных воздействий больным основной группы назначали антибиотик Спарфло, представленный на аптечном рынке России фирмой Dr. Reddy’s Laboratories (Индия). Спарфло назначался перорально утром независимо от приема пищи; в первый день по 400 мг (2 капсулы), в последующие дни – по 200 мг (1 капсула). Длительность курса лечения в основной группе зависела от тяжести заболевания, динамики клинических проявлений и результатов бактериологического исследования и составила в среднем 9,2±1,07 дней.

Противопоказанием для назначения Спарфло являлось наличие в анамнезе сведений о повышенной чувствительности к препаратам из класса хинолонов, возраст моложе 18 лет, беременность и кормление грудью, прием антиаритмических препаратов. При назначении физиотерапевтических процедур учитывали возможность фотосенсибилизации на фоне приема Спарфло и не назначали ультрафиолетовое облучение.

Больные контрольной группы в качестве этиотропной терапии получали другие антибиотики, чаще всего из группы пенициллинов и цефалоспоринов II–III поколений. Длительность курса антибактериальной терапии в контрольной группе составила от 8 до 12 дней (в среднем 9,5±1,75 дней).

Изменение отдельных субъективных и объективных признаков заболевания в динамике учитывалось с использованием сенсорно–аналоговой или визуально–аналоговой шкалы. Выраженность симптомов оценивалась по 10–бальной шкале, где за 0 баллов принималось отсутствие признака, за 10 баллов – его максимальная выраженность. Перед началом лечения, а также на 5–й и 10–й дни регистрировали динамику болевого синдрома, количество и характер патологического отделяемого из носа при синуситах и из уха при отите, нарушение функции органа, оценивали общее состояние больного, температурную реакцию, а также выраженность отдельных клинических признаков заболевания при осмотре – гиперемии, инфильтрации, отека тканей. До начала терапии у 14 больных основной и 6 – контрольной группы были взяты мазки для микробиологического исследования, высевались штаммы: Streptococcus pneumoniae, Streptococcus pyogenes, Haemophillus influenzae, Moraxella catarralis и др. По окончании лечения при повторном исследовании роста микрофлоры получено не было.

При каждом очередном осмотре пациента обращалось внимание на возможность побочных реакций, в частности, характерных для препаратов хинолонового ряда. По окончании курса результаты лечения оценивались самим пациентом и лечащим врачом, как отличные, хорошие, удовлетворительные (или отсутствие эффекта).

На фоне проводимой терапии у всех больных основной и контрольной групп отмечалась положительная динамика заболевания, улучшение общего состояния. Выраженность болевого синдрома до начала лечения у пациентов основной группы составила 4,2±1,17, у больных контрольной группы – 4,0±1,53 баллов. На 5–й день наблюдения у большинства пациентов обеих групп данный симптом был не выражен, либо выражен незначительно (1,3±0,92 и 1,4±1,13 балла соответственно в основной и контрольной группах).

Затруднение носового дыхания отмечалось у всех больных синуситом и перед началом лечения равнялось 8,4±1,15 в основной и 8,2±1,35 баллов в контрольной группе, через 5 дней оно заметно улучшилось и составило 3,4±1,06 и 4,3±1,41 балла соответственно (р<0,05). К 10–му дню носовое дыхание практически восстановилось у больных обеих групп: 1,0±0,17 и 1,3±0,62 балла.

У больных острым синуситом или обострением хронического воспаления околоносовых пазух выраженность ринореи до начала лечения составила 6,3±1,02 и 5,9±1,41 баллов в основной и контрольной группах соответственно; через 5 дней после начала лечения – 3,6±0,94 и 4,1±1,22 балла соответственно, а к 10–му дню выделения из носа практически прекратились в обеих группах: 1,3±0,81 и 1,6±0,97 балла соответственно.

Инфильтрация и отек слизистой оболочки полости носа у больных с синуситом сохранялись длительное время, до начала лечения оценивались в основной группе в 8,2±1,47, в контрольной – 8,5±1,72 балла, на 5–й день лечения – 4,5±1,34 балла и 4,9±1,62 балла соответственно, а к 10–му дню уменьшились до 2,1±0,78 и 2,3±0,92 балла.

При остром гнойном среднем отите и обострении хронического гнойного среднего отита перед началом лечения выраженность отореи составила 8,1±1,3 балла в основной и 7,9±1,6 – в контрольной группе. Через 5 дней после начала терапии с учетом местного лечения у больных основной группы данный симптом был выражен как 3,7±1,2 балла, у больных контрольной группы – 4,9±1,3 балла. На 10–й день оторея у большинства больных обеих групп прекратилась, лишь у одного больного основной группы ее выраженность соответствовала 2 баллам.

У больных с фурункулом носа мы оценивали выраженность инфильтрации прилежащих к фурункулу тканей. До начала лечения величина этого показателя в основной группе составляла 8,3±2,32 баллов, контрольной – 7,7±2,25 баллов; на 5–й день терапии – 3,8±1,42 и 4,5±1,64 балла соответственно. К 10–му дню этот показатель снизился до 1,7±0,74 и 2,1±1,1 балла.

За время приема Спарфло лишь 2 больных отметили побочные проявления со стороны желудочно–кишечного тракта, что проявилось преходящими ощущениями тошноты, метеоризмом и дискомфортом в области желудка. Эти явления имели место на 2–й и 4–й дни после начала лечения и прошли через сутки–двое. Прекращать лечение ни в одном случае не пришлось.

В целом результаты лечения больные основной и контрольной групп оценили следующим образом. Все пациенты признали лечение эффективным. Отличный, хороший и удовлетворительный результаты в основной группе были получены у 25 (75,8%), 6 (18,2%) и 2 (6,0%) человек; в контрольной – соответственно у 8 (66,7%), 3 (25,0%) и 1 (8,3%) пациента.

Проведенное исследование показало, что препарат фторхинолонового ряда широкого спектра действия Спарфло для перорального применения обладает достаточно высокой эффективностью при лечении разнообразных гнойно–воспалительных заболеваний ЛОР–органов. Следует отметить, что среди пациентов основной группы, получавших лечение препаратом Спарфло, более половины до поступления в стационар уже безуспешно лечились различными антибактериальными препаратами. Хотя фторхинолоны отнесены к антибиотикам 2–го ряда при воспалительных заболеваниях верхних дыхательных путей, их назначение безусловно оправдано при затянувшемся течении заболевания, не поддающегося воздействию антибиотиками пенициллинового и цефалоспоринового ряда.

Широкий спектр антимикробного действия препарата, быстрота действия и высокий терапевтический эффект, удобство в его приеме позволяет рекомендовать Спарфло для лечения гнойно–воспалительных заболеваний ЛОР–органов как при стационарном лечении, так и в амбулаторной практике.

Опубликовано с разрешения администрации Русского Медицинского Журнала.




Наиболее просматриваемые статьи: