Спазм мышц спины: причины, симптомы и методы лечения

Обволакивающие (антацидные) лекарственные препараты в терапии некоторых заболеваний верхних отделов пищеварительного тракта

Профессор Ю.В. Васильев

ЦНИИ гастроэнтерологии, Москва

Обволакивающие средства (препараты) – лекарственные вещества [6], образующие с водой коллоидные растворы, которые защищают первичные окончания слизистых оболочек и кожи от действия раздражающих веществ и затрудняют их всасывание. В настоящее время к этим препаратам относят и лекарственные вещества, растворяющиеся в некоторых неоднородных по составу растворах (например, в желудочном соке). Пока еще точно неизвестно, какие именно лекарственные (медикаментозные) препараты, обладающие обволакивающим действием, и когда стали впервые применяться при лечении больных (по–видимому, вначале в качестве наружных средств, а позднее – и per os для лечения заболеваний, поражающих слизистую оболочку пищевода, желудка и кишечника).

В настоящее время в практике лечения больных, страдающих различными заболеваниями верхних отделов пищеварительного тракта, чаще всего используются невсасывающиеся антацидные препарата, сукральфат и висмута калия дицитрат, которые наряду с обволакивающим «целебным» действием оказывают и другие положительные «лечебные» эффекты (см. ниже).

Общие сведения об антацидных препаратах

Эффективность наступления быстрого лечебного эффекта, прежде всего в устранении (снижение интенсивности) изжоги (жжения) и боли за грудиной и/или в подложечной области, после приема больными антацидных препаратов per os, давно привлекают внимание различных исследователей. Полагают, что антацидные препараты известны уже более 100 лет. Из–за нежелательных побочных эффектов, недостаточного буферного действия некоторые из первых антацидных препаратов в настоящее время потеряли свое практическое значение. Однако в последнее время, в связи с появлением новых эффективных антацидных препаратов, способных не только нейтрализовать кислоту, выделенную париетальными клетками слизистой оболочки желудка, но и обладающих другим положительным «лечебным» действием, а также минимальными побочными эффектами, появление которых возможно лишь при длительном применении современных антацидных препаратов, отмечается переоценка их роли в терапии многих заболеваний верхних отделов пишеварительного тракта.

Это прежде всего относится к группе так называемых «невсасывающихся» антацидных препаратов (гидроокись алюминия, фосфат алюминия, гидроокись магния, трисиликат магния и некоторые другие), первичное действие которых – обволакивающее и адсорбирующее воздействие на слизистую оболочку верхних отделов желудочно–кишечного тракта с последующей нейтрализацией соляной кислоты [2]. В отличие от всасывающихся антацидных препаратов невсасывающиеся антацидные препараты оказывают более продолжительный эффект, не нарушают кислотно–щелочного равновесия и не приводят к повышению рН желудочного содержимого выше нейтрального значения, не вызывая так называемого синдрома «кислотного рикошета».

При оценке эффективности антацидных препаратов обычно учитывают их кислотонейтрализующую активность и продолжительность действия. Известно, что антацидные обволакивающие препараты вызывают стойкий кислотонейтрализующий эффект благодаря своей способности адсорбироваться на слизистой оболочке желудка, позволяющнй им проявлять буферные свойства на уровне 2,4 рН. Под кислотонейтрализующей активностью (способностью) антацидных препаратов обычно понимают количество водородных ионов, которое может быть нейтрализовано определенным количеством препарата, или количество конкретного антацидного препарата в граммах или ммоль/л, необходимое для достижения уровня рН 50 мл 0,1N раствора соляной кислоты до 3,5.

Среди невсасывающихся антацидных препаратов наиболее часто в лечении больных в России используются Алмагель Нео, ритоцид, тальцид и некоторые другие. Большинство современных антацидных препаратов – комбинированные лекарственные препараты, содержащие в своем составе алюминий (наряду с другими инградиентами), обладают обволакивающим и адсорбирующим свойствами при воздействии на слизистую оболочку верхних отделов желудочно–кишечного тракта, включая пищевод, нейтрализуют соляную кислоту, повышают защитные свойства слизистой оболочки (благодаря их цитопротективному действию, связанному со стимуляцией синтеза простагландинов), обладают также способностью связывания желчных кислот, воздействия на эпителиальный фактора роста и фиксирования его в области язв, местно стимулируя репаративно–регенераторные процессы, клеточную пролиферацию и ангиогенез, уменьшая риск повреждения эпителия капилляров от повреждающего действия так называемых «ульцерогенных» факторов. Алюминий–содержащие препараты ухудшают условия для существования Helicobacter pylori (НР) в слизистой оболочке желудка, уменьшая ее уреазную активность

Один из антацидных препаратов, в последнее время все больше привлекающий внимание врачей и исследователей – Алмагель Нео. Это невсасывающийся водорастворимый сбалансированный антацидный препарат, содержащий в своем составе оптимальное количество гидроксида алюминия и магния, обеспечивающих оптимальную кислотонейтрализующую способность препарата. Наличие в составе Алмагеля Нео симетикона (поверхностно–активного вещества, снижающего внешнее напряжение газовых пузырьков) способствует естественному выделению кишечных газов и их всасыванию, что в определенной степени предотвращает появление задержки стула (запоров) и метеоризма, уменьшает вероятность появления отрыжки, позволяет эффективно использовать его в лечении больных с целью устранения боли за грудиной и в эпигастральной области, дискомфорта, включая изжогу и метеоризм, в достаточно короткие сроки. Наличие в составе Алмагеля Нео сорбита позволяет использовать этот препарат в лечении больных, у которых имеется и сахарный диабет. Обычные дозировки назначения этого препарата больным: внутрь для взрослых один пакетик или две дозировочные ложки 4 раза в день через час после приема пищи и на ночь; детям старше 10 лет дозировку препарата определяет лечащий врач (с учетом массы тела и состояния ребенка).

Основные показания для применения Алмагеля Нео: 1) язвенная болезнь желудка и двенадцатиперстной кишки; 2) острый гастрит, хронический гастрит с повышенной и нормальной секреторной функцией желудка; 3) гастроэзофагеальная рефлюксная болезнь (ГЭРБ) в эндоскопически «негативной» и в «позитивных» стадиях; 4) неязвенная (функциональная) диспепсия при язвенноподобном и рефлюксноподобном вариантах; по некоторым данным, и синдром раздраженного кишечника при лечении больных, у которых преобладает болевой синдром и метеоризм; 5) нестероидная гастропатия, в том числе и при наличии эрозивно–язвенных поражений желудочно–кишечного тракта; 6) устранение симптомов, обычно объединяемых в единый термин «дискомфорт», возникающих у части людей после погрешностей в диете, чрезмерного употребления алкоголя, курения т.п.

Антацидные препараты в терапии кислотозависимых заболеваний

Обычно к группе кислотозависимых заболеваний относят большую группу заболеваний, независимо от того, является ли фактор кислотной агрессии центральным или лишь дополнительным значительным фактором в возникновении и прогрессировании этих заболеваний. В настоящее время среди больных, страдающих кислотозависимыми заболеваниями, наиболее часто в практике работы врача встречаются больные, страдающие язвенной болезнью, гастроэзофагеальной рефлюксной болезнью (ГЭРБ), неязвенной (функциональной) диспепсией (НФД), панкреатитом, реже – синдромом Золлингера–Эллисона. Среди возможных факторов агрессии при этих заболеваниях значительное место отводится соляной кислоте, желчным кислотам и панкреатическим ферментам.

Несмотря на внедрение в практику лечения больных Н2–блокаторов гистаминовых рецепторов и ингибиторов протонного насоса, антацидные препартаты не потеряли своего значения в лечении больных. Собственный опыт многолетнего применения антацидных препаратов (в том числе и невсасывающихся антацидных препаратов) в лечении больных, страдающих китслотозависимыми заболеваниями, показал следующее: 1) антацидные препараты можно применять в качестве монотерапии (в стандартных дозировках) с положительным эффектом на ранних (начальных) стадиях указанных выше кислотозависимых заболеваний; 2) в качестве «курсовой» дополнительной терапии в сочетании с Н2–блокаторами гистаминовых рецепторов и/или прокинетиками; 3) в качестве симптоматических средств для устранения (снижения интенсивности) изжоги и боли за грудиной и/или в эпигастральной области как в период лечения больных, сочетая их использование с другими препаратами, так и в период ремиссии (в качестве терапии «по требованию»); 4) в период скриннинговой фазы (до начала предполагаемого лечения) при отборе больных для проведения раздомизированных исследований по изучению эффективности и безопасности каких–либо лекарственных препаратов (для лечения так называемых «гастроэнтерологических» больных) или схем их применения, в том числе прокинетиков, Н2–блокаторов гистаминовых рецепторов и ингибиторов протонного насоса (как правило, прием антацидных препаратов в случае необходимости допускается в период скриннинговой фазы до начала лечения больных, согласно Протоколам этих исследований), а также непосредственно во время проведения таких исследований в качестве неотложной терапии; 5) в виде монотерапии при любых стадиях кислотозависимых заболеваний при резистентности больных к ингибиторам протонного насоса и к Н2–блокаторам гистаминовых рецепторов, что возможно, соответственно в 10% и 20% случаев; 6) в качестве средств, используемых при проведении дифференциальной диагностики между сердечными и несердечными болями, возникающими за грудиной, между болями в эпигастральной области, ассоциированными с язвенной болезнью и с так называемыми «билиарными» болями.

Сам по себе положительный эффект антацидных препаратов при лечении больных в устранении (снижение интенсивности) изжоги (жжения) и/или боли за грудиной и в подложечной области имеет и определенное диагностическое значение: свидетельствует о возможном наличии у больных одного из кислотозависимых заболеваний.

Эффективность антацидных препаратов известна достаточно давно. Еще на симпозиуме «Антацидная терапия сегодня» (Antacid Therapy Today), проведенном в Стокгольме (Швеция) 18 июня 1982 года, были представлены сообщения о возможности успешного предотвращения и лечения больных с гастроинтестинальными кровотечениями [8], рефлюкс–гастритом [8], язвенной болезнью двенадцатиперстной кишки [8], язвенной болезнью с локализацией язв в препилорическом отделе желудка [8]. В частности, было показано, что комбинация высоких доз антацидных препаратов в сочетании с антихолинергическими препаратами в лечении больных с препилорическими язвами желудка более эффективна, чем лечение больных Н2–блокаторами гистаминовых рецепторов или плацебо [8], соответственно 92%, 82% и 17% случаев; результаты 4 и 6–недельного лечения антацидными препаратами больных с дуоденальными язвами оказались почти одинаковыми по сравнению с лечением больных Н2–блокаторами гистаминовых рецепторов (соответственно 63% и 65% случаев; 72% и 84% случаев); не было различий в частоте рецидивов язв в обеих группах больных [8].

Целесообразность применения антацидных препаратов в терапии язвенной болезни возросла в последнее время в связи с тем, что стало достаточно ясным – возможность наличия язвенной болезни, не только ассоциированой с НР, но и язвенной болезни, не ассоциированной c НР, которая встречается в 8–30% случаев (чаще наблюдается у детей и подростков). При лечении таких больных отсутствует необходимость проведения антихеликобактерной терапии. Однако в терапии язвенной болезни, ассоциированной с НР, после отмены антибиотков (проведения собственно антихеликобакторной терапии в течение 7–14 дней) антацидные препараты можно успешно использовать в лечении больных и в виде монотерапии для «закрепления» результатов лечения.

Опыт лечения больных ГЭРБ, как показали наши наблюдения, показал, что у некоторых больных, нуждающихся в длительном лечении ингибиторами протонного насоса, появляется резистентность даже к современным ингибиторам протонного насоса. Больные замечают, что даже высокие дозы этих препаратов «стали меньше помогать им в устранении болей и/или изжоги (жжения)» за грудиной и в эпигастральной области. У значительной части больных появляется более или менее выраженный метеоризм, значительно ухудшающий качество их жизни. Н2–блокаторы гистаминовых рецепторов при лечении именно таких больных (до лечения этих больных ингибиторами протонного насоса или после них) оказывались менее эффективными, что вынуждало значительно увеличивать дозировку Н2–блокаторов гистаминовых рецепторов, превышающую стандартную. Мы обратили внимание и на другой факт: по данным эзофагогастродуоденоскопий (ЭГДС) у таких больных в этот период не было эрозий, пептических язв и признаков пищевода Барретта, в том числе и по материалам гистологического исследования прицельных эзофагобиопсий. Лишь в терминальном отделе пищевода можно было отметить небольшую отечность и незначительную (нередко лишь очаговую) гиперемию слизистой оболочки и/или более или менее выраженный тонкий белесоватый налет (в анамнезе, по данным ЭГДС, до лечения их ингибиторами протонного насоса, у больных был типичный эрозивный рефлюкс–эзофагит с типичными клиническими проявлениями ГЭРБ). Лечение этих больных невсасывающимися антацидными препаратами в стандартных дозировках позволило улучшить субъективное состояние этих больных. Особенно полезным оказалось лечение Алмагелем Нео больных, у которых наряду с основными клиническими симптомами ГЭРБ отмечался метеоризм. Уже через 2 недели лечения наблюдалось улучшение субъективного состояния больных.

Целесообразность использования Н2–блокаторов гистаминовых рецепторов или ингибиторов протонного насоса в терапии обострений хронического панкреатита достаточно известна [1,4]. Известен и другой факт – эти препараты действуют более эффективно при лечении больных с повышенной и нормальной кислотообразующей функцией желудка. Однако у большинства больных ГЭРБ имеется нормальный или даже сниженный уровень кислотообразования в желудке. Известен и другой факт [7] – от 10% до 20% больных ГЭРБ остаются частично или полностью резистентными к терапии. Невольно возникает вопрос – какой именно терапии?

Очевидно, что не только кислота, а также частота ее поступления с рефлюксом желудочного содержимого в пищевод играют роль в возникновении и прогрессировании рефлюкс–эзофагита у больных ГЭРБ, а также у больных хроническим панкреатитом, у которых также возможна ГЭРБ как в стадии рефлюкс–эзофагита, так и чаще в эндоскопически «негативной» стадии (в качестве сопутствующего заболевания). Невольно возникает и другой вопрос. Почему же ингибиторы протонного насоса, Н2–блокаторы гистаминовых рецепторов оказывают положительный эффект при лечении большинства больных, страдающих ГЭРБ или хроническим панкреатитом? Действительно, у большинства больных агрессивное воздействие соляной кислоты приводит к появлению и прогрессированию ГЭРБ, и лечение большей части больных лишь ингибиторами протонного насоса или Н2–блокаторами гистаминовых рецепторов оказывается вполне успешным..

Однако в возникновении и прогрессировании ГЭРБ, как известно [5], имеют значение, кроме кислоты, желчные кислоты и панкреатические ферменты, особенно трипсин. Очевидно, этим можно объяснить отсутствие значительного эффекта в улучшении состояния некоторых больных даже при длительном, казалось бы, адекватном лечении этих больных ГЭРБ.

Ингибирование секреции соляной кислоты приводит не только к уменьшению интенсивности (ингибированию) секреторной функции желудка, но и к ингибированию внешнесекреторной функции поджелудочной железы, что, в свою очередь, позволяет уменьшить воздействие панкреатического секрета на слизистую оболочку пищевода [3]. Однако роль желчных кислот в качестве патологического фактора возникновения и прогрессирования поражения пищевода при ГЭРБ у многих больных все еще остается. Поэтому вполне оправдано, по нашим наблюдениям, в подобных случаях применение ингибиторов протонного насоса или Н2–блокаторов гистаминовых рецепторов в сочетании с использованием невсасывающихся антацидных препаратов, позволяющих адсорбировать желчь, более или менее периодически поступающую из двенадцатиперстной кишки вначале в желудок, а затем и в пищевод. Такое сочетание указанных выше препаратов позволяет уменьшить дозировки Н2–блокаторов гистаминовых рецепторов или ингибиторов протонного насоса до одного раза в день и, соответственно, улучшить состояние больных. Необходимо лишь соблюдать 3–3,5 часовой интервал между приемом больными препаратов, ингибирующих кислотообразование в желудке, и антацидных препаратов.

Очевидно, что сочетанное использование ингибиторов протонного насоса или Н2–блокаторов гистаминовых рецепторов с невсасывающимися антацидными препаратами вполне оправдано и при лечении больных с сохраненной внешнесекреторной функцией поджелудочной железы, в том числе и при лечении больных хроническим панкреатитом, у которых имеется ГЭРБ. При наличии метеоризма из антацидных препаратов наиболее целесообразно использовать Алмагель Нео.

Известно, что хронический гастрит, по современным представлениям, рассматривается прежде всего в качестве морфологического диагноза; НФД возможна как у больных с наличием хронического гастрита, так и при его отсутствии. При лечении больных с НФД, которых беспокоят боли и/или изжога, невсасывающиеся антацидные препараты особенно целесообразно использовать при язвенноподобном варианте или рефлюксноподобном вариантах этого функционального заболевания, в необходимых случаях сочетая их с Н2–блокаторами гистаминовых рецепторов и/или с прокинетиками (при наличии симптомов диспепсии, обычно ассоциируемых с ухудшением опорожнения желудка), а также с антацидными препа ратами (при наличии симтомов, связанных с повышенной гиперчувствительностью желудка к растяжению).

Литература:

1. Васильев Ю.В Болезни органов пищеварения. Блокаторы Н2–рецепторов гистамина.// М., «Дубль Фрейг«.–2002.– 93 с..

2. Васильев Ю.В. Антацидные препараты в современной терапии заболеваний верхних отделов желудочно–кишечного тракта.// Consilium Medicum. Приложение. – 2003. – Вып. № 2. – С.3–7.

3. Васильев Ю.В., Чурикова А.А. Хронический панкреатит, язвы желудка и двенадцатиперстной кишки (вопросы для размышления). Приняиа в печать.(См. Материалы

4. Гриневич В.Б., Иваников И.С., Успенский Ю.Р. с соавт.// Новые возможности в лечении хронического панкреатита (клинико–фармакоэкономическое исследование). Экспер. и клинич. гастроэнтерология.–2003.– № 1.– С.65–68.

5. Логинов А.С., Васильев Ю.В. Патогенетические аспекта гастроэзофагеальной ренфлюксной болезни. // Россиск. гастроэнт. ж–л.–1998.– №2.– С.5–9.

6 Советский энциклопедический словарь, «Советская энциклопедия».–1980.– 1597 с.

7 Hogan W.J. Эндоскопическое лечение гастроэзофагеальной рефлюксной болезни. // Current Gastroenterol. Reports.– 3003.– Vol .5.– P.206–212.

8. Symposium «Antacid Therapy Today».// Absracts, Stockholm (Sweden) Friday 18 June 1982.–1.00–5.00 pm

Опубликовано с разрешения администрации Русского Медицинского Журнала.




Наиболее просматриваемые статьи: