Продукты для грамотных |
|
Продукты специализированного питания (их также называют продуктами питания с особыми свойствами, продуктами функционального питания) все чаще можно встретить в аптеках. Они обогащены витаминами и минералами, пищевыми волокнами, сбалансированы по составу питательных веществ и, как заявляют производители, способны оказать благоприятное воздействие на наше здоровье. Необходимо ли современному человеку специализированное питание — об этом мы беседуем с проф., докт. биол. наук, руководителем отдела клинико-инструментальных методов исследования Института питания РАМН Андреем Валериевичем ВАСИЛЬЕВЫМ.
— Граница между БАД и продуктами специализированного питания становится все более незаметной, но есть ли между ними какие-то принципиальные различия?
— В состав БАД в преобладающем количестве входят биологически активные компоненты, не несущие пищевой ценности. А пищевые продукты, основу которых составляют макронутриенты (белки, жиры и углеводы), обеспечивают энергетические и пластические потребности организма. Их функциональные (специализированные) свойства могут определяться только за счет приоритетного количества белков, жиров или углеводов. Скажем, для спортсменов предназначены высокобелковые продукты, “энергетические” напитки содержат повышенное количество углеводов, специализированные продукты для лиц некоторых профессий — большое количество жиров. Принципиальное отличие специализированных продуктов питания в том, что они, как правило, не содержат биологически активных веществ природного происхождения, например экстрактов растений и морепродуктов. Вместе с тем назначение БАД и специализированных продуктов одинаковое — оптимизация питания здорового и больного человека.
— Однако некоторым производителям пищевых продуктов ГУ “НИИ питания РАМН” рекомендует зарегистрировать их продукцию как БАД — на основании каких свойств продукта делается такая рекомендация?
— Нормативная база по БАД гармонизируется и совершенствуется как у нас, так и в других странах. Сегодня мы располагаем собственным и мировым опытом исследований адекватного поступления биологически активных веществ и потребности организма человека в них. Самый банальный пример — флавоноиды: еще 5-7 лет назад их содержание в продуктах, а также средний адекватный уровень суточного потребления не оценивались и потому, например, сироп с экстрактом малины или черники считался продуктом питания. Сейчас мы можем говорить о том, что данный вид продукции содержит конкретные биологически активные вещества в физиологически значимых количествах. А значит, эта продукция должна сопровождаться информацией об области ее применения и в ряде случаев — о противопоказаниях.
Конечно, не все производители добросовестны. Одни добавляют в продукт незначительные количества биологически активных компонентов и называют его, скажем, “Сиропом при простуде”, “Сиропом для глаз” и т.д. Таким образом они вводят потребителя в заблуждение, что необходимо пресекать. Другие включают в состав продукции физиологически значимые нормы биологически активных компонентов, не указывая, что продукт имеет противопоказания. Например, выпускают тонизирующее средство с экстрактом лимонника, женьшеня, родиолы розовой и регистрируют его как “Сироп бодрящий”. Совершенно очевидно, что у него есть масса противопоказаний: гипертоническая болезнь, атеросклероз, ишемическая болезнь, повышенная нервная возбудимость. Такие случаи тоже нельзя допускать.
— Какими полезными свойствами обладают современные специализированные продукты питания? Можно ли доверять производителям, утверждающим, что их продукты способны повысить иммунитет, сделать человека более выносливым и т.д.?
— Все эти продукты, которые мы сейчас встречаем на полках магазинов и аптек, — разработки 20-30-летней давности. Тогда пищевая индустрия еще не достигла нынешнего уровня развития и их производство было дорогостоящим, а поэтому разрабатывались и выпускались они в первую очередь для космонавтов, военного контингента, питания в особых условиях труда (атомной, химической промышленности) и т.д. Но высокие технологии, проверенные в самых экстремальных условиях, не могут долго использоваться только в узкоспециализированной сфере — рано или поздно эти разработки входят в нашу жизнь.
Круг применения таких продуктов постоянно расширяется, они становятся все более привычными для нас. Например, все больше людей ежедневно употребляют молочные продукты, обогащенные различными бактериями, которые способны улучшать пищеварение и состояние ЖКТ в целом. Для многих из нас это необходимо, потому что лекарствами, неправильным режимом питания, недоброкачественной пищей мы постоянно губим нашу микрофлору — систему, которая сохраняет нас здоровыми. Спортсмены и люди, занимающиеся тяжелым физическим трудом, повышают тонус организма, употребляя специальные высокобелковые продукты. Обширный ряд профессий, связанных с вредным производством, определяет необходимость обогащения рациона природными антиоксидантами.
Популярны сегодня продукты, обогащенные пищевыми волокнами (не только растительного, но и морского происхождения — например, хитозан из панцирей крабов и других членистоногих), которые не перевариваются в желудке человека, но, поскольку обладают высокими сорбционными свойствами, способствуют более быстрому выведению побочных продуктов метаболизма. Кроме того, пищевые волокна способствуют снижению аппетита и улучшению моторных функций кишечника, что полезно людям, страдающим запорами и имеющим избыточную массу тела. У всех нас дефицит этого компонента в питании. До 60% населения России страдает ожирением, из них 70% — запорами, и всем им необходимо знание свойств потребляемых пищевых продуктов, чтобы выбрать нужную диету.
— Да, пищевые волокна сейчас настолько популярны, что в продаже можно встретить даже, к примеру, молоко, обогащенное ими. Кстати, а как такое возможно?
— Конечно, есть группа растворимых пищевых волокон — производители могут включать их и в соки, и в молоко. Однако все же в жидкостях количество пищевых волокон незначительно, и говорить в данном случае можно скорее о торговом бренде, а не о физиологической значимости. И вряд ли можно назвать такой продукт специализированным. Но наше законодательство не запрещает выпускать, допустим, молоко с небольшими добавками естественных компонентов пищи и не заявлять при этом никаких особых свойств. Эффект от этих компонентов сомнителен, но и вреда они не нанесут, а потому производители регистрируют такой товар не как специализированный, а как обычный пищевой продукт. Однако последующая неадекватная агрессивная реклама безусловно вводит потребителя в заблуждение относительно реальных свойств продукта.
— Сегодня человек, постоянно слышащий о том, что нужно заботиться о своем здоровье, может употреблять витаминно-минеральные комплексы, БАД, а также различные обогащенные продукты одновременно. Не нанесет ли это вред здоровью?
— Микроэлементы, биологически активные вещества и т.д. — все это может быть не только полезным, но и вредным, если не соблюдать мер. И здесь стоит вспомнить слова акад. А.М. Уголёва: “Именно в проблеме питания, быть может, больше, чем где бы то ни было, интегрированы этика и наука, добро и зло, знания и загадки. Вместе с тем нельзя забывать и тот общеизвестный факт, что и недостаток, и изобилие пищи относятся к могущественнейшим факторам, действующим не только в природных условиях, но и в условиях развитых цивилизованных обществ. Еще со времен Гиппократа пищу сравнивали с наиболее мощным лекарством. Однако неправильное употребление такого лекарства, как и любого другого, может привести к драматическим последствиям”.
Если уж человек заботится о своем здоровье, он должен делать это грамотно. Для этого с самого детства необходимо знакомить его с образовательными программами по питанию. К сожалению, в России такие программы системно пока не проводятся, поэтому у нас так распространены детские и подростковые гастроэнтерологические заболевания, детское ожирение и др. До 10% детей раннего возраста в нашей стране недополучают белка. Например, в США проводили общенациональную образовательную программу “Снижение уровня холестерина до нормы у всей нации”, но до конца ее не довели, поскольку проведение таких программ требует больших затрат.
— Способны ли продукты специализированного питания составить конкуренцию традиционным формам БАД, потеснив их на рынке?
— У потребителя должен быть выбор. Ему решать, что ему удобно по времени, цене, пищевым привычкам, — каждый день съедать стакан черники, купленной на рынке, или принимать экстракт черники. Точно так же, как мы понимаем, БАД не способны восполнить нашу потребность в основных пищевых веществах и энергии — они восполняют нашу потребность в микронутриентах. Потребность человека в микронутриентах реальна. Эволюционно мы ежедневно употребляли пищу в количестве до 5,5 тыс. ккал, сейчас это нереально. Сегодня нормальный рацион человека как минимум в два раза менее калориен, но в этом случае он не восполняет необходимость в микронутриентах. Мы не потребляем достаточного количества пищи для восполнения недостатка этих веществ; кроме того, условия хранения, обработки пищевых продуктов сейчас далеко не гарантируют сохранения в них микронутриентов. Потребителю решать, каким образом он будет восполнять недостаток необходимых ему веществ, но он должен быть информирован как о качестве пищевых продуктов, так и о качестве биологически активных добавок к пище.
Беседовала В. Романова
Статья опубликована в журнале Фармацевтический вестник