Особенности течения язвенной болезни в пожилом возрасте |
|
В. А. Ступин, доктор медицинских наук, профессор
Г. О. Смирнова
С. В. Силуянов, кандидат медицинских наук
Е. А. Страдымова, Л. Е. Мишулин
РГМУ, Москва
ГНПП «Исток-Система», Фрязино
Рост числа больных пожилого возраста с язвенной болезнью и ее осложнениями, увеличение в структуре заболевания язв больших и гигантских размеров, длительные сроки рубцевания представляют серьезную проблему в выборе метода лечения заболевания.
Особенности функциональных и морфологических изменений при язвенной болезни, такие как уменьшение секреторной активности желудка, преобладание атрофических форм гастрита, выраженные нарушения микроциркуляции в пожилом возрасте требуют дальнейшего изучения и систематизации для создания лечебно-диагностического алгоритма и прогнозирования течения заболевания.
В клинике госпитальной хирургии № 1 РГМУ за 1997-1999 годы обследовано и пролечено более 2564 больных с язвенной болезнью желудка и двенадцатиперстной кишки, из них больных пожилого и старческого возраста — 13,6%. В отношении пациентов с язвенным поражением ЖКТ применялась стандартная схема обследования, в которую входили современные методы инструментальной и рентгенологической диагностики. При ЭГДС выполнялась биопсия из язвы и слизистой антрального и фундального отделов желудка для морфологического изучения материала, а при рентгеновском исследовании — рельеф слизистой и моторно-эвакуаторная функция желудка и двенадцатиперстной кишки.
Помимо этого использовались современные методы исследования секреторной активности желудка аппаратами «Гастроскан-5М» и «Гастроскан-24М». Обследование включало следующие этапы: базальное исследование в течение 30 минут, базальный щелочной тест, субмаксимальная стимуляция гистамином или пентагастрином, щелочной тест после стимулятора. Суточный мониторинг рН желудка трехэлектродным зондом проводился больным с язвенным кровотечением для оценки эффективности антисекреторной терапии либо для индивидуального подбора схемы консервативного лечения. При расшифровке полученных данных оценивали ряд цифровых показателей: индекс агрессии — средние значения логарифма концентрации водородных ионов в различные периоды обследования, щелочное время и индекс ощелачивания во время проведения щелочных тестов; индекс соотношения — отношение значений рН в теле желудка и антральном отделе; количество эпизодов дуоденогастрального рефлюкса (ДГР) в различные периоды.
Средний возраст в обследуемой группе был 69±5,7 лет. Язвенная болезнь с локализацией в желудке наблюдалась у 35,6% больных, двенадцатиперстной кишки — 56,9% и острые язвы — у 7,5%, причем острые язвы в желудке локализовались у 24 92,3% больных. В соответствии с классификацией А. Джонсона (1965) язвенная болезнь желудка I типа была выявлена 55,5%, II типа — 27%, и III типа — 17,5% больных.
Согласно кислотно-пептической теории, в основе язвообразования лежит прежде всего нарушение равновесия между состоянием защитных факторов, определяющих резистентность гастродуоденальной слизистой, и факторов агрессии.
В пожилом возрасте возрастает агрессивная роль нарушений гастродуоденальной моторики. Одним из проявлений этих факторов агрессии служит дуоденогастральный рефлюкс (ДГР). Выделяют две формы ДГР: физиологический, который является дополнительным фактором нейтрализации соляной кислоты, и патологический, осуществляющий активацию пепсиногена даже в условиях отсутствия соляной кислоты. В пожилом возрасте патологический ДГР встречается у 45% больных. При попадании желчных кислот в просвет желудка в условиях задержки обратной эвакуации, особенно в голодный или межпищеварительный периоды, реализуется феномен обратной диффузии ионов водорода, который играет важную роль в язвообразовании. Вероятно, этим можно объяснить увеличение количества сочетанных язв в желудке и двенадцатиперстной кишке в пожилом возрасте.
Показатели секреторной активности желудка по данным рН-метрии различаются среди молодых и пожилых.
В группу «здоровых» больных были отобраны пациенты, которые не имели характерных для язвенной болезни жалоб, анамнеза и язвенного поражения при ЭГДС с морфологическим исследованием слизистой. В группу молодого возраста попали также пациенты 20—40 лет с язвенной болезнью или неязвенной диспепсией.
Полученные результаты показали, что у больных пожилого возраста индекс агрессии и интенсивность кислотопродукции значительно ниже, чем в молодом возрасте, а защитная функция антрума нарушена больше, о чем свидетельствует величина индекса соотношения — она превышает 1, в то время как в норме составляет 0,3-0,7 ед.
Интересные результаты получены при сравнении морфологических данных исследования слизистой оболочки желудка.
В группе относительно здоровых пациентов пожилого возраста степень выраженности активного гастрита значительно ниже, преобладает атрофия слизистой антрального отдела желудка и часто наблюдается кишечная метаплазия. Инфицированность Нр не более 10%.
При язвенной болезни в пожилом возрасте активный гастрит наблюдается более чем в половине случаев, однако при язве двенадцатиперстной кишки отсутствуют атрофия и кишечная метаплазия, а инфицированность Нр встречается более чем у половины больных. При язве желудка преобладают явления атрофии и кишечной метаплазии в антральном отделе, а инфицированность Нр выявлена в 13,5% случаев. Наличие атрофии в фундальном отделе желудка (у 37-40% у наших больных) говорит о несостоятельности факторов защиты, является прогностически неблагоприятным признаком и встречается у 75-80% больных с гигантскими и труднорубцующимися язвами.
Таким образом, в пожилом и молодом возрасте язвенная болезнь двенадцатиперстной кишки характеризуется сходными морфологическими изменениями, что свидетельствует о сохраненной функциональной активности желудка. При язвенной болезни желудка у пожилых снижены функциональные и морфологические показатели, что может привести к малигнизации.
Проанализировав полученные результаты, можно выделить критерии прогноза течения язвенной болезни в пожилом возрасте. Мы разделили их на факторы агрессии, факторы неполноценной защиты слизистой и провоцирующие факторы (сопутствующая патология), представленные на рисунке.
Сопоставив клиническое течение язвенной болезни с критериями прогноза, мы выявили определенную закономерность, согласно которой у больных без язвенного анамнеза с сочетанием трех форм сопутствующей патологии наблюдается высокий риск появления острых язв в желудке или двенадцатиперстной кишки.
При наличии язвенного анамнеза и сочетании двух форм сопутствующей патологии с одним из факторов агрессии появляется риск осложненного течения язвенной болезни. Наиболее частыми осложнениями при этом являются перфорация язвы или кровотечение.
Если у больных течение язвенной болезни связано с факторами неполноценной защиты слизистой оболочки и сочетается с двумя и более сопутствующими заболеваниями, то мы наблюдаем язвенные поражения больших и гигантских размеров. Другой особенностью в этой группе пожилых больных является длительное рубцевание этих язв и резистентность к консервативному лечению.
Литература
1. Аруин Л. И., Капуллер Л. Л., Исаков В. А. Морфологическая диагностика болезней желудка и кишечника. М.: Триада-Х, 1998.
2. Аруин Л. И., Саркисов Д. С., Кубышкин В. А. Клинико-морфологические особенности гигантских язв желудка // Арх. патол. 1994. № 3. С. 13-19.
Статья опубликована в журнале Лечащий Врач