Тонкости медикаментозного шопинга |
|
Елена Абрамова
Если искать Интернет-аптеки с помощью поисковых машин, то получается очень большой список. Первое впечатление - аптек в Рунете больше, чем обычных магазинов, число которых уже перевалило за тысячу. При близком же рассмотрении получается, что полноценных Интернет-аптек единицы. Что я имею в виду под словом "полноценных"? Речь идет об Интернет-магазине медицинских товаров. Интернет-магазин - это не только витрина и возможность оформления заказа, но и доставка по указанному адресу.
Во время путешествия по медицинским сайтам неизгладимое впечатление произвел на меня Екатеринбургский проект "Русский двор", где предлагается оснащение лабораторий. Что интересно, сотрудники нашей редакции единогласно решили, что "Двор" - один из лучших медицинских сайтов: он просто сразу понравился и не вызвал никаких вопросов. Но это не аптека, и здесь витаминов нет.
Новенький, совсем еще почти "пустой" магазин io7.ru (Санкт-Петербург) предлагает джинсы с медью. Увлекательный рассказ о пользе меди составлен так грамотно с точки зрения рекламы, что, видимо, в ближайшее время я приобрету себе эти джинсы.
Стол заказов http://www.shop.farmo.ru расположил все лекарства в алфавитном порядке. Раздела "Витамины" я не нашла. Да и в самом списке перепутан порядок лекарств: на странице "В-Г" почему-то не внесены лекарства на эти буквы. На мое письмо с вопросом никто не откликнулся.
В аптеке http://www.lavka.ru устроили своеобразный рейтинг лекарств, который создатели сайта назвали "Самые популярные товары в разделе". Оказывается, наибольшим спросом пользуются азалептин, анафранил и аминалон. Зачем делать рейтинг лекарств? Это же не товары широкого потребления. Понятно, если бы речь шла о контрацептивах или гигиенических средствах. Тогда можно было бы увидеть популярность торговых марок. К тому же, видимо, мы увидели не рейтинг, а часть списка по алфавиту.
К сожалению, описаний лекарств в этой аптеке нет, поэтому я не смогла понять, чем же болеет большинство клиентов этого сайта. По непроверенным данным, аминалон - психотропный препарат.
Лидерами продаж на момент подготовки статьи в "Русло" стали декарис в таблетках (средство от глистов, а теперь врачи рекомендуют его еще и для повышения иммунитета), фервекс в пакетиках для детей (в комментариях не нуждается), на третьем месте - ренни (желудочное средство).
"Русло" порадовало сразу тремя технологиями - подробным рубрикатором, алфавитным указателем и поиском по запросу. Но описаний лекарств не было и здесь.
Если немного пофантазировать, то через год-полтора, имея информацию о постоянных клиентах виртуальных аптек, действительно можно будет узнавать много интересного о состоянии здоровья населения по самым популярным лекарствам.
Сайт http://www.e-apteka.ru скорее рассчитан на профессионалов, чем на простых пациентов. Судите сами. Простого списка в алфавитном порядке нет, а по поиску предлагается заполнять следующие поля: "Торговое наименование", "Международное наименование" и "Генеральная форма". Кто кроме медиков может навскидку сообразить, что означают эти поля? С "Генеральной формой" еще можно разобраться - здесь представлен список таких генеральных форм лекарств. Привожу список полностью, так как с познавательной точки зрения можно узнать много интересного: порошок, таблетка, аэрозоль, бальзам, спрей, гранула, жидкость, капли, капсулы, контрацептив, мазь, крем, микстура, сироп, эликсир, пилюля, раствор, сырье. Что же касается наименований, то так и не понятно, каким образом пациентам искать лекарства.
Еще более профессиональный рубрикатор аптека разместила в разделе "Информация о лекарствах". Все рубрики словно сошли со страниц медицинского справочника. Почитайте - получите удовольствие.
После этого напрашивается вывод, что простые люди должны ставить себе диагноз сами.
Создатели проекта не скрывают, что сайт рассчитан и на население, и на медицинских работников, но, к сожалению, для населения на сайте нет удобного сервиса.
Новый исследуемый объект http://www.mosapteka.ru привел меня снова на http://www.e-apteka.ru. Я слегка удивилась, но заметила, что интерфейс несколько изменился и стал более дружелюбным и рассчитанным на простого пользователя. Поэтому мне легко далась процедура заказа репейного масла с прополисом за 46 руб. Вместе с доставкой стоимость моего эксперимента возросла до 130 руб. Оператор сработал быстро, и на следующий день я получила столь дорогую во всех смыслах бутылочку размером с ладонь.
База данных "Аптеки на Лесной" устроена так, что в ней легко ориентироваться. И, как говорится в инструкции, "лекарство ищется в базе данных по любой характерной части его наименования, независимо от регистра букв. Например, если вы ищете "Эссенциале Форте", достаточно ввести "эссе". Если вы хотите посмотреть полный список препаратов из какой-либо фармакологической группы, выберите фармакологическую группу и оставьте пустым поле "Название".
Заказ принимается к исполнению сотрудниками аптеки в день обращения, если он поступил в рабочее время аптеки - 8-20 часов (время московское), причем заказ действителен в течение 24 часов с момента его отправки на сервер. Это означает, что если клиент не приходит в аптеку за лекарством, то спустя 24 часа его заказ аннулируется.
"Таблетка" предоставляет услугу по доставке лекарств. Для этого необходимо успеть заказать товар до 14 часов. Я выбрала "Витамин С" и "Сироп шиповника". Но, увы, не получилось: "Доставку заказанного вами ассортимента осуществляем только в пределах Центрального округа Москвы. Стоимость доставки - 50 рублей", - сообщается в инструкции. А редакция журнала расположена за пределами Садового кольца. Печально, но в то же время приятно, что создатели проекта трезво оценивают свои возможности и заранее предупреждают клиентов.
Профессионализм создателей "Таблетки" ярко проявился в следующих словах, которые мне больше нигде не встречались: "Оформляя заказ, обратите внимание на графу "рецепт", во избежание недоразумений и побочных действий, которыми обладают все лекарственные средства в той или иной степени, убедительная просьба получить консультации у врача, ведь, выписывая вам рецепт, доктор отвечает за это юридически, а наш администратор готов вас проконсультировать по препаратам безрецептурного отпуска и парафармацевтике".
На сайте "Виртуальная аптека" - после традиционной регистрации я без труда нашла по рубрикатору необходимые витамины. Рубрикатор показался мне очень удобным: видимо, создатели сайта старались сделать его понятным людям без медицинского образования. Всего пять рубрик. Более подробно я расшифровываю рубрику, в которой был предмет моего поиска.
1. Лекарственные препараты.
2. Красота и здоровье.
3. Мать и дитя.
4. Здоровое питание.
4.1. Витамины и минералы:
§ для детей;
§ для взрослых;
§ для пожилых;
§ для беременных женщин.
4.2. Пищевые добавки.
4.3. Фитотерапия.
5. Персональная помощь.
В разделе "Витамины для взрослых" я заказала ундевит (драже) за 12 рублей 83 коп. и аскорбиновую кислоту (витамин С) за 11 руб. 12 коп. С доставкой 25 руб. стоимость моего заказа составила 48 руб. 95 коп.
Оператор быстро связался со мной. И вот здесь началось интересное. Оказывается, технология покупки на http://www.wer.ru несколько отличается от покупок в других магазинах одним маленьким нюансом. Если вы заказали несколько товаров, то перед окончательным оформлением заказа необходимо сделать заключительный выбор, то есть еще раз просмотреть список в своей корзине и убедиться, что все это будет покупаться. Под списком есть маленькая инструкция: "Для того чтобы удалить ненужные позиции из вашей корзины или сделать заказ, поставьте галочки напротив препаратов, которые вы хотите сейчас заказать или удалить, и нажмите соответствующую кнопку".
В обычных магазинах тоже есть возможность удалить ненужные товары из корзины - здесь нет вопросов. Но я в первый раз столкнулась с вариантом, когда "нужно ставить галочки", чтобы указанные в корзине товары были приняты как окончательный заказ. Обычно все, что указано в корзине, и есть заказ "по умолчанию". Конечно же, я, бегло прочитав инструкцию, решила, что удалять ничего не буду, и оформила покупку. Я не обратила внимание на волшебное слово "или" в этом тексте.
В результате в моем оформленном заказе не был указан ни один из выбранных мной товаров, о чем оператор и сообщил мне. Пришлось по телефону рассказать, что именно я хотела купить. Товар был доставлен по договоренности на следующий день без каких-либо приключений.
Но на этом история не закончилась. Когда я писала статью, мне пришлось вернуться в аптеку http://www.wer.ru, чтобы точно скопировать замысловатую фразу о процедуре проставления галочек и удаления (или неудаления) товаров из корзины. В первый раз, введя пароль, я увидела, что в моей корзине присутствует предыдущий заказ. Увлекшись процедурой удаления товаров из корзины, я упустила возможность копирования текста инструкции, так как в пустой корзине этого текста уже не было. Тогда я выбрала первый попавшийся продукт и успешно скопировала необходимый текст. После этой процедуры я просто закрыла Explorer.
Побывав в своей корзине два раза и ничего не оформив для покупки, по электронной почте я получила два счета из аптеки http://www.wer.ru (естественно, без списка товаров). Почему? Наверное, так устроена программа...
Просматривая по порядку списки сайтов, я в очередной раз убедилась, что скоро настанет день, когда надо будет дать определение 5-6 обязательных признаков Интернет-магазина (в нашем случае - аптеки), а все остальные будут считаться либо каталогами и библиотеками, либо представительствами и офисами компаний.
Вывод
Я решила выделить в отдельную главу следующее умозаключение. Надеюсь, вы обратили внимание на стоимость доставки лекарств в моем эксперименте - от 25 до 84 рублей в Москве. Во время своего путешествия я встречала цены на курьерские услуги по Московской области вплоть до 600 рублей.
Думаю, вы согласитесь со мной, что те, кто имеет дома компьютер и Интернет, - зачастую не самые богатые люди. Кстати, уверена, что и состоятельная часть общества тоже обращает внимание на стоимость доставки. У меня есть замечательные друзья - большая семья из семи человек, которые за последние пять лет смогли собрать себе три компьютера, которые необходимы им для работы. Я уверена, что они не позволят себе потратить более 25 рублей на курьерские услуги.
А если представить себе больного человека, который не в состоянии дойти до аптеки?.. При этом еще вспомните, сколько сейчас стоят лекарства! Конечно, находясь в режиме экономии, в котором пребывает сейчас практически все население России, проще попросить соседа или родственника купить в аптеке необходимое лекарство, чем тратить столь значительные суммы.
Я не уверена, что услуги виртуальных аптек как Интернет-магазинов будут в ближайшие 5 лет иметь широкое распространение в России. Скорее, их функции пока ограничатся возможностью предварительного поиска и "бронирования" лекарств.
Источник: http://www.medicus.ru/