Лечение наркомании и алкоголизма: путь к выздоровлению

Диетотерапия при дисфункциях желудочно-кишечного тракта у детей раннего возраста

Г. А. Самсыгина

Доктор медицинских наук, профессор

Дисфункции желудочно-кишечного тракта (ЖКТ), или, правильнее, функциональные расстройства деятельности ЖКТ, столь часто встречаются в первые месяцы жизни, что практически в той или иной мере наблюдаются у каждого ребенка. Трудно себе представить такого малыша, у которого хотя бы однажды не отмечалось срыгивания или рвоты, послабления стула или запора, метеоризма или кишечной колики.

Все вышеперечисленные проявления могут наблюдаться однократно и не оказать никакого влияния на состояние здоровья и самочувствие ребенка, т. е. носить случайный характер. В то же время все эти проявления могут быть первыми симптомами заболевания, причем не только заболевания ЖКТ, но и других органов и систем организма. Наконец, эти проявления могут отражать функциональные расстройства деятельности ЖКТ, обусловленные несоответствием возможностей растущего организма и предъявляемыми к нему требованиями. Поэтому прежде чем проводить терапию вышеперечисленных состояний, врачу необходимо разобраться в них.

Отметим, что все дисфункции ЖКТ в отличие от заболеваний всегда начинаются исподволь, почти незаметно и в первые недели жизни. Причем начало клинических проявлений дисфункции никогда не сопровождается подъемом температуры, изменением состояния и поведения ребенка (изменением окраски кожных покровов и видимых слизистых, появлением одышки, беспокойства или, наоборот, вялости и сонливости и т. д.), тем более токсикозом. Нарушение прибавки массы тела наблюдается не ранее чем через 3-4 недели от манифестации дисфункции, а замедление роста и развития — или спустя несколько месяцев, или вообще не отмечается. Однако длительное сохранение функциональных расстройств создает благоприятные условия для формирования заболеваний ЖКТ, таких как стойкие рефлюксы (кардиоэзофагальный, дуоденогастральный и др.), хроническое воспаление слизистых оболочек кишечника, вторичная ферментативная недостаточность и т. д., а также заболеваний других органов и систем (гипотрофия, дефицитные состояния, неврозы и т. д.). Поэтому терапия функциональных расстройств ЖКТ столь же важна и обоснованна, как и терапия других заболеваний. Но принципы и методы этой терапии несколько иные.

В основе развития функциональных расстройств деятельности ЖКТ лежат три основные группы факторов или их сочетание.

Первая группа факторов (наиболее часто встречающиеся) включает наличие морфологической и/или функциональной незрелости ЖКТ у преждевременно родившихся детей, у детей, родившихся с массой, малой по отношению к гестационному возрасту, а также у детей с нормальным физическим развитием, но имеющих признаки морфофункциональной незрелости. Показано, что во всех этих ситуациях наблюдается более позднее развитие вегетативной нервной системы кишечника, более поздний старт ферментных систем, особенно ферментов, ответственных за расщепление липидов, протеинов коровьего молока, дисахаридов, и несовершенное функционирование желез и иммунной системы слизистой оболочки ЖКТ [1, 2]. Это создает определенные трудности для становления и осуществления пищеварения даже при нормальной для ребенка пищевой нагрузке.

Вторая группа факторов обусловлена ситуациями, когда в силу каких-либо обстоятельств к ЖКТ ребенка предъявляются повышенные требования: количественная или качественная перегрузка, несоответствующее возрасту питание, неправильная техника вскармливания, насильственное вскармливание, недостаточность или избыток питья и т. д. Надо сказать, что зачастую при наличии второй группы факторов у ребенка выявляются незрелость или дискоординация развития ЖКТ.

Определенную роль в развитии дисфункций у детей играет состояние матери (или окружения ребенка). Речь идет о повышенной тревожности, нарушениях питания, асоциальных условиях жизни, серьезных нарушениях режима. Ряд авторов указывают на роль гормональной перестройки в организме кормящей женщины как на одну из возможных причин, вызывающих дисфункции ЖКТ у их детей.

Таким образом, ведущим патогенетическим звеном дисфункций ЖКТ является все-таки недостаточная зрелость или дискоординация функционального становления этой системы в первые месяцы жизни ребенка, что в ситуации интенсивного роста и развития вызывает различные клинические проявления. Последние очень беспокоят родителей, которые порой начинают «принимать меры», в результате чего эти расстройства закрепляются и усиливаются. Отмечено, что функциональные расстройства ЖКТ значительно чаще встречаются у первенцев, долгожданных детей, детей пожилых родителей и в семьях с высоким уровнем жизни.

Знание природы и клинических особенностей дисфункций ЖКТ позволяет врачу-педиатру уже при опросе родителей и осмотре ребенка с достаточной степенью достоверности установить функциональный характер расстройств. Но во всех сомнительных случаях необходимо дополнительное обследование «первого уровня», которое обычно занимает не более одной недели и может быть полностью осуществлено в амбулаторных условиях. Такое дополнительное обследование включает двух-трехкратное копрологическое исследование кала, исследование кала на содержание углеводов, бактериологическое исследование, при необходимости — УЗИ органов брюшной полости. При подозрении на наличие у ребенка патологии (пороки развития, воспалительный процесс и т. д.) необходима госпитализация для проведения соответствующих методов диагностики и лечения.

Как уже отмечалось выше, дисфункции ЖКТ у детей раннего возраста наиболее часто клинически проявляются следующими синдромами: синдром срыгивания и периодической рвоты, синдром кишечной колики (метеоризм в сочетании со схваткообразными болями в животе и криком) и синдром нерегулярного стула со склонностью к запорам и периодическими периодами послабления. И все эти проявления требуют различных корригирующих мероприятий.

Однако во всех случаях функциональных расстройств деятельности ЖКТ лечение следует начинать с общих мероприятий, которые направлены на создание спокойного психологического климата в окружении ребенка, нормализацию образа жизни семьи и ребенка.

На что с этих позиций следует обратить особое внимание?

Прежде всего это психологический микроклимат в окружении ребенка. Особое внимание следует уделить объяснению взрослым возможных причин дисфункции. Обратив внимание на признаки морфофункциональной незрелости, если таковая имеет место, объяснить, что необходим временной интервал для созревания отдельных функций организма, и нужно учитывать это, планируя разного рода нагрузки, в т. ч. и пищевые.

При наличии повышенной тревожности у матери можно рекомендовать увеличение продолжительности прогулок и сна, теплые души или ванны с добавками (соли, пены, масла) с успокаивающим действием (аромотерапия); прием успокоительных чаев, травяных сборов, настоек пиона, пустырника, валерианы, прием новопассита. В некоторых случаях следует обратиться за консультацией к специалисту (психологу, психоневрологу). Положительную роль в снятии напряженности и повышенной тревожности может сыграть тихая, спокойная музыка, постоянно звучащая в доме.

Целесообразно совместно с родителями проанализировать суточный и разовый объем питания и обязательно жидкости, которую получает ребенок, их соответствие возрасту и фактической массе тела ребенка, режим кормления, его технику, правильность приготовления смесей.

Нередко именно эти простые и, казалось бы, незначительные детали лежат в основе становления невротической реакции малыша на кормление. Наиболее разумным, на наш взгляд, является режим свободного вскармливания (не путать с хаотичным!). При этом после кормления надо держать ребенка в вертикальном или полувертикальном положении для устранения аэрофагии. Следует обратить внимание родителей, что при кормлении ребенок должен плотно захватывать сосок или соску и сосать бесшумно, соска должна быть удобна для него, а диаметр отверстия не слишком велик. При нормальном питании ребенок первых 2-3 месяцев жизни почти не нуждается в дополнительном питье (не более 100 — 150 мл в сутки), и на это также следует обратить внимание.

Второе направление терапии функциональных расстройств — это диетотерапия, которая в ряде случаев может дополняться медикаментозным лечением.

Если ребенок находится на естественном вскармливании, то начинать надо с питания матери. В ежедневном рационе кормящей женщины во всех случаях следует ограничивать потребление газообразующих продуктов — капусты, особенно квашеной, лука, помидоров, квашеных овощей, яблок, груш, арбузов, винограда, гороха, фасоли, грибов, черного хлеба, кваса; острых, копченых продуктов, продуктов с большим количеством жиров, пряностей и солений.

При синдроме кишечной колики газообразующие продукты следует полностью исключить из рациона кормящей женщины, а молочные продукты ограничить.

При послаблении и неустойчивости стула у ребенка матери следует ограничить потребление продуктов, обладающих послабляющим действием (огурцы, свекла, тыква, дыня, сливы и т. д.), при тенденции к запорам — риса, хлебных изделий, яблок и т. д.

Безусловно, самым оптимальным питанием для ребенка является грудное молоко. Однако дисфункции ЖКТ наблюдаются и при естественном вскармливании. Поэтому наряду с коррекцией питания матери в случаях синдрома срыгиваний и рвоты рекомендуется особое внимание обращать на создание спокойной обстановки во время кормления, устранение аэрофагии (плотный захват ребенком соска, кормление в полувертикальном положении), предупреждение перекорма и назначение медикаментозного лечения для предупреждения и лечения эзофагита, вызываемого забросом кислого содержимого желудка (боржоми, но-шпа, маалокс и др.).

При появлении признаков кишечной колики следует согревать живот ребенка с помощью подогретой фланелевой пеленки или теплой грелки, рекомендуются теплые ванны, простые или с отварами трав, обладающие спазмолитическим эффектом (ромашка, мята перечная, шалфей, душица). Медикаментозная терапия предполагает использование сиропа еспумизан 40 (симетикон), который устраняет метеоризм, при вторичной лактазной недостаточности — назначение лактазы (лактаза солушен, лактраза и т. д.).

Для детей с функциональными расстройствами деятельности ЖКТ, находящихся на искусственном или смешанном вскармливании, в настоящее время предложены специальные лечебные смеси.

При синдроме срыгивания и рвоты рекомендуется использование смесей, содержащих пищевые волокна. Они имеют более густую консистенцию, что уменьшает регургитацию пищи и, соответственно, препятствует срыгиваниям. С другой стороны, наличие пищевых волокон помогает нормализовать моторику кишечника и способствует регулярности стула. В качестве пищевых волокон обычно используется клейковина бобов рожкового дерева.

К таким молочным смесям относятся нутрилон антирефлюкс («Нутриция»), омнео («Нутриция»), фрисовом («Фризленд»). Все перечисленные смеси являются адаптированными пресными молочными смесями и могут быть использованы с первых дней жизни у доношенных детей.

К молочным смесям для недоношенных новорожденных и маловесных детей, родившихся с массой тела менее 2500 г, в силу морфофункциональных и метаболических особенностей их организма предъявляются особые требования. В частности, смеси для недоношенных детей характеризуются относительно высоким содержанием белка по сравнению с адаптированными смесями для доношенных детей (1,9-2,2 г/100 мл против 1,3-1,5 г/100 мл для доношенных); соотношение сывороточных белков к казеину составляет 60:40 или 50:50. Таким образом, аминокислотный состав этих смесей оказывается приближен к таковому в женском молоке. Липидный компонент включает триглицериды со средней длиной углеродной цепи, приготовленные в основном на кокосовом масле. Такие триглицериды могут всасываться непосредственно в систему воротной вены, минуя лимфатическую систему, и не нуждаются в эмульгации (расщеплении липазой, синтез и активность которой у недоношенных снижены). Углеводный компонент смесей характеризуется сниженным содержанием лактозы (учитывается лактазная недостаточность недоношенных и маловесных детей) за счет полимеров глюкозы (декстрин-мальтозы). Кроме того, благодаря бифидогенным свойствам этих полимеров снижается осмолярность готовой смеси до 250-270 мОсмоль/л (предупреждение дизэлектролитных расстройств и связанных с ними дисфункций ЖКТ и почек).

Смеси для недоношенных детей обязательно включают витамины (в том числе холин и инозитол), L-карнитин, минеральные вещества (с несколько повышенным содержанием железа, кальция, цинка), другие микроэлементы, незаменимую аминокислоту — таурин, активно участвующую в процессах дифференцировки нервной ткани. Таким образом, специализированные смеси для недоношенных детей ориентированы прежде всего на функциональную и морфологическую незрелость ЖКТ у детей этой категории. Поэтому их использование обеспечивает профилактику дисфункций ЖКТ.

Всем этим требованиям наиболее полно отвечают следующие смеси: хумана 0, фрисопре, энфалак, алпрем, ненатал, пренутрилак, пренан, СМА низкий вес. Специализированные смеси для недоношенных обычно используют в течение первых двух-трех месяцев жизни детей (в зависимости от степени зрелости). Затем переходят на вскармливание обычными или лечебными смесями. При этом при хорошей индивидуальной переносимости следует по возможности использовать смеси одной и той же фирмы. Это снижает риск развития пищевой аллергии. Например, при использовании адаптированных молочных смесей компании «Фризленд» ребенку, родившемуся недоношенным и получавшему в первые два месяца жизни смесь фрисопре, лучше назначить фрисовом (если нет других показаний). При использовании в первые два месяца смеси ненатал компании «Нутриция» впоследствии, в зависимости от характера дисфункции, ребенку могут быть назначены нутрилон антирефлюкс или омнео.

С другой стороны, надо отметить, что технология приготовления смесей для недоношенных во многом используется в приготовлении лечебных смесей для детей с функциональными нарушениями деятельности ЖКТ. Так, смеси омнео и фрисовом готовятся на молочной сыворотке и характеризуются частичным гидролизом белков коровьего молока и низким содержанием лактозы, в омнео содержатся среднецепочечные триглицериды. Это оптимизировано для вскармливания детей с предполагаемой незрелостью или дискоординацией созревания ЖКТ. Поэтому данные смеси могут быть использованы у недоношенных и маловесных детей в более ранние сроки (с 1-1,5 месяца). Нутрилон антирефлюкс имеет казеиновую основу (соотношение казеин : сывороточный белок = 80:20), поэтому он больше подходит для доношенных и морфофункционально зрелых детей.

Все смеси этого ряда (нутрилон антирефлюкс, омнео, фрисовом) способствуют уменьшению частоты срыгиваний и рвоты. Кроме того, они оказывают влияние на частоту стула. Причем омнео и фрисовом имеют отчетливый послабляющий эффект и рекомендуются при тенденции к запорам. В то же время нутрилон антирефлюкс, имеющий казеиновую основу, обладает закрепляющим эффектом и рекомендуется для детей со склонностью к диарее.

При нарушении регулярности стула наряду с лечебными смесями, о которых говорилось выше, можно использовать и другие, в сочетании с ними или самостоятельно. В частности, при склонности к диарее показано назначение низколактозных смесей. Это могут быть смеси на казеиновой основе (изомил, АЛЛ 110, нутримилк низколактозный, нутрилон низколактозный). При использовании двух лечебных смесей в рационе ребенка также лучше выбирать продукты одной и той же компании. Например, нутрилон антирефлюкс и нутрилон низколактозный.

Выраженным закрепляющим эффектом обладают лечебные смеси, приготовленные на основе соевого белка. К ним относятся алсой («Нестле»), бона-соя («Кюмос»), вайсоя («Вайт Лабораториз»), нутрилак-соя (Россия), нутрисоя («Нутриция»), симилак-изомил («Эббот Лабораториз»), СМА нурсой («Вайт Ледерле»), соя септ («Семпер»), туттели-соя («Валио»), фрисосой («Фризленд»), хумана ЛП («Хумана»), хайнц-соевая смесь («Хайнц»), энфамил-соя («Мид Джонсон») и др.

При тенденции к запорам следует, наоборот, избегать использования смесей на соевой основе. Могут быть рекомендованы смеси на основе молочной сыворотки с частичным гидролизом белков коровьего молока. Это — омнео («Нутриция»), хумана 1 ГА, хумана 2 ГА («Хумана»), ХИПП ГА1, ХИПП ГА2 («Хипп»), а также кисломолочные смеси, обогащенные пробиотиками (агу, ацидофильная смесь «Малютка», биолакт, бифилин; для детей старше 7 месяцев — кефир, бифидолакт, биокефир). Все эти смеси обогащены штаммами бифидобактерий. В отличие от них смеси НАН кисломолочный («Нестле»), лактофидус («Данон») обогащены лакто- и бифидобактериями. Лактофидус содержит активную лактозу, а НАН кисломолочный содержит энтерококки, при расщеплении которых в ЖКТ ребенка высвобождается лактаза.

При этом всегда следует помнить, что при выборе смеси для ребенка с дисфункциями ЖКТ, имеющего склонность к срыгиваниям и рвоте, следует избегать использования кисломолочных смесей, которые в силу более низкого рН усиливают срыгивания и способствуют развитию эзофагита. В этих случаях выбор ограничен пресными смесями, обогащенными растительными волокнами, речь о которых шла выше.

Литература

1. Commings R. D. In Glycoconjgates//New York. Marcel Dekker Inc., 1992, p. 333-360.

2. Egge H. In New perspectives in infant nutrition// Stuttgard, 1993, p. 12-26.

Статья опубликована в журнале Лечащий Врач




Наиболее просматриваемые статьи: